Рынок медиакоммуникаций нуждается в детальном анализе. К такому решению пришли участники заседания Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, прошедшем в онлайн режиме 28 октября.
Открывая заседание, его председатель Игорь Потоцкий подвел некоторые итоги деятельности Комитета за последние месяцы, рассказал о многочисленных обращениях в правительство и Государственную Думу с просьбой поддержать СМИ и констатировал, что рынок медиа в России пережил период глубокой трансформации, в результате которой принципиально изменилась структура рынка, распределение рекламных потоков, объем и источники финансирования медиа и предложил подвести итоги деятельности подкомитетов по разным направлениям.
В заседании принял участие вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, который в своем приветственном слове подчеркнул, что Палата уделяет большое внимание проблемам СМИ и готова поддержать Комитет в решении всех намеченных задач.
Председатель подкомитета по развитию корпоративных медиа и коммуникационных платформ, главный редактор ИД «Бизнес Диалог Медиа» Мария Суворовская подчеркнула, что в период кризиса более важное значение приобрели внутренние коммуникации в Интернет пространстве, в том числе и в новых «сериальных» форматах.
Председатель подкомитета по телевидению и радиовещанию, начальник Управления информационной политики Липецкой области Наталья Калугина отметила, что некоторые послабления, которые были даны СМИ в результате многочисленных обращений к руководящим органам о помощи, позволили многим телеканалам не закрыться и остаться на плаву. Но при увеличении рейтингов и смотрения телеканалов падают доходы от рекламы, и сейчас сложно сказать, с какими итогами сегмент регионального телевидения придет к следующему году.
Президент ГК «ТВМ Групп» Владимир Таллер отметил, что несмотря на критическое положение радиоотрасли в начале карантина, когда рекламные поступления падали на 90%, отрасль восстанавливается быстрее ожиданий.
Заместитель председателя Комитета Сергей Моисеев констатировал повсеместное падение доходов в сфере печати, книгоиздания и полиграфической индустрии, где оборот сократился более чем на 30%, и особенно тяжелое положение сложилось в сфере книготорговли.
Проблему печатной отрасли поднял и председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, который призвал подготовить совместное обращение Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций и Союза журналистов России в правительство с просьбой включить печатные СМИ в список товаров первой необходимости.
Подводя итоги выступлений, Игорь Потоцкий констатировал необходимость проведения полномасштабного и детального анализа рынка медиакоммуникаций по нескольким направлениям:
-
итоги преобразований и новая структура рынка;
- источники доходов и финансирования медиа;
- коммерческая деятельность и состояние рекламного рынка;
- реальный экономический контекст, в котором будет существовать отрасль в ближайшие годы;
- регулирование рынка, законодательные нормы и практика правоприменения.
Такого же анализа требует и дефицит компетенций при явном переизбытке журналистов.
Последний вопрос горячо поддержала декан Факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова Елена Вартанова, подчеркнув существующий разрыв между образовательной сферой и самой индустрией. Она отметила, что факультет готов поддержать проведение такого анализа в части выявления ситуации в образовательной сфере.
В завершение заседания директор Центра по связям с общественностью и СМИ Александр Шкирандо еще раз выразил готовность ТПП РФ поддержать все инициативы комитета и подчеркнул необходимость широкой огласки всех проблем СМИ.
Было принято решение провести в декабре онлайн конференцию для обсуждения острых вопросов отрасли и выстраивания взаимоотношений между институтами власти и медиа.
Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, К.Андроникашвили
Фото: Д.Подрезов