Инвестиционный аспект cтратегии
image description Инвестиционный аспект cтратегии
17 мая 2018г.

Алексей Вялкин, директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ


Несмотря на отскок нефтяных цен от дна и очевидные выгоды от девальвации рубля для внутреннего производства, инвесторы по-прежнему не дают сигналов о своей готовности массово инвестировать в нашу экономику. Иностранные инвесторы скованы санкциями. Внутренние – недоступностью кредитов, сильной волатильностью валютного курса и сложностью участия в бюджетном софинансировании.

Как показывает мировая практика (Япония, Ю.Корея, Малайзия, Чили, Индия, Китай и пр.), интенсивный рост экономики начинается лишь с достижения порога не менее чем в 25-27% инвестиций по отношению к ВВП. Именно эти величины стоят в ежегодном Послании Президента России В.В.Путина Федеральному собранию (1 марта 2018 года). Для нашей страны это означает увеличить ежегодные инвестиции на 5-6 трлн рублей.

При этом будет невозможно сколько-нибудь серьезно увеличить инвестиции за счет сокращающихся доходов населения, сжимающегося сектора частных банков, дефицитного федерального бюджета, работающего на внутренний рынок бизнеса, неразвивающихся частных пенсионных фондов и инвестиционных компаний.

В настоящее время без учета Внешэкономбанка собственный капитал и привлекаемые средства всех вместе государственных институтов развития (ГИР) составляет менее 1 трлн. рублей. Это никак не может быть достаточным для выполнения поставленной Президентом России задачи.

Одним из выходов может послужить тиражирование положительного опыта, полученного одним из самых эффективных институтов развития - Фондом развития промышленности. Необходимо проработать вопрос рефинансирования государственных институтов развития, осуществляющих деятельность посредством предоставления займов на возвратной основе организациям, реализующим инвестиционные проекты, прежде всего в производственной сфере.

Необходимо признать реализацию импортозамещающих проектов, ориентированных на последующий экспорт продукции, приоритетным направлением в деятельности государственных институтов развития и ввести этот приоритет в систему показателей оценки деятельности всех государственных институтов развития.

Политика импортозамещения стала не только приоритетом в деятельности органов государственной власти, но и реально реализующимся процессом в экономике страны. Однако на экспортном направлении таких успехов пока нет. Экспорт внес существенный вклад в рост величины прибыли российских компаний по итогам последних трех лет, однако этот результат был достигнут в основном благодаря девальвации рубля. Между тем, именно экспорт является мерилом эффективности импортозамещения, поскольку здесь невозможно применить отечественные протекционистские меры и другие формы административной государственной поддержки.

Введение экспортоориентированного импортозамещения в число основных приоритетов деятельности государственных институтов развития позволит более точно нацелить заявителей и инвесторов на стратегическое обеспечение полноценной рыночной конкурентоспособности своих компаний и производимых ими товаров и услуг, без опоры на долговременную государственную административную поддержку.

Целесообразно также рассмотреть вопрос подготовки нормативных правовых актов, направленных на широкое внедрение в практику государственных тендеров и закупок государственными компаниями контрактов жизненного цикла, в которых в качестве основы для определения цены контракта выступает вся совокупность затрат на приобретение и последующую эксплуатацию закупаемой продукции.

Широкое применение контрактов жизненного цикла (КЖЦ) в России стало возможно после принятия закона N 44-ФЗ "О контрактной системе..." и постановления правительства РФ N 1087. Однако согласно ему, КЖЦ можно заключать только в отношении объектов инфраструктуры, невозможно заключать подобные контракты на поставку, техническое обслуживание и утилизацию тех или иных видов товаров. Более того, постановление N 1087 также не относит к потенциальным объектам КЖЦ инфраструктуру соцсферы (объектов образования, здравоохранения, спортивных объектов). Такой неоправданно узкий подход к трактовке и пониманию объектов КЖЦ делает эту модель недостаточно интересной как для инвесторов и производителей, так и для публичных заказчиков, полностью останавливает инновационную продукцию на пути к государственным и муниципальным заказчикам.

Также необходимо подготовить предложения по распространению на всей территории Российской Федерации практики использования TIF (Tax Increment Financing, механизм отложенных налоговых платежей[1]) и иных финансовых механизмов, стимулирующих реализацию инвестиционных проектов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

В настоящее время названный механизм и ряд иных инструментов (инвестиционный налоговый кредит и пр.) используются в России далеко не повсеместно. На региональном уровне – это Томская области, Республика Саха-Якутия, а с недавнего времени - и предусмотренные федеральным законодательством территории опережающего развития. Однако в мире подобные практики распространены повсеместно, хорошо известны инвесторам и властям разных уровней. Наличие подобной возможности существенно улучшило бы инвестиционный климат на всей территории России, позволило бы регионам более качественно и в разных отраслях наработать соответствующую практику, увеличить финансовую грамотность сотрудников органов власти. При этом отсутствие бюджетных расходов при реализации каждого проекта на условиях TIF делает этот механизм привлекательным не только для инвесторов, но и для государства.




[1] компенсация инвесторам их затрат на инфраструктуру за счет будущих налоговых поступлений от проекта


Источник: https://www.gosrf.ru/mag/rr144r/index.html#p=20



Эксперт:  Вялкин Алексей
Тематики:  Импортозамещение /  Инвестиции /  Санкции
Источник: Регионы России

К списку