24 сентября 2015 года состоялось заседание Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ на тему: Государственная кадастровая оценка: перспективы реформы. Проект федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Открывая заседание, председатель Комитета Александр Каньшин отметил, что Министерством экономического развития РФ был разработан проект федерального закона «О государственной кадастровой оценке», который предполагает выведение государственной кадастровой оценки (ГКО) из-под регулирования 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», передачу всех функций и полномочий по ГКО субъектам РФ и подведомственным им бюджетным учреждениям. Проект закона полностью исключает из процесса ГКО независимых оценщиков и саморегулируемые организации оценщиков.
Участники заседания отметили, что в соответствии с предлагаемым порядком заказчик в лице субъекта РФ передает полномочия по проведению кадастровой оценки бюджетному учреждению, учредителем которого он сам и является.
В законопроекте отсутствуют какие-либо указания на наличие специального образования в области оценочной деятельности у сотрудников этого бюджетного учреждения. Исключены положения о необходимости исполнителя страховать свою ответственность. Поскольку СРО оценщиков также исключаются из процесса оценки, исчезает требование о проведении экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости.
«Отдельную тревогу экспертного сообщества вызывают предлагаемые изменения порядка формирования комиссий по оспариванию установленной кадастровой стоимости. Законодатель предлагает полностью убрать из комиссии представителей предпринимательского сообщества и независимых оценщиков, которые в данный момент составляют до половины комиссии. Сложно представить себе, что комиссия, состоящая из местных чиновников, в ущерб интересам бюджета будет принимать положительные решения о пересмотре кадастровой стоимости. В результате мы получим массовый исход заявителей в суды, которые и без того перегружены», - подчеркнул А. Каньшин.
Заместитель руководителя рабочей группы «Совершенствование оценочной деятельности» Агентства стратегических инициатив Юлия Усова подчеркнула, что принятый в июле 2014 года Федеральный закон № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержал целый блок поправок, которые были направлены на существенное совершенствование действующей процедуры ГКО и повышение ее качества.
Во исполнение этого закона рабочая группа АСИ осуществляла подготовку нормативно-правовых актов, которые уже прошли процедуру ОРВ и находятся в высокой степени готовности. К ним относятся: положение о порядке формирования и работы комиссий по оспариванию, положение о пересмотре результатов ГКО, блок, связанный с отбором исполнителя для выполнения работ ГКО и типовым контрактом и др.
В связи с разработкой проекта закона рабочая группа получила письмо от имени Минэкономразвития о нецелесообразности продолжения дальнейшей работы по соответствующим пунктам дорожной карты, которые касались совершенствования процедур ГКО.
«Фактически, можно сказать, что тем самым огромная работа АСИ по совершенствованию процедуры ГКО просто перечеркнута. И в целом, в результате этой реформы более чем 20-летний опыт функционирования системы ГКО просто будет выброшен на помойку», - отметил в свою очередь А. Каньшин.
Заместитель генерального директора по оценке «Центр оценки «Аверс» Андрей Бойко в своем докладе отметил, что работа оценщика при осуществлении ГКО осложнена низким качеством исходных данных в ГКН. У многих объектов отсутствуют данные об этажности, годе ввода, материале стен, площади объекта и др. Зачастую поля в ГКН содержат ошибки или данные, которые невозможно использовать. Например, в поле «адрес объекта» могут содержаться такие данные: «пилорама», «##1», «овраг 17076».
Также важной проблемой является отсутствие преемственности между проводимыми кадастровыми оценками – каждый раз местные органы власти нанимают разных исполнителей, которые используют несовместимые методики и понятийный аппарат, что приводит к тому, что результаты ГКО отличаются в разы, т.е. ГКО приобретает для налогоплательщика непрогнозируемый характер.
А. Бойко отметил, что для повышения качества ГКО прежде всего необходимо провести масштабную инвентаризацию всех объектов с уточнением и дополнением информации к существующим полям в ГКН. Необходимо проводить мониторинг и унификацию сведений в ГКН, вырабатывать единый понятийный аппарат и методологию расчётов.
Президент саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский подчеркнул, что институт справедливой кадастровой оценки в первую очередь опирается на возможность заявителя оспорить установленную кадастровую стоимость через комиссии или в судебном порядке. При этом в России оспариваются результаты ГКО в отношении менее одного процента объектов. В развитых странах этот показатель колеблется от 10% до 30%. Несмотря на столь скромные показатели по оспариванию, органы власти приняли решение кардинально изменить действующий порядок.
Он отметил, что в результате предполагаемой реформы из комиссий по оспариванию будут полностью удалены представители бизнеса и оценочного сообщества. Комиссии, которые в данный момент испытывают существенное административное давление со стороны региональных властей, станут полностью подконтрольными государству.
Научный руководитель АНО «Институт развития территорий» Алена Пылаева отметила, что на данный момент отсутствует комплексный подход к менеджменту качества кадастровой оценки. Необходимо проводить пилотные проекты в нескольких выбранных субъектах по тестированию и адаптации законодательных нововведений в кадастровой оценке недвижимости, отрабатывать и апробировать методики оценки. В целом, необходимо развивать систему управления качеством кадастровой оценки.
Президент организации оценщиков «Российское общество оценщиков» Светлана Табакова подчеркнула, что предлагаемый законопроект в действительности противоречит интересам государства.
Фактически, в случае принятия нового закона государство отказывается от 20-летнего опыта функционирования целой отрасли, от системы контроля СРО за профессиональной деятельностью оценщиков и экспертов, а также от контроля за самими СРО. Законопроект исключает имущественную ответственность оценщика, систему страхования, компенсационный фонд СРО, личную имущественную ответственность оценщика. В законопроекте отсутствуют требования к образованию оценщика.
Необходимо также учесть, что на воплощение в жизнь нового порядка ГКО потребуются существенные финансовые затраты: единовременные затраты на организацию бюджетных учреждений; ежегодные затраты на их содержание; затраты на обеспечение работы региональных и федеральной межведомственных коллегий; затраты на разработку методического обеспечения; затраты на содержание надзорных органов.
По результатам рассмотрения проекта федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и прошедшей профильной дискуссии участники заседания приняли решение рекомендовать органам государственной власти отложить принятие законопроекта «О государственной кадастровой оценке» до 2018 года.
При этом, в период до 2018 года необходимо поручить Министерству экономического развития РФ, совместно с Росреестром, представителями Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ и профильными комитетами Торгово-промышленной палаты РФ разработать Концепцию государственной кадастровой оценки в Российской Федерации.
Во исполнение данной Концепции разработать и утвердить План мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование государственной кадастровой оценки». В рамках данной дорожной карты предусмотреть комплексную работу по доработке проекта федерального закона «О государственной кадастровой оценке» с учетом предложений Комитета.
Продолжить внесение изменений в законодательство для повышения качества кадастровой оценки и эффективности института оспаривания кадастровой стоимости.
Провести апробацию Методических указаний «О государственной кадастровой оценке» в 5-7 пилотных регионах в течение не менее 2 лет. Предусмотреть паритетное финансирование из федерального и региональных бюджетов. По результатам апробации внести изменения в Методические указания, обязательные к применению, и разработать Методические рекомендации, носящие рекомендательный характер.
Комитет по предпринимательству в сфере экономики недвижимости