26 октября 2011 г. в ТПП России состоялось заседание Экспертного Совета по вопросам развития торговой деятельности в Российской Федерации при Минпромторге России под председательством заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Владимира Саламатова по теме «Особенности и тенденции развития внемагазинной торговли России: текущее состояние, потенциал развития, регулирование».
В заседании приняли участие члены Экспертного совета, а также приглашенные представители бизнес-сообщества из числе членов Комитета ТПП России по развитию потребительского рынка, Рабочей группы Комитета по удаленным каналам продаж, аппарата ТПП России.
С докладами перед членами Экспертного Совета выступили президент РАТЭК Александр Онищук, президент Российской ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева, председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли Борис Белоцерковский.
С основным докладом, представляющим данные исследования по рыку удаленной торговли, подготовленным НИУ «Высшая школа экономики» по заказу Рабочей группы по удаленной торговле, выступила д.э.н., профессор, заведующая кафедрой стратегического маркетинга ГУ «Высшая школа экономики» Ольга Третьяк.
По данным исследования, объем внемагазинной торговли (удаленной торговли прогрессивных форм, т.е. за исключением ларьков и палаток) в России удвоится в ближайшие 5 лет и достигнет 793 млрд руб. в 2015 г. к уровню 2010 г. Такие данные были представлены в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ) по удаленной торговле в рамках экспертного совета Министерства промышленности и торговли РФ по вопросам развития торговой деятельности, который впервые был проведен по теме «Особенности и тенденции развития внемагазинной торговли России: текущее состояние, потенциал развития, регулирование».
Чтобы обеспечить возможность международных сравнений, в исследовании используется классификации удаленной торговли Euromonitor International с выделением таких секторов, как интернет-торговля, торговля по каталогам и через телемагазины с последующей почтовой доставкой, прямые продажи и продажи через торговые автоматы (вендинг).
По данным аналитической компании Euromonitor, представленным ВШЭ, за период в 2005-2010 гг. оборот удаленной торговли увеличился в 2,96 раза со 133 млрд руб. в 2005 г. до 394 млрд руб. в 2010 г. Таким образом, доля рынка такого вида розницы в структуре российского ритейла составляет 4,3%. Это пока меньше, чем в мире – 6%, и еще меньше, чем в развитых странах - Германии и Франции, где этот показатель составляет 12% без учета интернет-торговли. Между тем, аудитория потребителей удаленной торговли в РФ уже велика. По данным Euromonitor, только услугами покупки через интернет в России пользуется более 45 млн человек ежегодно (из них 76% - женщины). «Это позволяет говорить об удаленной торговле как о самостоятельном активно формирующемся сегменте рынка со значительным потенциалом роста», - считает профессор ВШЭ, д.э.н. Ольга Третьяк.
Сегмент внемагазинной торговли демонстрировал рост даже в условиях кризиса - в 2008г. по сравнению с 2007г. рост составил 27% до 299 млрд руб., в 2009 – 14 % до 339 млрд руб., в 2010 году – 16 % до 394 млрд руб. В 2010г., по данным Росстата, внемагазинная торговля продемонстрировав более высокую динамику, чем розничная торговля в целом - прирост в российском ритейле составил 6,3% до 16 трлн 468 млрд руб.
Как считают исследователи ВШЭ, интенсивному развитию внемагазинной торговли способствуют растущее проникновение широкополосного доступа в Интернет и формирование новых дистанционных технологий.
За последние 6 лет наибольший прирост среди всех секторов удаленной торговли продемонстрировала интернет-торговля – в 3,84 раза (с 50 млрд руб. в 2005г. до 192 млрд руб. в 2010г.). Прямые продажи за этот же период возросли в 2,04 раза с 47 млрд руб. в 2005г. до 96 млрд руб. в 2010г.
В 2010 г. наибольшая доля внемагазинной торговли приходится на интернет-торговлю (49%), второе и третье места делят прямые продажи и торговля по почте (по 24%) и, наконец, замыкает этот список торговля через автоматы (3%).
Эксперты рынка интернет-коммерции отмечают, что сейчас электронная торговля в РФ в структуре всех розничных продаж, т.е. с учетом традиционной offline-торговли, не превышает 2%. Участники рынка предполагают, что за 10 лет эта доля сможет возрасти до 15-20%. Российскую электронную коммерцию эксперты характеризуют в ее нынешнем состоянии как низкоконкурентную: уровень консолидации (доля крупных и средних игроков) не превышает 50% в структуре всех интернет-продаж.
В ближайшие 5 лет (2011-2015гг.) российский рынок электронной коммерции, по прогнозам участников рабочей группы по удаленной торговле ТПП РФ, вырастет минимум в 2,3 раза. При этом онлайн-продажи в Москве и Петербурге будут расти в среднем менее чем на 15% в год, а более активный рост придется на регионы.
В целом в РФ растут также более мелкие, новые для российского рынка, сектора удаленной торговли - торговля на дому (homeshopping) и торговля через автоматы (vending). По консолидированным данным Euromonitor и ВШЭ, с 2005г. по 2010г. продажи homeshopping увеличились в 3 раза с 31 млрд руб. до 93 млрд руб., оборот рынка торговли через автоматы составил 12,6 млрд руб. в 2010г., что в 2,6 раза выше, чем в 2005г. (4,8 млрд руб.).
Показательно, что доля доходов от дистанционной торговли в структуре годового оборота ФГУП "Почты России" достигла, по собственным данным государственной компании, к середине 2011г. 20%. Эти доходы формирует рассылка письменной корреспонденции каталожного оператора, пересылка самих товаров и осуществление приема платежей за отправленный товар (наложенный платеж). По оценкам Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), в 2010г. объем рынка почтовой торговли составил 2,2 млрд евро, из них 2 млрд евро приходится на каталожные компании, 0,2 млрд евро – на телемагазины.
Однако, несмотря на столь высокие показатели динамики рынка удаленной (внемагазинной) торговли и заметного вклада в экономику России, отрасль находится пока в стадии становления, а правила игры в этом секторе розничного рынка только формируются.
Как отметила О.Третьяк, «дальнейшее развитие индустрии внемагазинной торговли обусловлено, прежде всего, формированием устойчивых механизмов саморегулирования отрасли». По ее словам, в настоящее время в каждом сегменте рынка внемагазинной торговли действуют свои деловые ассоциации. Например, с 1996 года в отрасли действует Ассоциация прямых продаж (АПП), которая формирует стандарты этического ведения бизнеса и тем самым реализует систему защиты прав потребителей. Во многом аналогичные функции в сегменте дистанционной торговли выполняет Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ). На рынке электронной торговли действует Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), а 18 ноября 2011г. состоится учредительный съезд новой ассоциации розничной электронной торговли (АРЭТ). Активно вопросом электронной торговли занимается Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).
В то же время для развития сектора необходимо согласованное взаимодействие ведущих участников рынка. «Требуется консолидация усилий различных деловых ассоциаций для выработки совместных предложений по совершенствованию правил саморегулирования а также формирования единой информационной системы для унифицированного и последовательного сбора отраслевой информации», - уверена О.Третьяк.
Среди общих проблем отрасли представители ВШЭ назвали недостаточное развитие платежных систем, несовершенство нормативно-правового регулирования, неразвитость инфраструктуры, в том числе информационной, дефицит доверия со стороны покупателей, относительная непрозрачность рынка.
Исследователями ВШЭ выделены и специфические вопросы:
1. в интернет-торговле - слабость логистических систем и проблемы доставки; сосредоточенность аудитории, осуществляющей онлайн-покупки, в двух столицах; неразвитость платежных систем и отсутствие доверия у населения к предоплатным схемам. Кроме прочего, здесь сохраняется активное применение «серых» схем налогообложения и параллельного ввоза товаров.
2. в прямых продажах - увеличение налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей (ИП), а также сложности, связанные с привлечением, обучением и удержанием распространителей.
3. в почтовой торговле – отсутствие должной инфраструктуры и здоровой конкурентной ситуации на рынке почтовых услуг, отказ покупателей от схем предоплаты, а также высокая доля возвратов (до 10-20%).
4. в вендинге (торговля через автоматы) - бюрократические трудности, связанные с оформлением разрешений на установку торговых автоматов, высокая налоговая нагрузка на компании, осуществляющие торговлю через автоматы, сложности поиска необходимого финансирования торговой деятельности, недоверие покупателей к автоматизированным системам продажи товаров.
Рабочая группа намерена определить круг вопросов, стоящих перед отраслью, и выработать подходы к их решению.
Комитет ТПП России по развитию потребительского рынка