И снова о проверках: новое в 2015 году

И снова о проверках: новое в 2015 году

31 декабря 2014 года Президент РФ подписал закон, направленный на создание единого реестра проверок государственного и муниципального контроля.

Идея о его создании содержалась в подготовленных ТПП РФ предложениях, вошедших в доклад Уполномоченного при Президенте по правам предпринимателей. Окончательно решение о введении реестра проверок было закреплено в тезисах послания Президента Федеральному Собранию в декабре 2014 года.
 
В самом конце 2014 года Федеральный закон был подписан. Единый реестр проверок включит в себя информацию о всех плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также данные по итогам проведенных проверок. Эта мера направлена на достижения прозрачности контрольно-надзорных процедур.
  
ТПП РФ настаивает на том, что введение реестра проверок должно, помимо информативной функции и функции учета, нести функцию защитного механизма для подконтрольных субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В развитие закона о реестре проверок Палата предлагает дополнить его двумя важными положениями:
1) проведение проверок без включения сведений о них в единый реестр проверок, а также до присвоения проверке учетного номера, не допускается;
2) результаты проверки, проведенной с нарушением вышеназванного положения, являются недействительными.

Вместе с тем, в этот же день был подписан законопроект, вызвавший неоднозначную реакцию общественности, - ФЗ № 532 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».

В данный федеральный закон введена норма, согласно которой Роспотребнадзор получил право без предварительного уведомления проводить внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот пищевой продукции и оказывающих услуги общественного питания.
 
На первый взгляд, налицо ужесточение условий для предпринимателей. Однако часто ли контролирующие органы баловали бизнесменов предупреждениями о своих визитах? Согласно действующему закону № 294-ФЗ, процент предусмотренных законом случаев уведомления о внеплановых проверках предельно мал.
 
Рассмотрим это подробнее. Итак, согласно федеральному закону № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановые выездные проверки проводятся в трех случаях:
1) истечение срока исполнения предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
2) поступление в органы контроля обращений, информации о следующих фактах:
а) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При этом согласно 294-ФЗ предварительное уведомление о начале внеплановой проверки (за сутки) должно быть направлено проверяемому только в первом и третьем случаях из приведенного перечня. Исходя из правоприменительной практики, проверки по указанным основаниям проводятся не часто и не относятся к той категории, на которую жалуется бизнес в части избыточной нагрузки. Самые «популярные» с точки зрения частоты проверки, проводимые по основаниям, обозначенным в пункте 2, согласно 294-ФЗ проводятся без предварительного уведомления.

Важно обратить внимание на то, что во время работы над законопроектом часть о внеплановых проверках была включена в него только во втором чтении. Такой прием исключает предварительные обсуждения проекта закона с бизнес-сообществом и позволяет уйти от важной процедуры – оценки регулирующего воздействия, которая тоже предусмотрена законом. Похожим образом едва не был принят закон о муниципальных сборах для 22 видов предпринимательской деятельности в 2014 году.
 
ТПП РФ неоднократно высказывалась о недопустимости принятия нормативно-правовых актов, касающихся условий для ведения бизнеса в РФ, без участия в обсуждении бизнес-сообщества и процедуры оценки регулирующего воздействия.

Департамент предпринимательства и услуг, Л.Боровая