Заседания

Заседания

17 сентября 2013г.

«Системные предложения по использованию механизмов государственно-частного партнерства, позволяющие привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач»

В ТПП РФ состоялось заседание комитета по государственно-частному партнерству на тему способов развития ГЧП в России, в том числе обсуждались организационные, институциональные меры, задачи формирования правового поля и государственной политики.

В работе заседания приняли участие вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, председатель комитета по государственно-частному партнерству Павел Селезнев, заместитель руководителя Аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам собственности Игорь Фролов, представитель Департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства Минэкономразвития Ольга Горячева, директор Департамента информационной политики Центра развития ГЧП Ольга Костецкая, руководитель аналитической группы Комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству Максим Ткаченко, представители крупного бизнеса, консалтинговых компаний, банков, органов федеральной власти и региональных администраций.

Во вступительном слове вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин отметил актуальность обсуждаемых вопросов, обширные планы и уже полученные результаты  работы Комитета ТПП РФ по ГЧП, несмотря на то, что создан он был недавно.

Вел заседание председатель Комитета Павел Селезнев. В своем выступлении он затронул вопросы, связанные с работой над проектом федерального закона "Об основах  государственно-частного партнерства в Российской Федерации". Вокруг отдельных положений создаваемого нормативно-правового акта до сих пор идет много дискуссий и дебатов. Сегодня, особенно на уровне субъектов, нет четкого понимания, что такое ГЧП и зачастую считают, что ГЧП – это все виды взаимодействия государства и бизнеса. Поэтому необходимость скорейшего принятия в России законопроекта очевидна. Только он может установить понятийный аппарат государственно-частного партнерства и скорректировать существующие практики реализации ГЧП.

Еще одна «развилка» – целесообразность принятия отраслевых законов о ГЧП. Здесь единого мнения относительно всех отраслей пока нет. В любом случае отраслевые вопросы будут решаться в ходе дальнейшей работы с экспертным сообществом, которое должно активнее участвовать в этом процессе.

В своем выступлении Павел Селезнев также подчеркнул, что в рамках подготовки ко второму чтению законопроекта в Государственной Думе, ведется активная работа с экспертным сообществом, для того, чтобы готовящийся закон стал эффективным инструментом, отражающим потребности государства и бизнеса, а не просто формальной инструкцией, не имеющей ярко выраженного прикладного характера. Сегодня основная задача заключается в том, чтобы собрать и обработать максимально возможное количество мнений экспертного сообщества. Кроме того, идут консультации  со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, среди которых Минобрнауки России, МВД России, Минобороны России, МЧС России, Экспертное управление Администрации Президента России.

По словам Павла Селезнева, работа Комитета ТПП РФ по ГЧП – доказательство того, что при хорошей организации работы на экспертных площадках, качественном сборе и обработке мнений всех заинтересованных сторон, экспертное сообщество может влиять на принятие решений государством.

Теме ГЧП уделяется сегодня все больше внимания. Был запущен федеральный портал об инфраструктуре ГЧП в России, а также планируется провести первую ГЧП неделю, где участники ГЧП-проектов в России и за рубежом обменяются опытом. Кроме того, Павел Селезнев призвал к большей открытости реализации проектов в сфере ГЧП, в том числе в рамках возможного создания профильной ассоциации или национального совета. Необходимо также и повышать качество и компетенции операторов ГЧП проектов.

Игорь Фролов рассказал о результатах публичных обсуждений законопроекта о ГЧП, которые прошли в 3 этапа – с экспертным сообществом, с субъектами РФ и с представителями муниципальных образований. Он отметил, что ко второму чтению проект закона существенно доработан. Среди прочего законопроект был дополнен нормами, регулирующими такие вопросы, как основные принципы ГЧП, открытый перечень форм соглашений ГЧП, наделение полномочиями в сфере ГЧП органов власти, возможность участия публичного партнера в софинансировании и многими другими принципиально важными нормами.

Представитель Минэкономразвития Ольга Горячева рассказала о том, что сегодня происходит в концессионном законодательстве, а также отметила основные направления его совершенствования. Практику реализации концессионных соглашений нужно расширять, однако, должны развиваться и новые, отличные от концессии формы партнерства государства и бизнеса. Кроме того, необходима централизованная экспертиза проектов ГЧП, а также расширение перечня отраслей, где реализуются ГЧП-проекты.

Руководитель аналитической группы Комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству Максим Ткаченко сообщил о необходимости разработки экспертами Комитета системных мер по использованию механизмов ГЧП, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач.

В своем докладе Максим Ткаченко определил основные направления работы, среди которых – дополнение системы оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности критерием «развитие государственно-частного партнерства», разработка дорожной карты привлечения частных инвестиций в инфраструктуру РФ на принципах ГЧП, дополнения в проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты, проработка вопроса создания фонда содействия проектам ГЧП.

В рамках дискуссии были отмечены задачи выстраивания «правил игры» в ГЧП сфере, необходимость оперативного обмена информацией между регионами, а также методической работы в регионах. Такая работа уже планируется к реализации в тех регионах, которые уже успели высказать свою заинтересованность.

В заключение было отмечено, что даже после принятия законопроекта, предстоит долгая работа по адаптации новых моделей и практик. Однако это невозможно эффективно реализовать без активной работы с экспертным сообществом.

По результатам заседания, экспертами будут подготовлены, а Комитетом обработаны и представлены в Минэкономразвития России системные предложения по использованию механизмов ГЧП, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач.

Центр по связям с общественностью и СМИ, Е.Янчук

image description Документы
Системные предложения по использованию механизмов государственно-частного партнерства, позволяющие привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач 17.09.2013.docx