Заседания

Заседания

10 апреля 2018г.

В ТПП РФ представили ежегодный доклад «Потребительский рынок России: итоги 2017 года – перспективы 2018 года»

10 апреля 2018 года в Библиотеке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялось заседание Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка - презентация ежегодного доклада Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка: «Потребительский рынок России: итоги 2017 года – перспективы 2018 года».

В мероприятии приняли участи представители общественных и коммерческих организаций-членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

Открыл и вел мероприятие Александр Борисов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор Московской международной бизнес ассоциации.

С вступительным словом к собравшимся обратился вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. Он отметил важность потребительского рынка в жизни современного общества не только как одну из составляющих эффективно работающей экономики, но и основу оценки качества жизни населения.

Представляя вниманию собравшихся доклад «Потребительский рынок России: итоги 2017 года – перспективы 2018 года», Александр Борисов в качестве эпиграфа процитировал слова Владимира Путина из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: «Россия сегодня – одна из ведущих держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Но с точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни, и благосостояния людей, мы, конечно же, еще не достигли необходимого нам уровня. Но мы должны это сделать, и сделаем это».

Среди проблем, характерных для торговой отрасли в условиях кризиса, Александр Борисов назвал снижение реальных доходов населения и, как следствие, падение его покупательной способности, являющейся в условиях текущего кризиса одним из немногих двигателей роста экономики Российской Федерации.

В этом и заключается один из основных выводов доклада – падение спроса домашних хозяйств стало основной причиной замедления выхода страны из кризиса: три года вместо двух, о которых в его начале говорили все официальные лица.

У нынешнего кризиса два основных пострадавших: население и торговая отрасль. Население потеряло за эти годы около 15% своей покупательной способности, а торговля стала отраслью с наихудшим сальдо финансовых операций за год, наибольшим после строительства числом закрывшихся и закредитованных предприятий. При этом отрасль постоянно находится под прицелом группы политиков из Госдумы и Совета Федерации, выдвигающих все новые требования к крупным торговым сетям, сознательно пренебрегая тем, что на продовольственном рынке страны они занимают всего лишь половину рынка.

Отвечая на вопрос – почему же нынешний кризис затянулся, Александр Борисов сделал еще один неожиданный вывод – два ведомства, близких, но независимых друг от друга проводили каждое свою политику. Минфин России стремился ограничить денежную массу в обращении и не допустить роста бюджетных расходов, а Центральный банк – не допустить надувание «пузыря» на рынке потребительского кредитования. Оба этих фактора сложились и, разумеется, ненамеренно привели к росту доли живущих за чертой бедности и к очередному падению доли среднего класса, т.е. к новому скачку уровня социального неравенства.

Еще один вывод доклада также связан с ведомственной разобщенностью, из-за которой согласование ряда важных для потребительского рынка законопроектов (о нестационарной и мобильной торговле, о рынках и ярмарках) затянулось на три года, а согласованный всеми (кроме Минфина) проект адресной продовольственной помощи так и не стал реальностью. Если бы все они были реализованы на начальной стадии кризиса, последствия его были бы не столь острыми.

Завершая доклад, Александр Борисов рассказал о необходимости дальнейшей консолидации потребительского рынка через межотраслевое саморегулирование и об его основной составляющей – федеральном совете рынка, разработка формата которого поручена Центру развития потребрынка России бизнес-центра «Сколково». По его словам, на региональном уровне, эта работа идет интенсивнее, и в ряд регионов уже сформированы региональные советы рынка.

В ходе обсуждения доклада выступили руководители организаций-членов ТПП РФ и Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка: Сергей Орлов, заместитель заведующего кафедры Торговой политики РЭУ им.Г.В.Плеханова, Алексей Григорьев, глава Московского представительства «Метро Групп Россия», Илья Ломакин-Румянцев, представитель Центра развития потребрынка России бизнес-центра «Сколково», член Совета ТПП РФ, Инга Рыкова, председатель подкомитета по франчайзингу, генеральный директор ООО «Правовой Сервис «ФАРН», Александр Романов заместитель председателя подкомитета по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, генеральный директор некоммерческого партнерства «Комитет производителей алкогольной продукции», Юлия Дивнич, генеральный директор Агропромышленной ассоциации коноплеводов.

В заключение вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин поблагодарил Александра Борисова за верность традиции ежегодно проводить анализ состояния отрасли и выразил надежду, что руководители других комитетов и советов Палаты по примеру Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка будут подводить итоги работы отраслей, публикуя доклады об их состоянии и перспективах дальнейшего развития.

Выступавшие одобрили основные направления Доклада «Потребительский рынок России: итоги 2017 года – перспективы 2018 года».

Как и в предыдущие годы, доклад вызвал живой интерес у отраслевой общественности. С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе «Аналитические материалы» на странице Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А.Прудников

 

Фотогалерея