В Торгово-промышленной палате РФ состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству и Центра развития ГЧП на тему: «Перспективы развития механизма инфраструктурных облигаций для привлечения внебюджетного финансирования в проекты государственно-частного партнерства».
Мероприятие открыл председатель Комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству, председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.
Участники мероприятия обсудили проблемы и перспективы применения облигаций для привлечения финансирования в проекты ГЧП, в том числе концессионные, определили приоритетные направления развития механизма инфраструктурных облигаций, а также выработали комплекс действий для развития облигационных механизмов в РФ.
На сегодняшний день сложившаяся в России экономическая ситуация, а именно ограниченная емкость рынка и высокая стоимость долгосрочных ресурсов, необходимых для реализации инфраструктурных проектов, требует особого внимания и развития принципа вариативности источников финансирования инфраструктурных проектов.
Это подразумевает возможность выбора инструментов привлечения финансирования потенциального проекта на стадии его разработки. Для финансирования капиталоемких долгосрочных инфраструктурных проектов зачастую недостаточно одного типа финансовых инструментов, например банковских кредитов. Даже на развитых рынках, долгосрочные (на срок 20-30 лет) беззалоговые банковские кредиты встречаются крайне редко.
Поэтому оптимальный вариант финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов, в частности реализуемых на принципах ГЧП – это комбинация кредитных продуктов и проектных облигаций, которые позволяют привлечь в проект средства долгосрочных институциональных инвесторов. Один из самых распространённых и эффективных механизмов привлечения финансирования в крупные проекты ГЧП за рубежом – инфраструктурные облигации. Однако в настоящее время в России имеют место ограничения, препятствующие широкому использованию института инфраструктурных облигаций для финансирования проектов ГЧП.
О совершенствовании механизмов выпуска и обращения инфраструктурных облигаций рассказала начальник управления развития инфраструктурных организаций и инструментов финансовых рынков Департамента развития финансовых рынков Банка России Эльвира Борзунова. По ее мнению, государственно-частное партнерство – хороший способ «разбудить» частного инвестора и привлечь с рынка «длинные» деньги, которых так не хватает. По статистике, по осуществленным проектам на один рубль вложенных государством средств приходится от двух до восьми рублей – частных. Это достаточно хорошая статистика. При этом для привлечения инвесторов необходимо грамотно структурировать сделку, структуру капитала проекта, которая меняется на разных стадиях его реализации. Рассматривая два вида кредитования – кредитование и эмиссию, более гибким и выгодным для заемщика представляется использование эмиссии или облигационного займа, добавила Эльвира Борзунова.
На сегодняшний день разработана и представлена на утверждение в ЦБ РФ специализированная база данных дополнительного раскрытия информации о концессионных проектах, и уже скоро она станет частью общей системы раскрытия информации на финансовом рынке, отметила исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. НАКДИ была образована летом 2015 г. и объединила основных участников рынка концессионных проектов, в структуре финансирования которых предусматриваются концессионные облигации (частный случай инфраструктурных облигаций).
Исполнительный директор Центра развития ГЧП, руководитель аналитической группы Комитета ТПП РФ по ГЧП Максим Ткаченко рассказал о ключевых векторах развития механизма инфраструктурных облигаций в проектах ГЧП, их преимуществах и используемых финансовых инструментах. Механизм облигационного финансирования, по его мнению, является особенно актуальным.
Заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Минэкономразвития РФ Мария Ярмальчук, выразив позицию министерства, в свою очередь, добавила, что введение термина инфраструктурных облигаций в существующее законодательство необязательно. При этом необходимо поправить ряд актов ЦБ с тем, чтобы при установленных нормах резервирования сделки по ГЧП считались реальными, и чтобы частный партнер имел возможность стать эмитентом облигаций.
Выступающие обсудили новые возможности выпуска инфраструктурных облигаций и меры по стимулированию развития рынка. Первым шагом к устойчивому развитию механизма инфраструктурных облигаций является обособление и законодательное определение нового вида ценных бумаг.
Центр по связям с общественностью и СМИ, Е.Соломкина