Новый кодекс – большой шаг вперед
image description Новый кодекс – большой шаг вперед
5 июля 2017г.

Представители бизнеса стран – участниц Евразийского экономического союза с нетерпением ожидают момента, когда заработает Таможенный кодекс ЕАЭС. О том, какой эффект будет от вступления в силу этого документа, а также о конструктивном взаимодействии ФТС России с бизнес–сообществом рассказывает советник Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Председатель Совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

Георгий Георгиевич, принятие Таможенного кодекса ЕАЭС не раз переносилось из-за разногласий между странами – членами Союза. Насколько реальным представляется вступление в силу нового кодекса летом нынешнего года?

– Работа над кодексом была действительно очень длительной. Она продолжалась три года. Не потому, что существуют какие-то непреодолимые препятствия между государствами – участниками. Просто это очень сложный документ. Было желание кодифицировать все, что касается таможенного администрирования. В результате получилось почти 1200 страниц очень сложного юридического текста с огромным количеством отсылок.

Если говорить об основных плюсах нового кодекса, то это, прежде всего, кодификация всех норм и правил. Его реализация приведет к тому, что таможня станет полностью электронной. Наконец, есть новеллы, касающиеся статуса уполномоченного экономического оператора.

Естественно, пока это только проект, но он уже одобрен на самом высоком уровне. Теперь предстоит процесс выполнения внутригосударственных процедур и в России, и в других странах Союза. Кодексу предстоит прохождение через парламенты государств – участников ЕАЭС. Поэтому есть некоторые сомнения, что новый Таможенный кодекс вступит в силу уже с первого июля. Но в этом нет никакой трагедии. В том, что мы будем жить по новому кодексу, сомнений никаких нет, а когда это произойдет, я не стал бы гадать.

Впервые Таможенный кодекс готовился в постоянном диалоге с представителями бизнеса всех пяти государств. Нельзя сказать, что абсолютно все пожелания бизнеса были учтены при работе над новым кодексом, но бизнес слушали и слышали. И это большой плюс.

Проект кодекса содержит огромное количество отсылочных норм, причем порядка 300 должно быть реализовано в виде решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). И эксперты всех государств – участников Союза уже активно включились в работу по подготовке проектов этих решений. При работе над проектом нового кодекса учитывалось мнение каждой стороны. Предложения каждого государства рассматривались самым внимательным образом. Приходилось находить консенсус по целому ряду непростых вопросов, но итоговый документ учитывает мнение и Республики Беларусь, и Казахстана, и Российской Федерации, и остальных членов ЕАЭС. Подводя итог, скажу, что новый таможенный кодекс – это, несомненно, шаг вперед.

Создатели Таможенного кодекса ЕАЭС отмечают его инновационный характер, способствующий упрощению и ускорению проведения таможенных операций. Как принятие кодекса отразится на участниках внешнеэкономической деятельности?

– Во-первых, сокращается количество документов, как при экспорте, так и при импорте. Во-вторых, как мы уже говорили, таможня становится электронной: у нас уже более 99 процентов таможенных деклараций подается в электронном виде. В-третьих, значительно сокращается время проведения таможенных операций, причем во всех пунктах пропуска.

Для участников ВЭД это существенная экономия времени и денег. Принятие нового таможенного кодекса и его полная имплементация будет еще одним дополнительным стимулом, для того, чтобы внешнеэкономические связи каждого из государств ЕАЭС были двигателем поступательного экономического развития каждого государства. Это важно не только для тех, кто работает в околотаможенном пространстве, это важно и для экономик государств Союза.

ЕАЭС становится все более привлекательным для третьих стран. С Вьетнамом уже подписано соглашение о свободной торговле товарами и услугами. Еще с пятью государствами переговоры находятся в активной фазе. С Ираном обсуждается вопрос об освобождении от таможенных пошлин большой группы товаров. Это будет соглашение не по стопроцентному охвату всей товарной номенклатуры, но по тем секторам, которые важны для иранских экспортеров и экспортеров стран ЕАЭС. Новый таможенный кодекс учитывает особенности торговли со странами, с которыми заключаются преференциальные соглашения.

Кроме того, очень важны новшества, касающиеся особых экономических зон. Сегодня существующие и вновь создаваемые ОЭЗ в России, Беларуси и Казахстане отличаются от ОЭЗ, которые создавались у нас до присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО). Уже нет прежних льгот по налогам и таможенным пошлинам. Теперь здесь есть льготы иного характера, так как мы должны соответствовать нормам и правилам ВТО.

Перемещение товаров с территории ОЭЗ на другую территорию ЕАЭС – это достаточно четко прописанные нормы и правила, что очень важно для резидентов этих зон. Таким образом, новый кодекс дает ответы на очень многие вопросы и вызовы.

Какое значение будет иметь новый Таможенный кодекс для экономики Российской Федерации в целом?

– Не будем забывать, что доля внешнеэкономических связей в валовом внутреннем продукте Российской Федерации намного больше, чем у любой другой развитой экономики – более трети ВВП. Для сравнения у США эта доля составляет только шесть процентов ВВП. Поэтому и для экономики в целом значимость нового кодекса очень велика.

В числе приоритетных проектов, над которыми работает Правительство и курирует непосредственно Президент РФ, впервые появился такой проект, как несырьевой экспорт. Созданы соответствующие институты поддержки, такие, как АО «Российский экспортный центр», объединяющий Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР») и Росэксимбанк (АО «Российский экспортно-импортный банк»), который призван обеспечивать предоставление экспортных кредитов. По сути это услуги для экспортеров в одном пакете.

В первую очередь эти инструменты направлены на поддержку несырьевого экспорта. Мы рассматриваем дальнейшее развитие российской экономики, рост которой нам крайне необходим, через экспорт товаров, относящихся ко второму переделу и более высоким степеням передела. Поэтому все нововведения и инновации Таможенного кодекса ЕАЭС призваны помогать экспортерам несырьевых товаров и существенно облегчат их деятельность, а это крайне важно.

Как вы оцениваете практику информационной открытости, реализуемую ФТС России?

– Трудно назвать другой федеральный орган исполнительной власти, который бы так плотно на регулярной основе работал с бизнес-сообществом, как ФТС России. На совещаниях самого высокого уровня отмечается очень активная работа Общественного совета, созданного в прошлом году. Это, если хотите, орган общественного контроля, причем и за такими деликатными сферами, как борьба с коррупцией, государственные закупки и работа с кадрами. По сути, это один из элементов гражданского общества.

Все внутренние документы, которые готовит ФТС России, в предварительном порядке рассматриваются Общественным советом. Сейчас ФТС России подготовила комплексный план развития Федеральной таможенной службы на период до 2025 года. Общественный совет самым внимательным образом изучал этот проект, вносил свои замечания и дополнения. Это не значит, что все они были приняты, но мнение Общественного совета учитывалось.

Для нас крайне важно, что Владимир Иванович Булавин принял решение не только сохранить при наличии Общественного совета Экспертно-консультативный совет, исторически существовавший при ФТС России, но и сам возглавил его.

Члены совета представляют самые разные сферы. Если у таможенного представителя, брокера, компании, которая в больших объемах что-либо экспортирует или импортирует, есть вопросы к таможне, они могут участвовать в работе и непосредственно в диалоге с руководителями конкретных подразделений таможни, выяснять, почему принимаются те или иные решения, высказывать  пожелания, направленные на совершенствование работы таможенных органов. Не будем забывать, что оценка регулирующего воздействия идет постоянно, и ТПП РФ активно участвует в этом процессе.

Расскажите об этом подробнее.

– Как известно, в Российской Федерации есть так называемая Большая четверка: это Российский союз промышленников и предпринимателей, Деловая Россия, Опора России и ТПП РФ. Иногда мы партнеры, иногда – конкуренты. Но в том, что касается таможенного дела, мы союзники.

Ежемесячно мы встречаемся в формате Большой четверки на площадке Северстали. Возглавляет это движение Алексей Мордашов, руководитель ПАО «Северсталь». В РСПП он ведет все, что касается торговой политики, таможенного администрирования и ВТО. В мероприятиях принимают участие Леонид Лозбенко, который помимо того, что представляет Опору России, еще и Председатель Общественного совета при ФТС России, Виталий Сурвилло, представитель Деловой России и наш омбудсмен по таможенным делам, который ведет еще и такую тему, как все дорожные карты, связанные с таможенным администрированием, и ваш покорный слуга.

Мы активно сотрудничали, когда шла работа над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС и вырабатывали согласованные позиции, а сейчас мы собираемся по другой законодательной теме. Ведь одновременно с принятием нового кодекса предстоит очень большая и непростая работа по разработке и принятию Закона о таможенном регулировании вместо Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ, который делался под действующий Таможенный кодекс.

Это очень важно, так как проект Таможенного кодекса ЕАЭС содержит 400 отсылок к национальным законодательствам. Все они должны быть прописаны на национальном уровне.

Как работает Совет Торгово-промышленной палаты по таможенной политике?

– В ТПП РФ существует целый ряд комитетов и советов по самым разным направлениям. И когда четыре года назад создавался Совет по таможенной политике, не было уверенности, что это будет востребованная площадка. Но опасения оказались напрасными, так как таможенное дело затрагивает практически всех.

Заседания проводятся ежеквартально. Повестка дня формируется по предложениям членов Совета. А это и представители нашей территориальной сети, и участники ВЭД, и экспертное сообщество.

Мы всегда приглашаем на заседания руководителей ФТС России, представителей ЕЭК и Минэкономразвития. Наш Совет – это и форма диалога с властью, и возможность обсудить наиболее острые вопросы.

По итогам каждого заседания готовятся обращения в соответствующие министерства и ведомства. И что касается ФТС России, должен признать, что не было ни одного случая, чтобы на наше обращение мы не получили мотивированного ответа.

Это может быть и отказ, но он всегда обоснованный. И мы прекрасно понимаем, что есть желания, а есть реальная жизнь и задачи, которые выполняет ФТС России. И здесь претензии предъявлять мы не в праве.

Такая форма взаимодействия создает заинтересованность у тех, кто работает в околотаможенном пространстве, и у экспертного сообщества в участии в этой работе.

ФТС России стремится к максимальному внедрению новых таможенных технологий (электронное декларирование, комплекс программных средств «Портал Морской порт», автоматизированная подсистема «Личный кабинет участника ВЭД» и т.д.). Каким новым информационным технологиям с точки зрения представителей бизнеса необходима доработка?

– Что касается «Морского порта» - тема очень непростая. Проведен эксперимент, он был признан удачным, было решено его распространить повсеместно. У морских перевозчиков это вызывает оторопь. Количество документов, которое нужно представить для оформления одного судна, в бумажном виде весит 20-30 килограммов. Здесь документы не только для таможни, но и для прочих служб, таких как Россельхознадзор, Ростехнадзор и многие другие. Просто так получилось, что таможня оказалась крайней, хотя на самом деле это далеко не так. А теперь представьте, сколько нужно времени, чтобы всю эту кипу бумаг перевести в электронный вид.

Морскому перевозчику нужно очень быстро зайти в порт, сдать груз и уйти в очередное плавание за новым грузом. Так, к сожалению, не получается, потому что он по этой системе является ответственным за то, за что должен отвечать не перевозчик, а грузополучатель.

Это не претензия к ФТС России. Здесь скорее проблема Министерства транспорта, которое должно создать такую систему, чтобы перевозчик занимался своим делом – возил грузы. Нужна очень серьезная доработка, тем более, что можно использовать европейский опыт, например Таллиннского порта, который в этом отношении «впереди планеты всей».

Сейчас реализуются большие программы по развитию нашего морского флота. Без сопряжения со всем «шлейфом», в том числе и таможенными процедурами, какими они должны быть, мы не выполним эту задачу и можем потерять последние суда, которые у нас остались от огромного советского торгового флота.

Это вопрос государственной важности. Особенно с учетом того, что мы хотим развивать Северный морской путь, с учетом огромных инвестиций, которые сделаны у нас на северо-западе. Не нужно давать нашим замечательным странам-соседям зарабатывать на транзите российских грузов. Наши порты должны быть конкурентоспособны.

Чем могла бы ФТС России поспособствовать улучшению инвестиционного климата в РФ?

– Можно критически относиться к всевозможным международным рейтингам, которые готовят Всемирный экономический форум, Всемирный банк, Международный валютный фонд и прочие. Но, во-первых, Президент РФ поручил нам в Doing Business занять достойное 20 место, а не 140, которое мы занимали. Во-вторых, если мы хотим, чтобы зарубежные инвестиции шли в Российскую Федерацию, нужно помнить, что иностранные инвесторы на рейтинги экономик смотрят.

Надо сказать, что мы продвинулись в этом вопросе по очень многим показателям, переместившись в шестой десяток. Но что касается международной торговли, то здесь сотню мы пока еще не разменяли. Такая оценка не вполне отражает реальность, поскольку в опросе участвуют в основном иностранные компании, работающие в России, а наши отечественные - не любят заполнять анкеты.

То, что нас именно по этому разделу «рейтингуют» так плохо, тоже очень важный элемент инвестиционного климата. Поэтому необходимо много работать и с Всемирным банком, и с рейтинговыми агентствами. Эта задача должна решаться не только ФТС России. Бизнес-объединения должны активнее участвовать в опросах, чтобы общая картина была более объективной.

Беседу вела Марина Аксенова


Источник: Журнал "Таможня" № 11(418) 2017 г.




Эксперт:  Петров Георгий
Тематики:  Внешние связи /  Евразийский экономический союз /  Особые экономические зоны /  Таможня /  Экспорт
Источник: Таможня

К списку