ТПП РФ: взаимодействие бизнеса и власти
image description ТПП РФ: взаимодействие бизнеса и власти
8 февраля 2018г.

О мерах поддержки российских предпринимателей, участии в законотворческом процессе, разработке Стратегии экономического развития России, развитии предпринимательства в северных регионах, международном сотрудничестве в Арктике и многом другом рассказывает вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Дмитрий Николаевич Курочкин.

Дмитрий Николаевич, в Торгово-промышленной палате России Вы отвечаете за развитие предпринимательства и конкуренции, расскажите о мерах поддержки, которые ТПП РФ оказала предпринимателям в этом году.

Ключевое направление, на котором сосредоточены усилия системы ТПП РФ, – поддержание экономического роста, поддержка создания новых производств, нацеленных не только на импортозамещение, но и на экспорт.

В соответствии с поручениями, данными по итогам Послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию, ТПП РФ совместно с другими ведущими объединениями предпринимателей подготовила предложения предпринимательского сообщества в Комплексный план действий Правительства России на 2017-2025 годы. В 2017 году ряд предложений палаты нашёл отражение в федеральных законах и решениях Правительства России.

Серьезные экспертные материалы и предложения Палаты готовятся к заседаниям Госсовета России, в т.ч. и к состоявшемуся недавно заседанию по вопросу «О развитии промышленного потенциала регионов Российской Федерации». ТПП РФ направила в рабочую группу Госсовета обобщенные предложения, полученные от палат, комитетов и советов, организаций – членов ТПП РФ. Целый ряд предложений Палаты, касающихся стратегического планирования, учета межрегиональных и межотраслевых балансов, инвестиционной политики, были учтены в докладе рабочей группы Госсовета.

Говоря о содействии ТПП РФ в поддержке отраслей промышленности и конкретных предприятий, не могу не сказать о Фонде развития промышленности. 

Сегодня ФРП – один из основных механизмов поддержки производственного предпринимательства. На данный момент из 268 поддержанных проектов 35 производств уже работают. Всего объём инвестиций составил 250 миллиардов рублей, из которых 66 миллиардов приходится на льготные займы Фонда развития промышленности. Торгово-промышленные палаты, безусловно, заинтересованы в развитии экономики и производства своих регионов, поэтому активно поддерживают заявки по модернизации или созданию новых производств. С ФРП Палата подписала соглашение о сотрудничестве. По итогам 2015-2017 годов рекомендовано системой ТПП РФ и одобрено к финансированию Экспертным советом ФРП 173 проекта из 51 региона России.

Отдельное внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства.

В фокусе нашего внимания и система государственных закупок – мы оцениваем качество закупок, отслеживаем количество закупок, проведенных с  нарушением требований законодательства, и обсуждаем с представителями Минфина России, ФАС России возможные меры по снижению количества нарушений и повышению качества закупочных процедур.

Уместно также вспомнить о специальном проекте, реализуемом федеральной палатой: «100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ». Проект приурочен к 100-летию учреждения торгово-промышленных палат в России, цель – поддержать деятельность лучших предприятий, в первую очередь - в регионах страны. Вице-президент ТПП РФ обратил внимание, что среди лауреатов специального проекта «100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ» немало предприятий, получивших финансовую поддержку ФРП.

Комитеты и советы, объединяющие представителей организаций-членов ТПП РФ, активно участвуют в законотворческом и нормотворческом процессе. Чего удалось достичь в этом направлении?

Участие в работе над проектами федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов – одно из приоритетных направлений деятельности ТПП России. Более того, статьей 12 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах» нам предоставлено право участвовать в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, а также направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления заключения по результатам экспертиз проектов законов и иных нормативных правовых актов.

В качестве примера можно привести сотрудничестве с Государственной Думой. За период весенней и осенней сессий 2017 года ТПП России сопровождала более 100 законопроектов, инициировала внесение 20 пакетов поправок, разработала 15 «собственных» законопроектов. Сейчас подходит к концу работа по формированию плана законопроектной деятельности на 2018 год.

Участие в подготовке и экспертизе подзаконных нормативных правовых актов осуществляется в большей степени членами наших отраслевых комитетов и советов и организаций-членов ТПП РФ. Наши представители, в т.ч. по просьбе министерств, включаются в рабочие группы по разработке проектов. Много проектов нормативных правовых актов выносится на рассмотрение комитетов и советов для определения позиции Палаты и в целом предпринимательского сообщества. У нас есть примеры, когда по итогам такого обсуждения проекты существенного перерабатывались.

В последние годы в России внедрен новым инструмент участия бизнеса в нормотворческой деятельности  – оценка регулирующего воздействия.

Мы оцениваем ОРВ как реально действующий инструмент, позволяющий исключить на стадии разработки проектов нормативных правовых актов обременительные для бизнеса положения и на самой ранней стадии подготовки документа включить «пресекательный» механизм.

Показательны цифры: в 2011 году в ТПП России рассмотрено в рамках ОРВ 429 проектов, а в 2017 году – более чем на тысячу больше (1648 проектов).

Мы высоко оцениваем коэффициент «влияния» нашей работы на нормотворческий процесс в рамках ОРВ. Например, в 2017 году из 177 замечаний ТПП России, направленных разработчикам, 100 – были учтены.

Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России подготовил проект принципов Стратегии экономического развития России до 2025 года. Прокомментируйте, пожалуйста, его основные моменты.

Создавая Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, мы сознательно пошли на формирование единой площадки, на которой планировалось объединить лучших экспертов делового сообщества в сфере промышленного развития и конкурентоспособности экономики. Это должно было дать синэнергетический эффект и повысить результативность законотворческой и экспертной работы Палаты.

Совет призван осуществлять организацию системного поиска необходимых решений, мер и механизмов государственной поддержки, выработку эффективных стабилизационных мер, содействие структурным изменениям.

Наши надежды в целом оправдались. Совет последовательно шел к рассмотрению ключевых вопросов Стратегии  на своих заседаниях, рассматривая вопросы внешнеэкономической деятельности, налогового стимулирования развития промышленности, конкурентоспособности АПК, монетарного стимулирования промышленного развития, и в конечном счете предложил принципы Стратегии экономического развития России до 2025 года.

Основной целью Стратегии является реализация потенциала населения России и повышение его благосостояния. Это достигается посредством смены парадигмы социально-экономического развития страны, через решение целого ряда задач:·    

  • внедрение скоординированной и разумной промышленной политики;

  • выравнивание конкурентных условий для промышленных предприятий и регионов;

  • более активная и последовательная защита интересов отечественных производителей;

  • определение обрабатывающих секторов как основного локомотива долгосрочного развития экономики страны.

Стратегия широко обсуждалась в торгово-промышленных палатах, комитетах и организациях – членах ТПП РФ. Итоговый документ был направлен Президенту России. 

Среди членов ТПП РФ объединения предпринимателей всех отраслей экономики. Наш журнал, в первую очередь, интересуют отрасли, связанные с энергетикой. Какую работу ТПП РФ ведет в этих сегментах экономики?

В 2017 году Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, который возглавляет председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, провел ряд заседаний по проблемам в энергетической отрасли. Обсуждались, в частности, вопросы о роли электроэнергетического комплекса в повышении темпов развития экономики страны.

Эксперты ТПП РФ считают, что в условиях выхода из кризиса, при незначительных темпах роста производства, энергетика слишком обременительна для  экономики, и необходимы меры по изменению ситуации. Реальному производству необходимо создать условия, в том числе со стороны электроэнергетического комплекса, который в свою очередь нуждается в изменении принципов своего развития. Предложения по изменению ситуации по итогам заседания будут представлены в Правительство России.

Было проведено отдельное заседание, на котором обсуждались проблемы, связанные со значительным ростом тарифов на электроэнергию. По результатам заседания Комитет принял решение о подготовке предложений по корректировке действующего законодательства, готовится обращение в ФАС России.

Во исполнение поручения Президента России В.В.Путина в Минэнерго России направлены предложения по разработке механизмов привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики. В данных предложениях акцент сделан на усиление внимания к рыночным методам хозяйствования в электроэнергетике, наличие экономических условий для снижения тарифов на электроэнергию, повышение энергоэффективности в энергетическом комплексе, совершенствование антимонопольного регулирования в отношении генерирующих компаний и энергоснабжающих организаций. 

В целях развития предпринимательства в северных регионах, международных связей и внешнеэкономического сотрудничества была создана Ассоциация ТПП северных (приполярных) территорий и зоны Арктики. Расскажите, какие регионы туда вошли? Каковы цели и задачи Ассоциации?

Учитывая, что Север и зона Арктики все больше вовлекаются в международный экономический оборот, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в т.ч. через профильные комитеты, на протяжении многих лет ведет активную работу совместно с Минэкономразвития России, Минприроды России, научными организациями РАН, Российско-Норвежской торговой палатой по проблеме обеспечения природоохранной деятельности и рационального природопользования в целях устойчивого развития арктической зоны России.

22 декабря 2010 года руководители торгово-промышленных палат северных территорий России создали Ассоциацию ТПП северных (приполярных) территорий и зоны Арктики.

На заседании Ассоциации, прошедшем 12 мая 2017 года в г. Архангельске принято решение об избрании президентом Ассоциации президента Архангельской ТПП Василия Сидоровского, местом нахождения штаб-квартиры Ассоциации определен город Архангельск.

В настоящее время в состав Ассоциации входят 12 торгово-промышленных палат, осуществляющих свою деятельность на территории Арктики: Архангельская ТПП, ТПП Камчатского края, ТПП Республики Коми, Ленинградская областная ТПП, ТПП Магаданской области, ТПП Мурманской области, Санкт-Петербургская ТПП, ТПП Республики Саха (Якутия), ТПП Тюменской области, ТПП Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Центрально-Сибирская ТПП, ТПП Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основными задачами Ассоциации являются социально-экономическое развитие регионов, развитие Северного морского пути, поддержка научного исследования Арктики. Одно из направлений деятельности - активная работа с ОАО «Газпром», ГК «Норильский никель», ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКойл», УК «Востокуголь», УК «Колмарпроект» и другими недропользователями в части размещения заказов на территории тех регионов, на которых осуществляется деятельность этих компаний.

В 2017 году члены Ассоциации приняли активное участие в VI Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» в марте в Архангельске, конференции «Северный завоз - новые пути и возможности» в июне в Нарьян-Маре, Международной российско-норвежской конференции по проблемам прибрежного рыболовства в сентябре в Архангельске, V Международном форуме «Арктические проекты - сегодня и завтра» в октябре в Архангельске, VII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в декабре в Санкт-Петербурге. 

Что Вы можете рассказать об участии системы ТПП РФ в международном сотрудничестве в Арктике? Насколько Российский Север и зона Арктики вовлеченыв международный экономический оборот?

С самого начала 90-х годов ТПП РФ и территориальные палаты активно включились в налаживание контактов со своими зарубежными партнёрами, в том числе в странах Северной Европы и Северной Америки. За истекшие годы по линии палат был организован устойчивый обмен делегациями по тематике делового сотрудничества в Арктике, проведено значительное количество мероприятий на двустороннем и многостороннем уровне, в том числе на площадке ТПП РФ.

Обсуждения показывают, что как российские ТПП региона Арктики, так и их зарубежные партнеры прежде всего интересуются темой взаимодействия бизнеса и власти в арктических регионах различных стран: субсидии и различного рода льготы для арктического предпринимательства, государственные механизмы стимулирования экономической активности в Арктике, опыт государственной поддержки арктической инфраструктуры, меры стимулирования занятости и т.д. Такой интерес вполне обоснован. Ведь экономическое развитие арктических регионов во всех соответствующих странах (Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Канада, США) в силу особенностей климата и значительных материальных затрат, необходимых для обустройства территорий, является прежде всего делом правительств или компаний с серьёзным государственным участием. Роль частного бизнеса в этой связи, как правило, ограничена.

Для бизнеса также большой интерес вызывает накопленный в разных странах практический опыт работы предпринимателей, например, обмен бизнес-идеями для создания стартапов, специфика реализации коммерческих проектов в арктических условиях.

Среди российских ТПП Арктического региона наиболее активно в международное сотрудничество вовлечена ТПП Мурманской области – в полном соответствии со своим статусом «приграничной» палаты.

Палата активно взаимодействует со своими партнёрами в рамках Баренцева/Евроарктического региона. Поддерживаются постоянные рабочие контакты с торговыми палатами в соседних странах – Норвегии, Финляндии, Швеции, а также Исландии.

Совместно с Администрацией Мурманской области областная ТПП активно участвует в организации и проведении ежегодной Мурманской Международной деловой недели (ММДН).

В 2013 году в Мурманске в рамках ММДН была проведена конференция арктических бизнес-палат и бизнес-ассоциаций. Организатором выступила ТПП Мурманской области, участие приняли Норвежско-Российская торговая палата, ТП Лапландии (Финляндия), ТП Норботтена (Швеция), исландская структура «Арктик Портал», представители Посольства Канады в России.

ТПП Мурманской области также выступила инициатором проведения в рамках ММДН ежегодной конференции в Кировске «Горнодобывающая промышленность Баренцева Евро-Арктического региона: взгляд в будущее».  В ноябре 2017 г. была проведена уже седьмая конференция. При организующей роли ТПП Мурманской области в работу вовлечены все крупнейшие горно-обогатительные и металлургические комбинаты Мурманской области, Кольский научный центр РАН. Конференция ежегодно собирает бизнесменов и учёных, работающих в сфере горной добычи, из Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, Чехии, Кореи, других стран.

По второй части Вашего вопроса могу сказать, что на Севере России производится более 20% ВВП, 18% электроэнергии, 25% лесной продукции, а также добывается более 90% природного газа, 75% нефти, 80% золота, 90% меди и никеля, почти все алмазы, кобальт, платиноиды, апатитовый концентрат. Все упомянутые товары составляют основу российского экспорта. Достаточно отметить, что доля доходов федерального бюджета от использования минерально-сырьевой базы Севера превышает 40%, а доля валютных поступлений – 80%. Российский Север и зона Арктики не просто вовлечены в международную торговлю, этот регион страны, пожалуй, можно назвать ключевым для экспорта России.

Российские компании, работающие в Арктике, давно и активно участвуют в международном сотрудничестве. Достаточно отметить крупные холдинги  «Норильский никель», «Северсталь», «Фосагро», «Еврохим», их продукция активно продаётся на мировом рынке.

В нефтегазовой сфере достаточно упомянуть проект «Ямал СПГ», в реализации которого широко участвуют зарубежные компании.

Говоря о международном аспекте горной добычи в российской Арктике, нельзя не упомянуть деятельность канадской золотодобывающей компании «КинроссГолд», инвестировавшей в два рудника на Чукотке. «КинроссГолд» работает в России с 1995 года, поддерживая статус крупнейшего иностранного инвестора в золотодобывающую отрасль страны, крупнейшего канадского инвестора в российскую экономику и одного из крупнейших налогоплательщиков на Дальнем Востоке России. С момента прихода на российский рынок объем инвестиций компании в местную экономику превышает 3 млрд. долларов. 

20-21 февраля 2018 года на площадке и при поддержке ТПП РФ состоится III Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов». Расскажите, какие приоритетные темы Вы планируете озвучивать на этой площадке, как один из ключевых докладчиков.

Основным лейтмотивом моего выступления будут национальные интересы России и международное сотрудничество в Арктике, возникающие при этом вызовы и открывающиеся возможности.

Учитывая богатые природные ресурсы северных территорий и Арктики и их общемировое значение, целями взаимодействия должны стать формирование базового потенциала устойчивого развития региона, базовых принципов природопользования, экологии и определения экологических рисков, перспектив сотрудничества России и северных стран Европы и Америки по привлечению иностранных инвестиций в проекты комплексного развития инфраструктуры, возрождения Северного морского пути, новых технологий гидротехнического и дорожного строительства, новых конвергентных биологических технологий по продукции морского генеза, развития аква (марикультуры), развития человеческого потенциала и активного долголетия и другие.

Необходимо выработать правила осуществления деятельности в арктических регионах страны с тем, чтобы в результате освоения этих территорий не был нанесен ущерб природе Крайнего Севера, Арктики,  интересам коренных малочисленных народов.

Одновременно должна быть внедрена эффективная система мониторинга, контроля выполнения бизнесом, ведущим хозяйственную деятельность в Арктике, норм и требований действующего законодательства.

Необходимо разработать программы стимулирования освоения северных территорий и Арктики, развития государственно-частного партнёрства, улучшения инвестиционного климата в регионе и осуществления крупных инфраструктурных проектов, в т.ч. в транспортной и коммуникационной  сферах.


Беседовала Екатерина Сергеева 



Эксперт:  Курочкин Дмитрий
Тематики:  Законотворчество /  Малый и средний бизнес /  Оценка регулирующего воздействия /  Промышленность /  Система ТПП РФ
Источник: Региональная энергетика и энергосбережение

К списку