Брендинг региона, или как продать тамбовскую картошку
image description Брендинг региона, или как продать тамбовскую картошку
20 декабря 2017г.

В последнее время много говорится о брендинге территории. Что это такое, из каких компонентов  складывается и в чем сильные стороны Тамбовской области по сравнению с другими, мы беседуем с президентом Тамбовской областной торгово-промышленной палаты Еленой Александровной Ворониной.

- Елена Александровна, тема нашего интервью – брендинг Тамбовской области. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что такое брендинг и зачем он нужен?

- Термин «брендинг территорий» появился только в XXI веке, хотя явление существовало веками. Говоря простым языком, брендинг – это придание товару, в данном случае, региону определенных семантических ассоциаций, но не искусственно, а с опорой на его сильные стороны.

Возьмем хотя бы всем известного тамбовского волка. Это устойчивое сочетание возникло несколько веков назад, то есть его совершенно точно можно назвать исторически сложившимся брендом. Наши предприниматели с успехом пользуются этим брендом – выпускают под этим названием конфеты, водку, большой ассортимент сувенирной продукции, начиная с магнитов и заканчивая посудой и одеждой. Кстати, сувенирная продукция, брендированная волком, ежегодно получает премии на различных конкурсах, демонстрируя достойный качественный уровень.

Одно, правда, непродолжительное время в Тамбове действовал Музей Волка на территории ТГТУ. В этом году в Тамбове открылся клуб-музей «Бренды Тамбовщины». Он молодой, так что рано говорить о его статусе, но по задумке организаторов, он должен собрать на одной площадке все наиболее известные бренды Тамбова.

Были даже попытки предпринимателей законодательно закрепить тамбовского волка в виде товарного знака. Однако решением Федеральной антимонопольной службы России бренд «Тамбовский волк» признан народным.

Успешным использованием данного символа я считаю изображение волка на логотипе в период присвоения Тамбову статуса «Новогодней столицы России 2016-2017 гг». Причем там волк получился добродушным и приветливым.

Кроме тамбовского волка, на Тамбовщине есть ряд муниципальных, гастрономических, туристических брендов, которые в совокупности и составляют бренд региона.

- Муниципальные бренды – что вы имеете в виду?

-  В некоторых муниципалитетах есть бренды, которые имеют или приобретают  устойчивые ассоциации с ним. Так, например, город Рассказово славится своими трикотажными изделиями и продукцией из шерсти. Котовск выпускает известные на всю страну неваляшки, причем они вкладывают в этот символ идею, сочетание позитивной энергии и стойкости, ассоциируя это изделие с самим городом. Эти бренды уже сформировались, но сейчас идет активный процесс формирования новых брендов. Так, например, набирают популярность мероприятия, проведенные в муниципалитетах, такие как Традиционные игры «Атмановские кулачки» в Сосновском районе, фестиваль фольклора и народных промыслов «Вишнёвый сад» в Уваровском районе. Уже сейчас эти события привлекают внимание большого количества туристов и, соответственно, стимулируют активную торговую деятельность, но в будущем, я надеюсь, они смогут дать одноименное название какой-нибудь продукции, выпускаемой в этой местности.

- Елена Александровна, давайте теперь поговорим о гастрономических брендах Тамбовщины. Расскажите о самых известных из существующих.

- Действительно, Тамбовский регион имеет свои гастрономические бренды, которые известны на Всероссийском уровне. Прежде всего, это знаменитая тамбовская картошка и мичуринские яблоки. Именно эти два продукта вошли в топ-100 национальных туристических брендов России. Данное исследование проводили ЦИК «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» при участии агентства BCGroup. В данном рейтинге тамбовская картошка заняла 44 место. При этом 77% опрошенных заявили, что данный бренд им известен лично, 89% респондентов ассоциируют данный бренд с нашим регионом, а 62% хотели бы посетить Тамбовскую область, чтобы ближе «познакомиться» с этим брендом. На мой взгляд, это очень достойная оценка труда наших аграриев.

Узнаваемость и популярность мичуринских яблок тоже набирает обороты — пока что они на 97 месте, повторюсь, Всероссийского рейтинга.

Как отметил глава администрации области Александр Никитин на пресс-конференции, прошедшей в августе текущего года, в рамках продвижения этих брендов реализуются конкретные проекты. Так, создан садоводческий кластер, в котором заложено 800 гектар земли, он призван обеспечить масштаб бренда. Что касается картофеля, то, как рассказал губернатор, в этом году ведется селекция безвирусного материала. То есть эти бренды, несмотря на их и без того высокую популярность, поддерживаются на уровне субъекта.

Несмотря на то, что исторически сложившиеся бренды связаны с сельским хозяйством, нельзя не отметить, что наш регион известен во всем мире благодаря продукции ряда промышленных предприятий, таких как ПАО «Пигмент», АО «Тамбовский завод «Комсомолец» им.Н.С.Артемова», АО «Тамак».

- С темой гастрономических брендов связано развитие брендов в области туризма Тамбовской области. Как Вы оцениваете потенциал туристических брендов нашего региона?

- Тамбовская область на сегодняшний момент богата туристическими брендами для различных сегментов аудитории. Во-первых, конец прошлого года и начало этого ознаменовался важным для региона событием — Тамбовская область стала Новогодней столицей России. Турпотоку в наш регион сопутствуют также такие проекты, со временем ставшие брендами региона: фестиваль духовых оркестров, фестиваль «Песни над Цной», рок-фестиваль «Чернозем». Особенно хочется отметить проведенную в  восьмой раз в этом году Международную Покровскую ярмарку, на которой в первую очередь местные сельхозпроизводители и народные умельцы получили право познакомить покупателей со своей продукцией.

Здесь же нельзя не сказать про Ивановку, которая много лет  собирает ценителей классической музыки и обеспечивает постоянный ежегодный туристический поток.

Как сообщалось в администрации области, по объему туристических услуг в первом полугодии 2017 года было заработано порядка 300 млн рублей, что больше, чем за весь прошлый год. И это, несомненно, благодаря активному развитию туристических брендов Тамбовщины.

 - Какие новые товары могут стать брендами в ближайшее время?

- Сказать однозначно сложно. Тамбовская область является сельскохозяйственным регионом, поэтому нам надо грамотно использовать свои сильные стороны: плодородную почву, профессиональные кадры, научные разработки. Однако большое значение здесь имеют не только идея и ресурсы, но и грамотное исследование рынка, удачная бизнес-идея, состояние рынка в тот или иной момент времени.

В Тамбовской области есть много проектов, реализация которых в ближайшее время может пополнить «копилку» местных брендов - это «Тамбовский бекон», «Тамбовская индейка», «Тамбовский осетр». Заметьте, в названии каждого из предприятий есть слово «Тамбовский» - это, на мой взгляд, говорит о масштабности и амбициозности бизнес-проектов.

Бесспорно, наш регион не стоит на месте в вопросах развития гастрономических брендов, и с течением времени появляются новые. В этом году по праву новым гастрономическим брендом региона стало сладкосливочное масло «Крестьянское» в бочонке регионального сыродельного завода, буквально в начале ноября оно получило Гран-При в номинации «Гастрономический сувенир (еда)»  Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир».

По всему миру сейчас идет тенденция перехода на эко-продукцию —  выращенную в экологически чистой местности, - и Тамбовская область как никакая другая подходит для этого направления сельского хозяйства. Уже сейчас у нас работают  небольшие фермерские хозяйства, занимающиеся выращиванием коз, кур, индюшек, кроликов и я уверена, что в будущем их будет появляться еще больше и они будут успешны не только на нашем рынке, но и на рынке соседних регионов и столицы.

Елена Козырева,

Ольга Данилина


Источник: http://tamlife.ru/gazeta/index.php?option=com_k2&view=item&id=20562:%D0%B1%D1%80%D0%...




Эксперт:  Воронина Елена
Тематики:  Бренды /  Регионы
Источник: Тамбовская жизнь

К списку