6 июня состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности, Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности на тему: «Актуальные вопросы осуществления закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд».
Ведущим совместного заседания выступил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности Валерий Сергиенко.
Открыл заседание вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. В своем выступлении он отметил, что отрасль фармацевтической и медицинской промышленности последние несколько лет показывает стабильный рост. Предприятия отрасли активно используют предлагаемые государством, в т.ч. Минпромторгом России, инструменты поддержки. Так, востребованными являются займы Фонда развития промышленности. В частности, за 2015-2017 годы Фондом было одобрено 26 проектов по направлению «Медбиофарма», в том числе 11 проектов, рекомендованных территориальными ТПП. Дмитрий Курочкин представил участникам заседания изданный Палатой совместно с ФРП Сборник лучших региональных промышленных проектов 2015-2016 гг.
Вместе с тем, вложенные частные инвестиции, выделенные средства господдержки не могут быть эффективно реализованы, поскольку большое количество нарушений при проведении государственных закупок ведет к нарушению конкуренции и отсечению от торгов добросовестных производителей. В результате, ряд производителей оказались в тяжелой экономической ситуации.
С приветственным словом выступил исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Комиссии РСПП по индустрии здоровья Виктор Черепов.
С основным докладом «Практические аспекты закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий. Конкуренция, поддержка российского производителя и их роль в развитии фармацевтической и медицинской промышленности» выступил президент Ассоциации «Росмедпром» Юрий Калинин.
Анализ правоприменительной практики федеральных законов от 05.02.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и их влияния на повышение доступности, качества и безопасности лекарственных препаратов и медицинских изделий для нужд здравоохранения Российской Федерации показывает, что, несмотря на трудности с финансированием, лечебно-профилактические учреждения и органы здравоохранения не всегда экономно расходуют выделяемые им бюджетные средства.
В 2016 году и первом квартале 2017 года участились случаи нарушения заказчиком правил организации подготовки и проведения конкурсных процедур на закупку медицинской продукции. Включение в состав одного лота продукции различных видов, излишняя конкретизация лотов, составление технического задания и условий исполнения контракта под конкретного поставщика становится нормой, что приводит к ограничению допуска к закупкам большого числа компаний и, как следствие, не эффективному использованию бюджетных средств, а также снижению качества медицинской помощи. В качестве наиболее характерных примеров в докладе приведены:
В 2017 году Минздрав Хабаровского края провёл несколько торгов на закупку генно-инженерных инсулинов человека, технические задания в которых были сформулированы в нарушение требований законодательства под торговое наименование, в результате чего контракт был заключен с единственным участником, по начальной цене.
В 2016 году Ленинградский областной онкологический диспансер осуществил закупки таргетных препаратов на сумму около 80 млн рублей, что хватило для лечения 96 пациентов. Если бы препараты были закуплены с учетом перераспределения между ними согласно российским и международным рекомендациям, то можно было бы пролечить ещё 114 пациентов таргетными и базовыми лекарствами.
Попытки обжаловать решения заказчика не всегда дают положительные результаты. В связи с тем, что в нормативных правовых актах, регулирующих организацию и проведение торгов, недостаточно четко прописаны требования к составу технических заданий, описанию товара, формированию лота, порядку присвоения товарам кодов по новому классификатору продукции ОКПД2, отсутствуют инструменты борьбы с демпингом, в случае возникновения спорных ситуаций специалисты антимонопольной службы часто принимают сторону заказчика. Из-за отсутствия судебной практики иногда по типовым спорам принимаются диаметрально противоположные решения. В результате, отмечается в докладе, ущерб наносится:
- здравоохранению, которое приобретает лекарства и технику по завышенным ценам;
- промышленности, которая не реализует свои возможности;
- бюджету государства, которое вкладывает средства и в развитие отрасли, и в развитие здравоохранения.
Президент Ассоциации «Здравмедтех» Александр Ручкин рассказал о практике государственных закупок одноразовых медицинских изделий. Высокими темпами развиваются предприятия, выпускающие конкурентоспособную одноразовую медицинскую одежду. В прошлом году ими произведено продукции на 3,5 млрд руб., что составило более 70 процентов российского рынка.
Продукция соответствует национальным и европейским стандартам. Однако и они, по указанным выше причинам, не смогли принять участие в 30 процентах проведенных аукционов, в которых снижение цены закупки от начальной максимально не превышало 5 процентов. В аукционах, где принимали участие российские компании, цены закупки медицинской одежды снижались на 30 и более процентов.
Анализ семи аукционов из разных регионов (Северо-Западного, Приволжского, Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов) показал, что благодаря включению в технические задания «защитных позиций» в виде продукции зарубежного производства снижение цены закупки от начальной максимальной находилось в пределах от 0 до 5 процентов. В 5 других аукционах, где не было «защитных позиций», цена закупки составила 41 процент от начальной, так как в них участвовали отечественные производители.
О практике участия компаний в государственных закупках рассказали президент ПАО «Фармимэкс», президент Национальной фармацевтической палаты Александр Апазов, генеральный директор ООО «Стерин» (г.Луховицы) Юрий Желонкин, президент ЗАО «Медицинские технологии Лтд» Анатолий Дабагов, главный юрисконсультант ООО «ГЕРОФАРМ» Роман Должанский.
Своими комментариями по представленным проблемам в сфере государственных закупок поделились представители государственных органов – директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина, директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Алексей Алехин, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Екатерина Набатова.
По итогам совместного заседания приняты рекомендации, которые после дополнения поступившими в ходе заседания предложениями будут направлены в Правительство Российской Федерации.
Комитет ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности, Н.Солдатова