Законодательство о государственно-частном партнерстве в сфере информационно-коммуникационных технологий: перечень вопросов, подлежащих регулированию
image description Законодательство о государственно-частном партнерстве в сфере информационно-коммуникационных технологий: перечень вопросов, подлежащих регулированию
9 февраля 2018г.

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев

Торгово-промышленная палата Российской Федерации уделяет особое значение развитию цифровых услуг и цифровых технологий. Мы понимаем, что создание эффективных решений возможно только при участии предпринимательского сообщества. И уже сегодня бизнес активно привлекается к созданию и развитию государственных информационных систем.

Механизмы ГЧП обладают рядом преимуществ по сравнению с уже реализуемыми формами привлечения негосударственных организаций к сознанию объектов ИТ.

В случае создания объекта по модели ГЧП или концессии, затраты на создание или модернизацию и повышение эффективности работы ИТ-системы может взять на себя исполнитель из числа компаний ИТ-рынка, а в договоре будет предусматриваться возможность коммерциализации исполнителем созданного/модернизированного им продукта.

В Российской Федерации  в настоящее время работает больше 1000 ГИСов (геоинформационных систем), из них более 300 – федеральные, а работающих без сбоев - не больше 30%. О том, чтобы такая система приносила прибыль, речи пока не идет. Но если создавать ГИСы через механизм ГЧП или концессии, на рынке сложится взаимовыгодная ситуация. Пользователи получат «рыночный» продукт, удобный для эксплуатации и работающий без сбоев, органы власти смогут значительно уменьшить стоимость создания государственных информационных систем и сэкономить миллиарды рублей, а бизнес получит доступ к новому рынку. 

Признание ИТ-систем объектами ГЧП или концессии значительно ускорит темпы информатизации и цифровизации страны, следовательно,  многие рынки станут более прозрачными, улучшится качество конкуренции на этих рынках. Бизнес сможет в короткий срок создать информационную систему, благодаря которой целый пласт процессов и функций станет понятным и прозрачным всем пользователям этой системы. 

Из экспертных мнений участников рынка можно сделать вывод, что государственно-частное партнерство может быть перспективным, однако такое сотрудничество имеет ограниченный потенциал.

Реальный интерес к государственно-частному партнерству в сфере ИТ пока проявляют лишь крупнейшие банки и телекоммуникационные операторы. ИТ-компании опасаются рисков и инвестиций без гарантии возврата.

Считаю, ГЧП перспективно в сервисах, которые напрямую выходят на граждан или коммерческие организации, и позволяют себя монетизировать через дополнительные услуги.

Таким образом, ТПП России предлагает:

1.     Признать ИТ-систем объектами ГЧП или концессии.

2.     Разработать механизм возмещения расходов инвесторов со стороны потребительских услуг. К примеру, проект создания общественных сетей Wi-Fi в метро: по сути, в обмен на доступ к инфраструктуре, город и горожане получили бесплатную возможность доступа в интернет в любой точке подземки. Возврат инвестиций в этом случае полностью переносится на сторону оператора.

3.     Обеспечить доступ бизнеса к реализации ИТ-проектов государственного сектора:       

  • широкое обсуждение необходимости создания ИТ-систем;

  • тестирование продуктов с участием бизнеса и конечная сдача продукта в эксплуатацию.

Торгово-промышленная палата РФ со своей стороны готова содействовать дальнейшему обсуждению обозначенных предложений.



Эксперт:  Фатеев Максим
Тематики:  ГЧП /  Информационные технологии /  Технологии /  Цифровая экономика
Источник: ТПП РФ

К списку