Заседания

Заседания

22 января 2020г.

Основные задачи отрасли

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций провел рабочую встречу со своим активом, на котором обсудил основные задачи и проблемы развития отрасли на 2020 год.

Участниками совещания отмечалось, что последние годы отрасль переживает глубокие перемены, вызванные радикальными новациями в технологиях и изменениями в регулировании отрасли, но ни стратегии развития отрасли, ни целостной и понятной участникам рынка государственной политики в этой сфере не существует. Это делает процесс глубоких перемен хаотичным, лишает отрасль возможности долгосрочного планирования и развития.

Для изменения создавшейся ситуации предлагалось сформировать государственную политику в области медиа, прежде всего как индустрии. Единственный существующий сегодня документ в этом отношении - “Концепция государственной информационной политики Российской Федерации”, одобренная 15 октября 1998 года на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи, не отражает проблем отрасли и нуждается в серьезной доработке. В ней, в частности, отмечено, что на каждые 100 государственных служащих приходится 4 персональных компьютера и как приоритетная обозначена задача обеспечения населения РФ стационарной телефонной связью. Нет единого органа, который занимался бы государственной политикой в области СМИ. На сегодняшний день ее реализует целая система учреждений. В сфере законодательства это парламентские и президентские структуры, в сфере управления — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать, в структуре Минкомсвязи) и др.

Отрасль также испытывает очень большие сложности в развитии из-за недостаточно проработанной законодательной базы. Участники рынка не защищены от непродуманных решений, которые часто носят ситуативный характер и противоречат антимонопольному законодательству, создают неравные условия для ведения предпринимательской деятельности в сфере медиа. Наиболее яркий пример последнего времени - переход на цифровое телевизионное вещание. В законодательстве РФ до сих пор нет закона о телерадиовещании, как и утвержденного определения понятия “вещание”, нет описанного законами разделения на “федеральных” и “местных” вещателей, однако практическая реализации целевой программы цифровизации привела к искусственному разделению вещателей по этому признаку и создала для них принципиально неравные условия ведения предпринимательской деятельности.

Участники совещания были единодушны в необходимости проведения комплексного анализа всей законодательной базы регулирования отрасли и формулирования полного перечня необходимых изменений. Однако уже сейчас очевидно, что необходимо:

- разработать и принять закон о телерадиовещании;

- пересмотреть принципы регулирования книготорговли и оборота продукции периодической печати;

- законодательно определить роль и полномочия общественных организаций РАО и ВОИС;

- пересмотреть положения Налогового кодекса в части, касающейся создания и оборота нематериальных активов и интеллектуальной собственности;

- внести изменения в закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации»;

- внести поправки в Закон о торговле, с тем, чтобы пресса в рознице была представлена в достаточно широком ассортименте и объеме, с учетом спроса населения и формата магазинов. В частности:

- рекомендовать субъектам РФ устанавливать льготные ставки на аренду земли под объекты прессы, проводить торги для распространителей прессы в формате конкурсов, применяя соответствующие понижающие коэффициенты для данной сферы торговли в части торговых сборов и др., либо предусмотреть заключение договоров без проведения торгов;

- разработать и утвердить порядок увеличения площади под размещение действующих павильонов и киосков в целях замены устаревших торговых конструкций на новые форматы НТО с гарантией сохранения прав прежнего арендатора;

- обеспечить реализацию печатной продукции в киосках прессы без применения контрольно-кассового оборудования при условии, что она составляет не менее 50% в обороте торгового объекта;

- одобрить ввод на территории региона/субьекта/города комплексной специализации (печать + театральные билеты, печать + лотерейные билеты, печать + цветы, печать + мороженое и т.д.) для увеличения трафика покупателей в киоски;

- разрешить для киосков прессы применение зонального, дифференцированного ассортимента сопутствующих товаров и услуг с учетом спроса жителей и отсутствия рядом стационарных магазинов, где возможно приобрести аналогичную продукцию;

- принять иные меры по реализации поручения Президента РФ В. В. Путина в области поддержки печатных СМИ;

- проработать возможность исключения оказания услуг по поставке подписных изданий из-под сферы действия законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В настоящий момент в соответствии с законодательством о закупках (44-ФЗ и 223-ФЗ) государственные органы власти всех уровней, госучреждения, а также компании с госучастием для получения газет и журналов по подписке вынуждены проходить в полном объеме все необходимые закупочные процедуры. В результате, издатель СМИ, являясь единственным поставщиком своего издания, исключен из данного процесса. На этом зарабатывают посредники, что приводит к увеличению расходов бюджетов различных уровней, например, издатель дает стоимость подписки 15000 рублей, а посредник, покупая за 15000, поставляет ее по госконтракту по цене 32000 рублей. А издатель при этом в определенном случае еще и сам платит за экспедирование, то есть за доставку издания до своего читателя. Члены комитета предлагали проработать возможность исключения оказания услуг по поставке подписных изданий из-под сферы действия законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Эти и другие вопросы были сформулированы в аналитическую записку, которая была передана руководству ТПП РФ для направления в органы государственной власти.

В целях разработки максимально эффективного комплекса мер по поддержке отрасли и формирования стратегии ее развития, в записке предлагалось также провести комплексный анализ ситуации в сфере медиа, выделив для этого соответствующие финансовые и организационные ресурсы.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, К.Андроникашвили