Повышение привлекательности Арктических территорий для предпринимательства
image description Повышение привлекательности Арктических территорий для предпринимательства
23 апреля 2018г.

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев


Создание законодательных условий для улучшения предпринимательского климата и повышения инвестиционной привлекательности в районах Крайнего Севера, Арктической зоны и Дальнего Востока представляет из себя стратегическую задачу для РФ в рамках повышения эффективности пользования своими территориями наравне с иностранными партнерами по владению данной зоны.

В силу особой привлекательности данного региона, а Арктика и окружающие ее территории располагают существенными запасами сырой нефти, природного газа, а также каменного и коксующегося угля, появляется необходимость в гибком правовом регулировании для привлечения инвесторов, увеличения оборота добываемых ресурсов с их последующей капитализацией.

Одним из наиболее актуальных вопросов правового регулирования является предмет государственной границы РФ в Арктике. Каждое государство, за которым закреплены территории в Арктике (Россия, Канада, США, Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция, Исландия), по-своему трактуют данный вопрос.

Так как Россия в  2015 году подала дополнительную заявку на увеличение своих территорий, а изучение заявки началось в августе 2016 года, и решение, как ожидается, будет принято в течение двух-четырех лет, будет целесообразно разработать ряд правоохранительных мер по присоединению новых территорий, а также их развитию. Ранее заявки также были поданы Канадой (2013 г) и Данией (2014 г).

Ряд иностранных государств всецелостно подходит к улучшению привлекательности инвестиционного климата арктических территорий.


ЕС

27 апреля 2016 года Европейская комиссия в лице Главного представителя по иностранным делам и политике безопасности утвердили Совместное сообщение, направленное на регулирование 39 запланированных мероприятий ЕС в Арктическом регионе с уделением особого внимания изменению климата, охране окружающей среды, устойчивому развитию и международному сотрудничеству. Особое значение было дано продвижению научных исследований и инновациям в данном регионе.

В частности, в рамках основных мер по развитию Арктических территорий ЕС запланировал уделить особое внимание следующим трем аспеткам:

- Изменению климата и охране окружающей среды в Арктике: 

  • ЕС уже обязался сократить свои парниковые газы на 40% в 2030 году и 80% к 2050 году по сравнению с уровнями 1990 года.
  • ЕС готов сотрудничать с арктическими государствами, включая их местное население и общины коренных народов, и соответствующие международные форумы для разработки амбициозной повестки дня в области адаптации климата для Арктического региона.
  • ЕС также внесет свой вклад в международные меры по ограничению выбросов черного углерода и метана.
  • Двадцать два ведущих арктических исследовательских института в Европе разработают интегрированную европейскую полярную исследовательскую программу в рамках инициативы EU-PolarNet
  • ЕС будет поддерживать транснациональный доступ к исследовательским инфраструктурам в Арктике и открытый доступ к ресурсам данных. Космическая программа ЕС «Коперник» будет поддерживать международные исследования по изменению климата в прилегающих к Арктике территориях
  • Загрязнители и тяжелые металлы, которые в настоящее время отравляют пищевую сеть Арктики, должны быть постепенно прекращены в период между 2016 и 2020 годами.

 - Устойчивое развитие в Арктике и на близлежащих территориях 
  • Европейская часть Арктики страдает от недофинансирования, в то время как ряд инструментов и услуг ЕС готов поддержать инновации, развитие инфраструктуры, такие как улучшение транспортных связей и бизнеса.
  • Комиссия будет прилагать усилия для улучшения координации между программами финансирования ЕС, имеющими отношение к Арктике, определения ключевых приоритетов в области инвестиций и исследований и содействия наращиванию потенциала заинтересованных сторон в целях максимальной финансовой поддержки в Регионе.
  • Космические программы ЕС и целевые исследовательские проекты ЕС будут способствовать безопасности на море в Регионе посредством наблюдения и мониторинга движения судов и движения льда (Коперник) и предоставления навигационных услуг (Галилео).

  - Международное сотрудничество по вопросам, связанным с Арктикой
  • ЕС продолжит активно участвовать в международных форумах, имеющих отношение к Арктике, таких как Арктический совет, Совет Баренцева / Евроарктического региона и Северное измерение.
  • ЕС будет сотрудничать со всеми своими арктическими партнерами, а не только с третьими странами, которые имеют территории в Арктике, но также и субрегиональными странами с растущими арктическими интересами, такими как Китай, Индия и Япония, например, в области науки и исследований.
  • Поскольку политика ЕС напрямую затрагивает регион, ЕС будет продолжать взаимодействовать с коренными народами и местными сообществами Арктики с целью обеспечения уважения их прав и их взглядов на текущее развитие политики ЕС.


Международное регулирование 


Разрабатывая стратегическую линию инициатив, Россия, безусловно, должна принимать во внимание те меры, которые будут также предпринимать в ближайшем будущем неарктические государства. Давайте разберем почему.

США все чаще борются за высказывание своей точки зрения на правовое регулирование экономического развития Арктики.

В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву большинство ресурсов Арктики и как доступные в настоящее время арктические морские пути контролируются исключительно прибрежными арктическими государствами. Региональные субъекты также доминируют в арктическом управлении, поскольку неарктическим государствам отказывают в предоставлении полномочий голоса и голосования в Арктическом совете. В этом комментарии утверждается, что эти различия не только наносят ущерб интересам неарктических государств, но также подрывают эффективность Арктического совета. В этом комментарии делается вывод о том, что более всеобъемлющий международный подход к управлению Арктикой.

Несмотря на это признание, неарктические государства по-прежнему в значительной степени обездолены в правовых режимах и нормах, управляющих арктическим регионом. Во-первых, в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС)  большинство природных ресурсов Арктики разделены между суверенными юрисдикциями прибрежных арктических государств.

Таким образом, неарктические государства сильно ограничены в своей способности использовать эти ресурсы. Во-вторых, оба доступных в настоящее время трансарктических маршрута доставки заявлены Россией и Канадой как «внутренние воды» по международному праву при условии суверенного контроля над Москвой и Оттавой. В результате иностранные коммерческие суда могут столкнуться с существенными ограничениями при навигации в Арктике, включая отказ в доступе в регион. 

В-третьих, хотя неарктические наблюдатели оказывают определенное влияние на Арктический совет, в арктическом управлении по-прежнему преобладают циркумполярные государства. Поэтому неарктические государства ограничены в своей способности участвовать в разработке правил и норм.

Эти недостатки поднимают важные вопросы о том, в какой степени неарктические государства будут участвовать в управлении Арктикой, а также в разработке новых доступных месторождений ресурсов и морских путей в Арктическом регионе. В то время как международное право, безусловно, дает привилегии правам региональных субъектов, далекие государства имеют право на некоторые слова в арктических делах, хотя точная мера этого права несколько неясна из-за неразрешенных споров между арктическими государствами. Однако ясно, что изменение климата превратило Арктику из изолированного региона с ограниченной геополитической и геоэкономической значимостью в следующий большой диапазон возможностей для стран во всем мире. Поэтому крайне важно, чтобы арктические государства принимали меры для учета интересов отдаленных субъектов при освоении Арктического региона, а Россия принимала во внимание тренд международного развития этого региона в силу своих национальных интересов и стратегии развития.


Процессы в Арктике, на которые стоит уделить внимание при выборе стратегии развития для РФ


Актический ландшафт трансформируется с угрожающей скоростью, так как региональные температуры растут в два раза быстрее, чем в среднем по миру.

Некоторые районы Северного Ледовитого океана и его периферийных морей в течение летних месяцев уже не покрываются льдом, что ведет к беспрецедентным уровням экономической активности в этом регионе.

Из различных природных ресурсов, доступных из-за таяния полярного ледяного покрова, углеводороды являются основной коммерческой мишенью. Согласно геологическому исследованию экспертов, примерно 22% «неоткрытой, технически извлекаемой» нефти в мире в Арктическом регионе, в том числе 13% неоткрытой нефти в мире и 30% ее неоткрытого природного газа. Предполагается, что около восьмидесяти четырех процентов предполагаемых ресурсов залегает на шельфе близ арктических территорий.

Арктическое потепление также ведет к увеличению судоходства в регионе.

По сравнению с традиционными маршрутами, идущими по Суэцкому и Панамскому каналам, вновь доступные трансарктические судоходные пути значительно короче, что позволяет сократить время транзита и снизить затраты на топливо.

Например, Северный морской путь, который проходит вдоль арктического побережья России, сокращает расстояние от Китая до Северной Европы через Суэцкий канал на 40%. Аналогичным образом Северо-западный проезд состоит из семи возможных маршрутов, Арктический архипелаг  обеспечивает 40% ярлыков между Тихоокеанским и Атлантическим океанами по Панамского канала. Третий Трансполярский морской путь через центр Северного Ледовитого океана может сократить еще 2% от транзитного времени с обоих этих маршрутов; однако этот маршрут не будет доступен для судоходства примерно до 2050 года, когда морской лед на Северном полюсе тает до достаточно тонких уровней для ледоколов, которые высекут прямой путь между Тихоокеанским и Атлантическим океанами.

Актуален и вопрос увеличения маршрутов коммерческого судоходства.

С 2010 года Северный морской путь в течение последних лет каждый год неизменно остается безо льда, который открывается в течение шести недель. Так  в 2014 году. Транзиты значительно увеличились: в то время как только четыре коммерческих судна плавали по Северному морскому пути в 2010 году –  71 совершили поездку в 2013 году (увеличение на 54% по сравнению с 2012 годом).

Общий объем перевозимых грузов также увеличился с 1,26 млн тонн в 2012 году до 1,36 млн в 2013 году, к 2020 году этот показатель может составить шестьдесят пять миллион тонн, и к 2030 году он может вырасти до 120 миллионов.

Например, выгоды от судоходства в Арктике компенсируются необходимостью закаленных льдом судов и эскорта ледоколов, «непредсказуемости льда» и «краткости сезона отгрузки».

Чтобы сделать доставку грузов через Арктику безопасной и экономически жизнеспособной, арктическим государствам необходимо разработать адекватную инфраструктуру, такую ​​как ледоколы, суда ледового класса, технические службы, механизмы реагирования на чрезвычайные ситуации и поисково-спасательные объекты.
Только тогда Арктика станет ключевым локусом глобальной экономической деятельности, а соответсвенно инвестиции в развитие ее инфраструктуры принесут не только экономическую пользу, но и выгоду инвесторам и крупным игрокам на рынке.


Акценты в отношениях РФ с государствами, заинтересовнаными в Арктике, на примере Китая


Китай, например, уже укрепляет торговые отношения с арктическими государствами в целях обеспечения долгосрочного доступа к арктическим ресурсам. В апреле 2013 года Китай подписал соглашение о свободной торговле с Исландией, «первое, в своем роде, между Китаем и европейскими странами». Китай также инвестирует в инфраструктурные и оффшорные энергетические проекты в Арктике.

В 2013 году Китай заплатил Роснефть 60 млрд долларов на разработку нефтяных месторождений в Северном Ледовитом океане.

Поскольку добыча ресурсов в Арктике является дорогостоящей и сложной, такие инвестиции стратегически помогают Китаю выступать в качестве крупнейшего игрока в Арктике.

К тому же трансарктические маршруты судоходства являются привлекательной, безопасной альтернативой морской торговле Китая.

Арктические проливы значительно короче традиционных маршрутов. Например, расстояние от Шанхая до Гамбурга, проходящего по Северному морскому пути, примерно на 30% меньше маршрута через Суэцкий канал. Такое сокращение времени транзита и расстояния может привести к существенной экономии топлива и увеличению экспортного потенциала Китая в Европу.

Чтобы реализовать эти преимущества, Китай уже более активно инвестирует в исследования арктического судоходства, чем даже китайские аналитики из США прогнозируют, что к 2020 году от пяти до пятнадцати процентов мировой торговли Китая, в основном контейнерные перевозки, могут использовать Северный морской путь. И к 2030 году до половины контейнеров, отправленных между Восточной Азией и Северной Европой, можно было бы отвлечь на север через Арктику. Какова бы ни была точность этих прогнозов, Китай, безусловно, ожидает, что некоторые экономической выгоды от арктического судоходства.


 SOFT LAW в Арктике 


Основанный в Оттавской декларацией 1996 года как «Форум высокого уровня» для сотрудничества в Арктике, в последние годы Арктический совет стал «самым всеобъемлющим международным органом в Арктическом регионе». Основополагающие принципы создания совета - задачи в решении «общих вопросов Арктики, кроме вопросов, связанных с военной безопасностью». Утвержденный мандат Совета заключается в содействии устойчивому развитию и охране окружающей среды в Арктике. Соответственно, Совет координировал ряд новаторских и влиятельных научных исследований по возникающим вопросам в Арктике, включая Оценку воздействия на климат в Арктике в 2004 году, Оценку арктического нефти и газа за 2007 год, и Оценку морского судоходства в Арктике 2009 года.

Благодаря этим инициативам Совет эффективно повысил наглядность арктических проблем и внес вклад в национальную Арктику обсуждения политики.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на стремительные изменения в интересах государств, претендующих на Арктические территории и их расширение, а также неарктических государств, стремящихся качественно улучшить свои экономические показатели, посредством долгосрочного инвестирование в прибыльные отрасли развития промышленности и торговли в близ Арктических территориях, можно сделать вывод  о том, что нынешний арктический режим международного правового регулирования интересов больше не подходит для решения проблем глобализированной Арктики.

В настоящее время необходим более широкий международный подход к управлению Арктикой, а в силу повышенного внимания у иностанных государств к этой территории России необходимо определить ряд стратегических мер и инициатив по удержанию и расширению собственных территорий с целью укрепления своих политических, экономических и правовых интересов в данном регионе. Основами для определения приоритетных направлений могут послужить вышеперечисленные климатические, транспортные, геополитические особенности данной территории.

Создание благоприятного климата для инвестиций позволит национальным компаниям увеличивать свои интересы в данном регионе и определить его в ряду приоритетных географических зон для потенциального развития.

Закрепление прав и обязанностей сторон, участвующих в развитии данного региона, будет способствовать доверию со стороны игроков национального и зарубежного рынков. Создание благоприятных торговых зон, а также особых экономических территорий в ближайших к Арктике районов Крайнего Севера, закрепление за ними особых правовых благ и льгот качественно улучшит внутренние экономические показатели и гарантирует стабильный темп развития национальной экономики в ближайшие годы.
 





Эксперт:  Фатеев Максим
Тематики:  Арктическая зона России /  Китай /  Мировая экономика
Источник: ТПП РФ

К списку