Сергей Катырин: Мы можем свести малых и средних предпринимателей с зарубежными коллегами
image description Сергей Катырин: Мы можем свести малых и средних предпринимателей с зарубежными коллегами
9 сентября 2016г.

Торгово-промышленная палата России многие годы занимается защитой интересов бизнеса, не обходя вниманием сектор малого и среднего бизнеса. Корреспонденты ТАСС побеседовали с президентом ТПП Сергеем Катыриным о перспективах этой сферы, о том, как зарубежные инвестиции в инфраструктуру и крупные производства помогают малому и среднему бизнесу, о том, как этот сектор выглядит в контексте развития территорий опережающего развития, в формате развития Дальнего Востока, где только что закончился ежегодный экономический форум.

Только что закончился Владивостокский экономический форум. Одной из ключевых повесток стала тема малого и среднего бизнеса, который крайне необходимо развивать сейчас в этих отдаленных от центра регионах: здесь нужно повышать занятость населения и количество услуг и товаров со стороны малого бизнеса. С чем Вы вернулись с форума? С какими выводами и ощущениями? 

Действительно, на форуме мы обсуждали широкий спектр вопросов по развитию малого и среднего бизнеса в России. В частности, на наших сессиях мы делали упор не только на сырьевой базе, которой, безусловно, богат Дальний Восток (ДВ), но и на тех возможностях, которые открываются прежде всего для малого и среднего бизнеса при освоении этих ресурсов, особенно биоресурсов (рыба, морепродукты). В рамках ВЭФ мы подписали соглашение по поддержке развития малого и среднего бизнеса в Приморье. Соответствующая договоренность была заключена между торгово-промышленными палатами России, Приморья и краевой администрацией. Согласно условиям соглашения, мы объединим усилия в поддержке предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса, социально-экономического развития региона, а также в создании благоприятных условий для инвесторов.

Нам также удалось найти потенциальных инвесторов, которые готовы участвовать в развитии ресурсного потенциала края – это  Южная Корея, Китай, Япония и страны АСЕАН (Ассоциация государств юго-восточной Азии). А это возможность создания инфраструктуры, которой уже сможет воспользоваться малый и средний бизнес, а также крупных производств, которые будут сотрудничать с МСБ. 

Какие же возможности инвестирования есть у стран АСЕАН?

Возможности у них совершенно безграничные, практически по всему спектру: начиная от фармацевтики и здравоохранения, и заканчивая переработкой любых полезных ископаемых, которые добываются здесь, на ДВ. Вообще эта земля содержит почти всю таблицу Менделеева. Также инвесторов может заинтересовать вложение денег в оборудование и производство уже готового промышленного комплекса. 

Какие в целом у России и в частности у Дальнего Востока есть сложности в привлечении зарубежного инвестирования?

Сейчас у нас очень остро стоит вопрос развития инфраструктуры. Важно, чтобы были привлечены инвесторы именно на развитие отраслей, которые отвечают за коммуникации транспорта, связи и инженерной инфраструктуры. Должна быть соответствующая инфраструктура, как для доставки сырья, так и для вывоза готовой продукции. 

С этой точки зрения у нас на сегодняшний день большие проблемы. Как вы знаете, есть проблемы с транспортной доступностью к  дальневосточным портам, железным дорогам, портовым хозяйствам, и конечно же, контейнерным перевозкам. 

Все, на что привыкли ориентироваться наши зарубежные партнеры, а именно широкая транспортная доступность, пока оставляет желать лучшего. 

При этом у России большой потенциал  использовании транзитных возможностей, можно даже сказать огромный, но используется слабо. 

К примеру, на транссибирской железной дороге определенно стоит нарастить темпы доставки контейнеров из Дальнего Востока в Европу. Но мы опять упираемся в инфраструктуру и возможности. Да, есть железная дорога, но возможности ее сильно ограничены. Эту ситуацию нужно кардинально менять. И опять же возвращаемся к проблемам малого и среднего бизнеса: возможности этого сектора упираются в проблемы транспортировки, особенно это чувствительно для средних компаний сектора рыбодобычи и переработчиков рыбы. 

Как вы считаете, такой механизм, как ТОРы, развитие моногородов, те инструменты, которые развивают сейчас российские власти, насколько они эффективны для становления МСБ? Могут ли они что-то кардинально изменить в тех проблемах, которые вы сейчас назвали?

Полагаю, что могут. Недавний опыт достаточно показателен. Хотя, наверное, еще сложно называть эту попытку опытом, но тем не менее, подвижки начались. 

Все было организовано за достаточно короткий промежуток времени, начиная с конца 2014 года, когда был принят закон о территориях опережающего развития, по привлечению инвестиций, по созданию производств на этих ТОРах. 

Сам потенциал ТОРов уже востребован, активное движение есть. Для того, чтобы оно стало еще  более активным и массовым, как например, с российскими инвесторами, хотя я бы не делил российских и зарубежных инвесторов, нам нужно с ними общаться и разговаривать. Должно быть больше официальных мероприятий, где мы можем получить обратный отклик, что срабатывает, а что нет. Также на законодательном уровне должна вестись серьезная работа и упрощение возможностей для расширения зарубежного инвестирования с точки зрения возможностей этих ТОРов.

Сейчас нам нужно быстро “докрутить болты”, чтобы система привлечения инвестиций работала эффективно, если мы хотим еще больше внимания и притока зарубежного капитала.

В данном случае я возлагаю надежду  на плодотворные диалоги с Южной Кореей и со странами АСЕАН. Хотим узнать непредвзятое мнение наших партнеров об инвестировании в российский бизнес. Что на их взгляд супер, а что нужно менять. 

Каким образом можно привлечь внимание наших зарубежных коллег?

Я думаю, что нужно везде в России, на внешних рынках и за рубежом  пропагандировать возможности ТОРов. Дальневосточный форум, на самом деле, не такая большая бизнес-площадка и относительно небольшая часть иностранных инвесторов узнает что-то полезное для себя. 

Нам жизненно необходимо работать с потенциальными инвесторами на их территории. 

Можно подключить систему палат и деловые советы. У нас с 74 странами созданы деловые советы. Это очень серьезный инструмент, через который можно привлекать иностранных партнеров. Это в интересах всех, и Дальнего востока, и возможности привлечения внимания к ТОРам. 

Как миссия ТПП способствует развитию экспорта, в том числе поставок за рубеж малого и среднего бизнеса?

В работе с нашими коллегами из территориальных палат мы делаем упор на поиск потенциальных экспортеров. Это те компании, которые ими могут быть, но пока ими не являются. Мы помогаем данным компаниям использовать и открывать возможности, о которых предприниматели не знают, в том числе российского экспортного центра, финансовые и  страховые инструменты.  

Как раз на ВЭФ был сделан очень важный стимулирующий шаг нашими коллегами: теперь при поддержке Корпорации МСП экспортерам в сегменте малого и среднего бизнеса будут доступны кредиты по ставке менее 10% годовых. Было заключено трехстороннеее соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром (РЭЦ) и банком ВТБ. 

Данная ставка предоставляется экспортерам, соответствующим условиям программы стимулирования кредитования субъектов МСП ("Программа 6,5").

Мы говорим бизнесменам: “Вы можете выходить на другие рынки. Ваши предприятия потенциально могли бы быть экспортерами”. Но у одних есть страх потерять имеющийся кусок и выйти на незнакомый рынок, а другим просто лень – их все устраивает, есть прибыль, компания стабильно растет на рынке и зачем “дергать ножками в воздухе”. 

Наша помощь предназначена компаниям, которые нуждаются в ней, но не знают, как подступиться, куда пойти и на каких рынках их продукция может быть востребована. Эта помощь адресована всем, включая малый и средний бизнес. 

Наша основная задача - помочь информационно и рассказать о возможностях. Мы можем свести предпринимателей с зарубежными коллегами, давать информацию по рынку, маркетинговому спросу продукции, анализу цен и рекомендовать возможные ниши для продвижения. 

Видите ли вы проблему, когда на федеральном уровне инвесторам и предпринимателям, в том числе из среднего бизнеса, помогают, а вот на региональном уровне ставят “палки в колеса”? Как можете оценить работу региональных коллег? 

Проблема есть, это правда. Известный всем губернатор Калужской области решал вопрос нестандартным образом - он давал свой личный номер мобильного телефона каждому крупному инвестору. Это были  “крайние меры”, но почему бы и нет.

Ведь губернатор не просто дал телефон, а объявил всем своим муниципальным коллегам, что теперь его номер телефона есть у каждого пришедшего инвестора. И если кто-то из сотрудников начнет ставить “палки в колеса”, то ему это будет известно об этом сразу же. 

Вы считаете, так всем стоит поступать?

Нет, конечно – это не метод для массовой работы с инвесторами, но подчеркивает необходимость совершенно четкого контроля сверху и до низу. Губернатор должен знать, каким образом выполняются все регламенты с точки зрения взаимодействия с инвесторами. 

Если прописано за 45 суток оформить документы на землю, они должны быть оформлены четко в обозначенный срок.

Причем если задержки в оформлении и случаются, то нужно знать, почему они случились. И так по каждой позиции: оформление документов, экологическая экспертиза, другие виды экспертизы, оформление сертифицированной продукции и прочие вещи. 

Необходимо на региональном уровне ввести систему контроля за всеми госслужащими, которые работают с инвесторами. В нашей российской глубинке, как обычно, чем дальше спускаешься, тем больше начальников. А у них должна быть прямая заинтересованность и не во взятках. 

Что бы вы предложили?

Первое: ввести каждому сотруднику региональной и муниципальной администрации персональное понимание, что работа с инвесторами зависит не от настроения, а от прямой обязанности этому инвестору помочь и причем максимально оперативно. 

Второе: должна быть введена система оценки KPI для губернатора, его заместителей и всех, кто работает на благо инвесторов. Все до последнего “винтика”, вплоть до того, кто оформляет эти бумаги, должны знать, что их премия и бонусы напрямую зависят от того, сколько инвесторов они привлекли, какие средства в итоге приземлились в регионе, как быстро все это оформилось. 

Прозрачность в борьбе с коррупцией или подобными вещами - это первейшее средство. Чтобы все процедуры были прозрачными, всем должно быть понятно, как и что делать. А все, что делается за кадром и в закрытом режиме, мотивирует к появлению возможностей различных злоупотреблений.

http://tass.ru/msp/3609706













Эксперт:  Катырин Сергей
Тематики:  АСЕАН /  Малый и средний бизнес /  Противодействие коррупции
Источник: ТАСС

К списку