21.10.03.
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось совместное расширенное заседание Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям и Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса на тему: «Влияние новой политики по капиталу (Базель II) на кредитование малого и среднего бизнеса и обслуживающие их кредитные организации». Вели заседание председатель подкомитета по инвестициям Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям И.В. Финогенов и председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса В.П.Ермаков.
В.П.Ермаков обозначил одну из основных проблем развития малого бизнеса как доступность долгосрочных кредитов для малого и среднего бизнеса. В этой связи, он сообщил присутствующим о состоявшемся 16 октября заседании Правительства Российской Федерации, на котором рассматривался вопрос «О комплексе мер по поддержке малого предпринимательства», где, в частности, был предложен эффективный механизм предоставления кредитов для данного сектора экономики.
Директор Европейской Финансовой и банковской Академии, Координатор рабочей группы Комитета по Базель II Е.В.Антоненко проинформировала собравшихся о результатах международной конференции «Влияние Нового Соглашения по Капиталу (Базель II) и Директивы Евросоюза по достаточности капитала (CAD III) на инвестиционную политику европейских кредитных организаций в отношении России».
Работа над новыми нормативами резервирования, которые, как предполагается, дадут возможность банкам более точно определять уровень резервов в зависимости от риска вложений, завершена. В мае 2003 года Базельский комитет банковского надзора при Банке международных расчетов опубликовал окончательный вариант правил (Basel II), которые после двухлетнего переходного периода вступят в силу в начале 2006 года. По ним будут сверять свою жизнь банки ЕС, США, Японии, Канады, Швейцарии и тех стран, которые добровольно введут их у себя. Конечно, предложенная система далека от идеальной. Нынешние правила, действующие с 1988 года, несовершенны, но они, в основном, устраивали всех. В редакции 2003 года система нормативов выглядит чересчур сложной, так как пытается предусмотреть все возможные варианты, и, тем не менее, содержит немало положений, вызывающих критику со стороны экспертов и финансистов. Однако, пересматривать ее уже не будут, по крайней мере, в ближайшие 10-15 лет. И дело не в том, что три с половиной года длительной и кропотливой работы не должны завершиться впустую. Разработчики и так буквально совершили чудо, соединив в своде нормативов интересы многочисленных участников мирового финансового рынка, практически не нарушив их.
По словам Е.В.Антоненко, участники международной конференции в своих выступлениях отмечали, что:
- На протяжении последних лет банковская система России развивалась от специализированных государственных учреждений до самостоятельных коммерческих субъектов — кредитных организаций. За относительно короткий исторический период решена масса непростых задач стратегического и тактического уровня. Сформированы профессиональные союзы и ассоциации банков для обмена опытом, обсуждения насущных проблем, выработки единой позиции по вопросам профессиональной деятельности. При этом всегда в процессе взаимодействия российских и иностранных банковских структур банки развитых стран были ориентиром в предоставлении качественной услуги, привлечении клиента и продвижении банковского продукта на рынке. Многие российские банки, перерабатывая уже накопленный опыт своих зарубежных коллег с учетом российской специфики, стремятся к совершенствованию качества банковского продукта, его привлекательности для российского клиента, учета региональных особенностей. Этот обмен носит взаимовыгодный характер.
- Новое Базельское Соглашение и Директива о капитале являются закономерным итогом поступательного, эволюционного развития экономики и банковской системы Европы на протяжении долгого срока.
- Процесс формирования подходов к Новому Базельскому соглашению охватил все заинтересованные стороны. Базельским Комитетом и профессиональными объединениями организована широкая дискуссия по различным сферам применения принципов. При этом на конкретные механизмы применения Базельских соглашений очень серьёзно влияет уже действующая инфраструктура экономических взаимоотношений в развитых странах. Объём необходимой информации для оценки рисков по Новому Соглашению, устоявшиеся обычаи делового оборота и практика применения всего опыта, накопленного банковской системой стран Европы, позволяют банкам и регулирующим органам Европейских стран, вести равноправный диалог, основанный на одинаковом уровне представлений об этих факторах. При этом сама структура Нового Базельского Соглашения и Европейской Директивы о капитале предполагают уже определенный уровень рыночных взаимоотношений и их качества, а также способов получения и обработки необходимой информации о рисках, которые характерны в основном только для стран — членов Базельского Комитета.
- Банк России, руководствуясь стремлением к повышению уровня доверия к российской банковской системе в целом, уже многое сделал в этом направлении: намечен переход российской банковской системы на отчетность в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО) с 2004 года, подготовлен проект нового Положения «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
- Предстоит большая работа в российской банковской системе по выработке цельной системы предоставления информации различным экономическим агентам, совершенствования взаимодействия Центрального Банка РФ и коммерческих банков в России по широкому кругу вопросов, организации диалога на постоянной основе по тематике Нового Базельского Соглашения, а также Европейской Директивы о капитале и перспектив взаимодействия иностранных банков и коммерческих банков в РФ в связи с принятием и вступлением в силу данных документов.
Директор департамента финансов Европейской торговой палаты Синди Фокерер выступила с докладом: «Влияние новой политики по капиталу на кредитование малого и среднего бизнеса». Прежде всего, Синди Фокерер охарактеризовала Европейскую торговую палату: 41 национальная Палата в качестве членов и 16 млн. предприятий, из них 98% приходится на малый и средний бизнес, для которых очень важен «облегченный» доступ к капиталу. Так, она подчеркнула, что в 1998-1999 годах, когда впервые был поднят вопрос о Новых правилах Базель II — не было различий между крупными и малыми предприятиями. Вместе с тем, по ее мнению, деятельность Европейской торговой палатой по защите интересов малого и среднего бизнеса дали свои результаты.
Говоря о России, Синди Фокерер выразила надежду на то, в связи с тем, что ТПП РФ является членом Европейской торговой палаты, совместная работа по учету интересов малого и среднего бизнеса принесет реальные результаты.
В.П.Ермаков, поблагодарил г-жу Синди Фокерер за такую активную позицию по отношению к малому и среднему бизнесу. Резюмируя, он высказал мысль о том, что в финансовой стороне данного вопроса необходимо ориентироваться на позицию Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, а, по сути, естественно, будет «принят вектор», взятый Европейской торговой палатой по отставанию интересов малого и среднего бизнеса в рамках Нового Базельского Соглашения.
Участники заседания отметили своевременность организации обсуждения документов Нового Базельского Соглашения с учетом интеграции России в мировое экономическое пространство и высказали ряд предложений к проекту Резолюции международной конференции. И.В. Финогенов просил направить их ответственным секретарям Комитетов.