Новости: Куда уходят СМИ и есть ли у них будущее

Комитет по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций

image description Куда уходят СМИ и есть ли у них будущее

Выступая перед слушателями на пленарном заседании конференции «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия», председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий отметил, что последние годы развития технологий и повсеместного распространения интернета и социальных сетей накопили много вопросов к профессионализму СМИ и индустрии медиа. Эти вопросы существовали давно, а события последних лет лишь обострили их и сделали очевидными.

Прежде всего, речь идет о специализации журналистов, которые обладают поверхностными знаниями и не отвечает на вопросы читателей. Концентрируясь на коротких и оперативных новостях, СМИ теряют свои основные навыки и задачи, умение не только подать информацию, но и проанализировать ее, сравнить, привести к какому-то выводу - иными словами, сделать то, что всегда отличало и будет отличать СМИ от интернета и социальных сетей. «У любого врача или биолога, способного внятно излагать профессиональное мнение, есть доступ в социальные сети. И аудитории он будет интереснее, чем журналист. Во всех случаях, кроме одного — когда журналист сможет собрать нечто более целостное и взвешенное, чем просто одно даже очень профессиональное мнение. В этом искусство и рыночная сила журналистики. 2020 год показал, что и того, и другого осталось не много», - подчеркнул Игорь Потоцкий.

Такая же непростая ситуация складывается и в медиа менеджменте. По его словам, прошедший год показал, что зарабатывать в отрасли умеют далеко не все. В медиа наблюдалось катастрофическое падение доходов — пресса, радио и ТВ, особенное региональное ТВ в течение года теряли от половины до 90% рекламной выручки. Прошедший год сломал привычную парадигму, в которой медиа существовали последние лет 10. Как только сломалась линейная картина медиапотребления, развалилась вся структура медиа. Смотрение новостей выросло, а доходы упали. Аудитория устремилась за профессиональным мнением в интернет, и это бегство в интернет, с точки зрения судьбы профессиональных медиа, гораздо важнее перетока рекламных бюджетов. «Дело не в том, что интернет предлагает рекламодателям более точный и достоверный учет просмотров и контактов, а в том, что интернет позволяет аудитории находить ответ на вопросы быстрее, точнее и удобнее. Классические медиа, в которых живет журналистика, теряют функцию управления восприятием. А никакой другой у них уже и нет. В простой информации применение журналистики в ее изначальном смысле не требуется. Журналистика — это, прежде всего, проекция личности на информационный контекст, интерпретация реальности, и это сближает журналистику с искусством. Здесь потери огромны», - посетовал председатель Комитета.

Сегодня медиа перестали быть инструментом управления восприятием, а на ее место пришли социальные сети, задача которых не подача информации, а удержание внимания на себе. По словам Игоря Потоцкого, в социальных сетях важен не смысл, а факт коммуникации, как способ социализации, на который молодые поколения бессмысленно тратят свое время. Это новый тип социальной организации или новый тип управления поведением масс, который требует осмысления и соответствующей подготовки тех, кто собирается работать в информационном поле — как журналистов, так и медиа менеджеров.

Ситуация осложняется еще и тем, что журналистика и журналистские медиа зажаты между платформами, которые диктуют свои способы коммуникации с ее аудиторией, и агрегаторами, которые монопольно регулируют доступ медиа к аудитории. Они формируют и контролируют медийную повестку дня. Современные медиа, как часть социально-экономического контекста — это мир информационных агрегаторов, которые управляют сетями коммуникации. «Это никак не может быть иначе, потому что такова суть современной экономики — это экономика внимания. При обилии предложений, возможностей выбора и альтернатив, выигрывает тот, кто способен привлечь внимание потребителя для подачи рекламы. Статистика говорит, что средний житель крупного города в сутки получает около 5000 сообщений - примерно 3000 информационных и 2000 маркетинговых. При нынешнем уровне и типе коммуникационных технологий вполне естественно, что среднее время смотрения, в течение которого телеканал способен удерживать внимание аудитории, сокращается драматически, так же, как и в интернете, что неизбежно влияет на стилистику и содержание журналистских материалов» - сказал он.

Усугубляет ситуацию, продолжил Игорь Потоцкий, чрезмерное и бессмысленное регулирование медиа, скованное правовыми ограничениями, в противовес никак и ничем не регулируемого интернета. И пока СМИ зажаты в огромном количестве правил, в интернете царит полная свобода. И эта среда становится все более серьезным конкурентом для классических медиа и журналистики как таковой.

Подводя итоги своего выступления Игорь Потоцкий подчеркнул, что на современном этапе крайне важно для медиа и журналистики найти свою нишу на рынке, который меняется так стремительно, что за этим процессом трудно уследить. Не меняясь, СМИ выдержать эту конкуренцию невозможно. А если меняться, то как? Или, может быть, пора признать, что журналистика как таковая, в ее классическом понимании, больше не нужна? Или должна стать такой же характеристикой элитарности, как, к примеру, газета на бумаге, которую можно почитать только на заднем сиденье автомобиля или в кабинете за столом? И может тогда не надо бороться за сохранение массовой подписки на районные газеты, превращая их в статус-символы как ламповые проигрыватели для виниловых дисков?

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций