Правительство поддержало идею создания единого электронного реестра проверок

Правительство поддержало идею создания единого электронного реестра проверок

Правительство Российской Федерации поддержало идею, сформулированную Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации, о ведении электронного реестра проверок предпринимателей.

На сегодняшний день не существует четкого и доступного широкому кругу заинтересованных лиц плана государственных проверок предприятий.

По новой системе график проверок (как плановых, так и внеплановых) будет содержаться в едином электронном реестре, оператором которого станет Генпрокуратура. Также в открытом доступе будут и результаты проверок. Предварительный срок начала работы реестра – 1 июня 2015 года, то есть уже в следующем году предприниматели смогут заблаговременно спланировать свою работу с учетом контрольно – надзорных мероприятий. 

Следующим шагом предположительно станет уход от традиции проведения проверок всех подряд предприятий. Планируется сосредоточить внимание на тех производствах, где наиболее возможны нарушения, связанные с угрозой жизни и здоровью людей. Риск-ориентированный подход предполагает установление зависимости интенсивности проверок от степени общественной опасности вида экономической деятельности проверяемого. Основы этого подхода уже нашли отражение в законодательстве о промышленной безопасности. Количество действительно опасных производств снижено с 290 тыс. до 9 тыс.

Не менее актуальной задачей при совершенствовании контрольно-надзорной деятельности государства является дифференциация штрафов в зависимости от уровня общественной опасности правонарушения, прежде всего, а также с учетом размера бизнеса (микро-, малое, среднее, крупное предприятие), и фактора «рецидива», ставящего тяжесть наказания в зависимость от того, впервые или нет предприятие привлекается к ответственности. . Палатой уже было высказано предложение о сокращении срока административной приостановки деятельности с девяноста до десяти с предоставлением возможности в указанный период устранить нарушение. Кроме того, следует ограничить совокупный размер суммы штрафов на одного хозяйствующего субъекта, налагаемых по разным статьям КоАП в ходе одного контрольного мероприятия (предельную сумму необходимо установить, исходя из принципа дифференциации административного наказания).

По мнению ТПП РФ, применение вышеуказанной системы наложения штрафов позволит в значительной мере исключить коррупционную составляющую и стимулировать представителей предпринимательского сообщества к исправлению выявленных нарушений.



Л.Боровая
Департамент предпринимательства и услуг