Законодательная база рынка криптовалют: выводы и перспективы
image description Законодательная база рынка криптовалют: выводы и перспективы
7 марта 2018г.
Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев


Торгово-промышленная палата России проводит изучение новейших инструментов, которые дает нам современность. Мы не можем просто отказываться от них или использовать частично – иначе, Россия, вместо наращивания потенциала и экономической мощи может стать заложницей условий, разработанных другими государствами под свои собственные экономические устремления.

Об этом говорит в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Владимир Владимирович Путин.

Он отметил, что в кратчайшие сроки нам необходимо создать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных. Причём такая нормативная база должна постоянно обновляться, строиться на гибком подходе к каждой сфере и технологии, а также обратил внимание на то, что надо формировать собственные цифровые платформы, естественно, совместимые с глобальным информационным пространством, что позволит по-новому организовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику, в том числе с использованием технологии «распределённого реестра», что очень важно для финансовых транзакций, для учёта прав собственности и так далее.

Сегодня нам абсолютно понятны шаги, которые предпринимаются государством и экспертным сообществом, в рамках реализации программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».

Вместе с тем мы видим, что развитие рынка «цифровых финансов» происходит достаточно интенсивно, и бизнесу необходимы правила игры.

Именно поэтому ТПП РФ уделяет особое внимание вопросам развития рынка криптовалют, майнинга и альтернативных механизмов инвестирования.

Для этих целей в ТПП РФ создана Экспертная группа, которую возглавляет Герман Сергеевич Клименко, создаются профильные общественные формирования на базе региональных палат.

Совместно с Российской ассоциацией криптовалют и блокчейна был презентован законопроект, который, по мнению предпринимательского сообщества, учитывает интересы участников рынка.

Однако на сегодняшний день мы имеем позицию органов власти, которые подготовили законопроекты «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» и «О цифровых финансовых активах», которые станут импульсами к цифровой трансформации регионов.

Учитывая то, что Президент России Владимир Владимирович Путин поставил задачу до 1 июля определить правовой статус криптовалют, сегодня мы работаем над тем, чтобы указанные законопроекты содержали положения, которые устроят участников рынка, и что особенно важно, пошли на пользу стране, субъектам Российской Федерации, муниципалитетам. Ведь сейчас мы понимаем, что с помощью ICO возможно реализовать практический любой инвестиционный проект, и над такими предложениями мы предметно работаем.

О позиции ТПП РФ по указанным законопроектам.

Проект федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».

Представленный законопроект требует значительных корректировок, среди которых, а их наши эксперты подготовили более 25, отмечу следующие:

1. Проектом предполагается, что общая сумма инвестиций одного инвестора (гражданина или индивидуального предпринимателя), в течение календарного года не может превышать 1,4 млн рублей.

Учитывая право граждан или индивидуальных предпринимателей на распоряжение своим имуществом, а также наличие в проекте нормы по обязательной идентификации и аутентификации участников инвестиционной платформы, введение ограничений представляется не целесообразным и в отдельных случаях приведет к использованию посредников для участия в инвестиционной деятельности.

2. Оператор инвестиционной платформы должен быть включен в реестр операторов Банка России. При этом включение в реестр осуществляется на добровольной основе.

Представляется необходимым удалить из проекта принцип «добровольности» включения в реестр, так как организации, не включенные в реестр, не смогут быть полноправными участниками рынка.

3. Оператор инвестиционной платформы обязан представлять информацию о заключенном с использованием указанной платформы договоре по требованию органов внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики при наличии согласия руководителя указанных органов.

Указанная норма противоречит государственной политики, направленной на снижение давления на бизнес со стороны правоохранительных органов, и может привести к злоупотреблению правом отдельными представителями правоохранительных органов.

Представляется целесообразным исключить данную норму из проекта, оставив право на истребование соответствующих документов по требованию суда, арбитражного суда, должностным лицам правоохранительных органов при наличии согласия руководителя следственного органа - органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

И последнее по данному законопроекту. Он никак не регулирует правовое положение иностранных инвесторов, а их исключение в значительной степени сократит ожидаемый приток капиталов в экономику России.

Аналогичная ситуация складывается с проектом федерального закона «О цифровых финансовых активах».

Практически ежедневно появляется информация о новых стартапах, возникших благодаря популяризации криптовалют.

Израиль рассматривает возможность введения собственной национальной криптовалюты – электронного шекеля.

В Японии биткоин - законное средство платежа наравне с национальной валютой.

Нам стратегически выгодны внедрение и самое широкое распространение данных технологий, у России есть преимущества, позволяющие нашей стране занять лидирующие позиции в мировой цифровой экономике.

О каких преимуществах я говорю. У России хорошие возможности по достижению превосходства в производительности майнинговых мощностей. Развитая интернет-инфраструктура, серьезные наработки в области информационной безопасности - все это снижает затраты.

Целенаправленная государственная политика по развитию МСП, а также численность и заинтересованность населения России в майнинге дают возможность сформировать достаточное для защиты распределённого реестра сообщество майнеров.

Ознакомившись с законопроектом, мы вышли с предложениями о необходимости увеличить сумму, на которую неквалифицированные инвесторы могут приобрести токены в рамках одного выпуска с пятидесяти тысяч как минимум до одного миллиона, а также законодательно закрепить порядок функционирования майнинговых компаний, а также их возможность осуществлять продажу криптовалют без участия посредников. На наш взгляд, появление майнинга, как вида предпринимательской деятельности, предполагает соответствующие изменения в ОКВЭД, а также определение налогового режима, и идеальным вариантом в данной ситуации может быть патент с минимальной суммой платежа, который простимулирует работу майнеров в правовом поле.

Подчеркну, что важно уже сегодня понять, что наступает эра «Цифровых финансов» и это не только криптовалюты и ICO, но и упрощение системы взаиморасчетов между партнерами, расчетов с государством, удобные механизмы взаимодействия с банками.

Важен комплекс мер, направленных на благоприятное регулирование со стороны государства и развитие технологий, которые ряд банков уже интенсивно внедряет.

В завершении пример. Предприниматели одного из приграничного со странами EC субъекта Российской Федерации для внешнеэкономических операций открывают компании и счета в иностранных юрисдикциях. И мотив этому – удобство, простота, оперативность.

Построение механизмов цифровой экономики должно базироваться именно на этих принципах, а не на преодолении существующих барьеров.


Источник:  http://kapital-rus.ru/newscom/news/zakonodatelnaia_baza_rnka_kriptovalut_vvod_i_perspektiv/




Эксперт:  Фатеев Максим
Тематики:  Инвестиции /  Информационные технологии /  Криптовалюта /  Система ТПП РФ /  Финансы /  Цифровая экономика /  Экономика и бизнес
Источник: Капитал страны

К списку