Проблемы потребительского рынка. Часть первая
image description Проблемы потребительского рынка. Часть первая
1 ноября 2016г.

Жизнь показывает, что Россия не может оставаться в стороне от повторяющихся в мировой экономике кризисов. Однако в результате этих кризисов, носящих преимущественно финансово-экономический характер, население в России страдает в большей степени, чем в других странах с более развитой экономикой и более стабильным потребительским рынком. Почему это происходит именно так? Постараемся ответить на этот вопрос в серии коротких статей.

Одно из основных отличий потребительских рынков России и, например, стран Западной Европы состоит в том, что там уже лет двадцать как завершены процессы консолидации и в сегменте розничной торговли, где на долю трех-пяти крупнейших игроков приходится от 65% до 95% оборота, и в сегменте производства товаров повседневного спроса, где по отдельным товарным позициям уровень консолидации еще выше.

Какова же ситуация в России?

Если посмотреть на весь торговый оборот страны, то доля сетей все еще не превышает 25%. Если взять только продовольственный рынок, а это лишь половина торгового оборота, то доля федеральных сетей на уровне 22-24%. У региональных сетей доля чуть выше – 24-25%. А 51% продовольственного рынка приходится на несетевую торговлю различных форматов и рынки. Первая пятерка сетей занимает около 17% рынка.

Согласно данным, опубликованным ведущими федеральными изданиями («Российская газета, «Ведомости», «Коммерсант»), у  производителей наибольшая консолидация произошла в производстве сырого молока, где первая пятерка занимает практически 50% рынка, а остальное у 20 тысяч мелких хозяйств. В мясе 5 крупнейших производителей свинины занимают 32%, в птице у первой пятерки 42%. У рыболовов только один крупный игрок превысил долю 10%, а 80% рынка приходятся на 170 компаний, т.е. это в основном средние и мелкие игроки.

Что касается переработчиков, то там также идут процессы консолидации и также неравномерно. Первая пятерка переработчиков рыбы имеет 63% рынка, пятерка молочников – 36%, а в мясопереработке преобладают сотни мелких хозяйств и мясокомбинатов.

Вывод, который отсюда можно сделать заключается в том, что наш потребительский рынок все еще молод, недостаточно зрел и недостаточно консолидирован и уравновешен. Именно в этом неравномерном развитии отдельных сегментов потребрынка кроются основные причины конфликтов, регулярно возникающих между поставщиками и торговлей. Хотя и на консолидированных и уравновешенных рынках со сложившимися традиционными игроками, понимающими свое место в общей мозаике хозяйственных связей и ведущими себя соответственно, все равно возникают и противоречия, и те же самые в упреки в адрес партнеров, которые так хорошо нам знакомы. И там, несмотря на принимаемые законы и ограничения, окончательно не решены противоречия интересов, которые присущи всем игрокам в рыночной экономике.

В последнее время у все большего количества политиков и чиновников происходит некоторое прозрение, понимание того, что все многообразие рыночных отношений тысяч хозяйствующих субъектов решить введением все новых ограничений для одной из сторон отношений невозможно и нерационально. Надо создавать условия для дальнейшего развития рынка в интересах всех участников, помогать процессам консолидации, которые носят объективный характер и повышают общую эффективность системы, в том числе через процессы саморегулирования.



Эксперт:  Борисов Александр
Тематики:  Агропромышленный комплекс /  Потребительский рынок /  Сельское хозяйство
Источник: ТПП РФ

К списку