Жизнь взаймы. Часть четвертая. Автокредиты.
image description Жизнь взаймы. Часть четвертая. Автокредиты.
22 февраля 2017г.

Александр Борисов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка 

Автокредиты продолжают оставаться одним из наиболее популярных и доступных способов приобретения автомобилей, особенно в условиях длительного падения реальных доходов населения. Социологи Национальной ассоциации финансовых исследований (НАФИ) по результатам Всероссийского опроса (март 2016г.) выяснили, что число россиян, желающих в ближайшие три года купить автомобиль, выросло за год с 14 до 23%, достигнув максимума за последние пять лет (Российская газета 28.03.16).

Причин этому несколько: во-первых, это возможное вложение средств в условиях волатильности курса; во-вторых, желание успеть до очередного повышения цен, в третьих – намерение использовать машину как средство заработка в связи с потерей постоянной работы или сокращения зарплаты. К тому же, значительная часть россиян в принципе не может приобрести автомобиль, не прибегая к кредиту.

В этих условиях, когда авторынок переживает беспрецедентное падение – 35,7% в 2015 году, 11% в 2016 г., доля покупок автомобилей в кредит постоянно растет – 35% рынка новых машин в 2014 г., 37% - в 2015 г, 44% - в 2016 г. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), общее количество выданных автокредитов в 2016 году выросло на 13,7% до 552,4 тысяч (КоммерсантЪ, 01.02.17).

Однако падение доходов граждан ожидаемо привело к росту просрочки в сегменте автокредитования, несмотря на то, что автовладельцы, как правило, отличаются высокой платежной дисциплиной в связи с наличием залога в виде самого автомобиля. Как выяснила компания «Секвойя Кредит Консолидейшн», проблемные автозаемщики выходили на первую просрочку в 2014 году через 18 месяцев, в 2015 – через 16, а в 2016 – уже через год. Из 1,4 млн выданных автокредитов на начало сентября 2016 года просрочено 200 тысяч (учтены все виды автозаймов с просрочкой от одного дня). Если же считать только просрочку свыше 90 дней, то это составит примерно 10% (И, 06.09.16). Во многом рост доли просроченной задолженности объясняется тем, что авторынок в целом сжимается, тогда как параллельно происходит «вызревание» долгов по кредитам, выданным в 2012-2013 годах, когда банки практиковали более либеральную кредитную политику.

Серьезную помощь авторынку в истекшем году оказала государственная программа льготного автокредитования. Ее действие распространялось на новые автомобили российского производства стоимостью не более 750 тыс. рублей и возрастом не более года. За счет госсубсидий банки оформляли кредит по сниженной ставке, а остальные проценты выплачивало государство. При этом заемщик должен внести первоначальный взнос в размере не менее 15-20%, а кредит должен быть оформлен не более, чем на 3 года. Ставки по льготным кредитам составляют 8-12% против 15-17% годовых в среднем по рынку. В число банков, работающих по госпрограмме, входят: Сбербанк, ВТБ-24, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы, Росбанк, Уралсиб, Юникредитбанк.

В 2016 году список марок автомобилей по льготной программе был расширен до 50. Всего реализовано по программе 324 тыс. автомобилей (в 2015 году – 243 тысячи).

В 2017 году на поддержку автокредитования из бюджета выделено 10 млрд рублей, из которых 7 пойдут на обслуживание ранее выданных кредитов, а 3 – на выдачу новых. На начало 2017 года средняя ставка по программе с учетом скидки составляет уже 9,47%. По ней можно купить произведенную в России машину, стоимостью до 1,15 млн рублей и массой не более 3,5 тонны. Остальные параметры остались без изменений.

Известно, что в Минпромторге России обсуждается возможность увеличения порога стоимости автомашин по этой программе до 1,5 млн рублей. Это позволит повысить эффективность программы и увеличить степень охвата рынка. При этом потраченные госсредства вернутся в бюджет в виде налогов и сборов, акцизов на топливо и других сопутствующих расходов россиян, консенсус –прогноз роста в этом сегменте потребкредитования на 2017 года составляет 7-10%.

 


 

 



Эксперт:  Борисов Александр
Тематики:  Кредиты /  Потребительский рынок
Источник: ТПП РФ

К списку