Сергей Беднов: выставочный бизнес ищет новые «точки роста»
image description Сергей Беднов: выставочный бизнес ищет новые «точки роста»
16 февраля 2016г.

Выставочная отрасль России как лакмусовая бумага отражает реалии сегодняшнего дня российской экономики: падение спроса, сокращение рынков сбыта, оптимизация расходов компаний.
О перспективах отрасли рассказал генеральный директор Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр», председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров Сергей Беднов.

Сергей Сергеевич, как Вы оцениваете нынешнее положение дел в российской выставочной отрасли?

– Последний год выдался исключительно сложным: на российский выставочный рынок оказывали влияние тенденции, сформировавшиеся еще в 2014 году в условиях ограничительных политических и экономических мер, введенных в отношении России странами Запада. Существенным образом на бизнес повлияло снижение мировых цен на энергоносители и, как следствие, ухудшение общей макроэкономической ситуации в стране. Все это сказывается и на выставочной отрасли, которая как лакмусовая бумага отражает реалии сегодняшнего дня: падение спроса, сокращение рынков сбыта, оптимизация расходов компаний.

Согласно данным Российского союза выставок и ярмарок, по итогам девяти месяцев 2015 года наблюдается тенденция снижения основных показателей рынка по сравнению с аналогичным периодом 2014 года: выставочные площади сократились на 12,5%, число участников – на 13,8%, число иностранных участников уменьшилось на 22,9%, количество посетителей осталось примерно на том же уровне.

Несмотря на это, российская выставочная отрасль сумела адаптироваться к новым реалиям. Мы поэтапно выходим на новые рынки, активнее привлекаем партнеров из стран Азии и Латинской Америки, активизируем сотрудничество в рамках БРИКС и ШОС.

Важно отметить, что в выставочных проектах принимает участие все больше российских компаний. Новые участники поспешили на выставки в связи с взятым страной курсом на импортозамещение. И это  вполне закономерно. Заказчик, заинтересованный в приобретении отечественных аналогов той или иной продукции вместо импортных образцов, благодаря огромному выбору представленных экспонатов получает уникальную возможность в рамках одной крупной специализированной отраслевой выставки найти именно того российского производителя, который ему больше всего подходит. Особенно это важно для экспонентов, представляющих малые и средние предприятия инновационной направленности, которые демонстрируют на выставках перспективные конкурентные разработки.

Какую роль играет ТПП РФ в решении проблем российских организаций, занимающихся конгрессно-выставочной деятельностью?

– Как вы знаете, почти половина выставок в стране проводится с участием территориальных торгово-промышленных палат. Торгово-промышленная палата РФ уделяет особое внимание вопросам отрасли, использованию выставочного потенциала для поддержки российских предприятий, продвижению экономических интересов страны на мировых рынках. В ТПП РФ есть профильный комитет, занимающийся вопросами выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

В последние несколько лет по инициативе ТПП РФ были проведены парламентские слушания и «круглый стол» по правовым, экономическим и организационным вопросам выставочной отрасли. По их результатам приняты рекомендации, направленные на совершенствование законодательной базы, инфраструктуры, государственной поддержки выставочной деятельности и решение других принципиально важных для отрасли  вопросов.

В июле 2014 года  правительством РФ одобрена новая комплексная Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Палата выступила инициатором и ключевым исполнителем разработки концепции.

В 2015 году в рамках проводимой работы по реализации концепции эксперты Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров участвовали в разработке проектов ряда основополагающих документов, готовили предложения по принципиальным вопросам развития отраслевого рынка.

В частности, удалось добиться важного решения по корректировке положений законодательства, касающегося классификации видов разрешенного использования земельных участков: появилась возможность учитывать специфику выставочно-ярмарочной деятельности. Это большое достижение, так как ранее выставочно-ярмарочная деятельность в этом смысле рассматривалась как торговая деятельность.

Работа по реализации концепции продолжается. В ближайшее время предстоит разработать «дорожные карты» формирования и размещения выставочно-ярмарочной инфраструктуры в регионах и создания Национального конгрессного бюро, завершить работу над методикой оценки социально-экономической эффективности отрасли, продолжить работу по оптимизации профильного образования и, надеюсь, разработать проект федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».

В 2015 году в рамках празднования Дня российского предпринимателя в Экспоцентре прошла международная конференция  руководителей выставочных компаний стран БРИКС и ШОС. Каковы ее результаты?

– Как я уже говорил, в нынешних экономических условиях активизация выставочной деятельности стран БРИКС и ШОС становится важным элементом сотрудничества для совместного отстаивания и продвижения общих интересов в сфере торговли, инвестирования и научно-технического развития. Однако выставочный ресурс в рамках интеграционного сотрудничества стран БРИКС и ШОС используется в недостаточной мере. Нам представляется, что изменить ситуацию можно путем развития взаимодействия между выставочными организациями стран БРИКС и ШОС.

Этой теме и была посвящена международная конференция руководителей выставочных организаций стран БРИКС и ШОС, инициатором которой стала российская сторона. В конференции приняли участие руководители крупнейших выставочных компаний из 13 стран – России, Китая, Индии, Бразилии, ЮАР, а также государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу Шанхайской организации сотрудничества. Участники встречи выразили желание установить прямые контакты между выставочными организациями стран БРИКС и ШОС и наладить взаимодействие, консультации и информационный обмен между ними.

Что ждет выставочную отрасль в ближайшее время? Каковы Ваши прогнозы?

– Могу сказать точно: в ближайшее время всех нас ждет много работы. При низких ценах на нефть и продлении антироссийских санкций ожидать быстрого и кардинального улучшения ситуации вряд ли стоит. Мы привыкаем к новым условиям, принимаем меры по стабилизации ситуации. Многое уже сделано, многое сделать еще предстоит.

Выставочная отрасль будет вынуждена приспосабливаться к новым реалиям, учиться работать с большей эффективностью. Выставочный бизнес будет искать новые возможности для развития, новые «точки роста» для проектов, менять форматы, объединяться, отказываться от малоэффективных проектов, искать новых партнеров.


Подготовила Наталья Асцатурова, ЦВК «Экспоцентр»



Тематики:  Выставочная деятельность /  Импортозамещение /  Санкции /  Система ТПП РФ
Источник: ТПП-Информ

К списку