Проблемы потребительского рынка. Часть вторая
image description Проблемы потребительского рынка. Часть вторая
8 ноября 2016г.

Потребительский рынок России подобно лакмусовой бумажке отражает, как социально-экономическое положение населения, так и существующие проблемы экономического развития страны. В предыдущей статье мы отмечали неравномерность и несбалансированность развития основных игроков сетевой торговли и производителей продовольственных товаров. Еще одним фактором, негативно влияющим на формирование цивилизованного и целостного рынка в России, является разнородность экономического пространства, зависящая от существующих природных условий, наличия хозяйственных ресурсов и сложившегося уровня развития регионов.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации в своих работах по региональному анализу использует так называемую синтетическую классификацию, согласно которой все 85 субъектов федерации можно отнести к четырем группам, внутри которых они подразделяются еще на 9 типов: ВЫСОКОРАЗВИТЫЕ (финансово-экономические центры и сырьевые экспортноориентированные регионы), РАЗВИТЫЕ (с диверсифицированной экономикой, с опорой на обрабатывающую промышленность, с опорой на добывающую промышленность), СРЕДНЕРАЗВИТЫЕ (промышленно-аграрные, аграрно-промышленные), МЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ (менее развитые сырьевые, менее развитые аграрные). При этом расчеты по среднедушевому валовому региональному продукту (ВРП), с одной стороны, подтверждают определенную устойчивость этой классификации, а с другой – демонстрируют серьезный разброс между разными типами регионов. Так, у финансово-экономических центров (Москва и Санкт-Петербург) душевой ВРП составляет 180% от среднего по стране, у сырьевых экспортноориентированных регионов – около 300%, у развитых регионов – между 80% и 90%, у среднеразвитых и менее развитых сырьевых регионов – 60-70%, а у менее развитых аграрных регионов – около 40%.*

В 2014 году началось снижение реальных доходов населения в среднем по России, хотя в ряде регионов, прежде всего экспортноориентированных, наблюдался их слабый рост. Однако, в 2015 году снижение реальных доходов затронуло уже все типы регионов, что в свою очередь привело к сжатию расходов и падению продаж в розничной торговле и общепите.

Средняя номинальная зарплата сегодня в России составляет 35,7 тыс. рублей, по итогам первого полугодия она выросла на 5%, однако реальная зарплата (с поправкой на инфляцию) по сути, застыла на нуле. При этом рост зарплаты перегнал инфляцию всего в 15 регионах. Больше всех доходы выросли в Крыму и Белгородской области (+10,7% и 5,5% соответственно), а сильнее всего упали в Удмуртии и на Чукотке (-6,8% и 7,3% соответственно). Интересно, что наибольшее падение розничных продаж отмечается не в этих последних регионах, а в Омской области (-17,3%), Москве  (-13,2%) и Санкт-Петербурге (-2%), т.е. в крупнейших агломерациях, тогда как в предыдущем кризисе больше страдали в этом отношении моногорода и менее развитые регионы.

Сегодня различия между регионами по средней зарплате, по продажам продовольственных товаров, по величине прожиточного минимума составляют более двух раз, по безработице в 3,5 раза. Эксперты Центра экономических и политических реформ посчитали стоимость кастрюли борща с мясом. Разница между г.Билибино на Чукотке и Нижним Новгородом составила 10 раз (628 и 63 рубля соответственно, при 140 рублях для Москвы).

75 из 85 регионов страны дефицитны, у них большие долги и разбалансированные бюджеты. Распределение дотаций направлено на лоббирование и выравнивание отдельных регионов, а не на комплексное развитие и рост жизненного уровня населения. Таким образом, внутренний спрос – единственный реально возможный сегодня фактор экономического роста не действует.


* Бюллетень социально-экономического кризиса в России №14, июнь 2016 г. 
  Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Стр.4



Эксперт:  Борисов Александр
Тематики:  Потребительский рынок /  Регионы
Источник: ТПП РФ

К списку