Сергей Катырин: ситуацию по убыткам от санкций против России нужно перешагнуть
image description Сергей Катырин: ситуацию по убыткам от санкций против России нужно перешагнуть
29 мая 2018г.

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин в интервью ТАСС рассказал о своем отношении к санкциям против России и увеличению доли малого бизнеса в ВВП страны.

На ваш взгляд, на этом Петербургском международном экономическом форуме присутствует большее количество зарубежных гостей, чем на предыдущем?

— Да, я это почувствовал одним из первых, так как провел две сессии, посвященные странам — участницам ШОС и БРИКС. И должен вам сказать, что на них присутствовали не только представители стран из этих групп, но и гораздо более широкий круг. Я не знаю статистики, но здесь представлено порядка 140 стран и в целом видно, что зарубежных коллег очень много.

По вашему мнению, какая главная особенность у форума этого года?

— Мне кажется, что очень точно и своевременно выбрали название форума. Ключевое слово — доверие. Это удачное слово, которое применимо к тем условиям, в которых находится Россия и российская экономика, а наша страна нуждается в доверии.

Доверие внутри страны между бизнесом и властью, доверие зарубежных партнеров к нам — нашему бизнесу и российской власти. Я надеюсь, что нам удастся развеять всякие мифы и различные "страшилки", связанные с нашей страной.

Считаете, иностранцы откроют для себя что-то новое в отношении России после форума?

— Думаю, посетители, приехавшие на форум, сегодня видят, что большинство историй о России в действительности являются фейками. Кроме того, участникам также стало понятно, что некоторые силы стараются изолировать Россию, распространяя различные слухи. В этой части Петербургский форум отвечает на все эти слухи и страхи.

— Это все замечательно, но ведь санкции все равно остаются. Как они сказываются на бизнесе? Чувствуют ли сегодня российские предприниматели, что иностранный бизнес отказывается от сотрудничества с ними?

— На мой взгляд, пока этого нет. Конечно, есть ограничения, это факт, который уже свершился. Более того, и новый сакционный список более жесткий, чем предыдущие санкции. Но у нас крупнейшие в мире интеграционные структуры ШОС, порядка 40% населения мира входит туда. Понимаете? И никто особо не смотрит на санкции. То же самое могу сказать и о БРИКС — там тоже стараются внимания на санкции не обращать.

Но проблемы все-таки есть?

— Они есть, и не надо этого скрывать. Влияние от санкций негативное. Для многих компаний проблемы серьезные. В том числе это касается и недавно введенных санкций США против компании "Русский алюминий" ("Русал", является одним из крупнейших в мире производителей первичного алюминия — прим. ТАСС). Когда принимают санкции против одной компании, это нарушает всю цепочку поставок, затрагивая смежные отрасли и негативно сказываясь на сокращении числа рабочих мест. Я надеюсь, что наступит критическая ситуация, когда придет понимание, что ситуацию по убыткам от санкций против России нужно перешагнуть.

Если обратиться к внутренним делам нашей страны, то недавние майские указы президента РФ затронули такие важные темы, как развитие несырьевого экспорта и увеличение доли малого бизнеса в ВВП. На ваш взгляд, с учетом этих указов изменится ли как-то положение малого бизнеса? Какие новые полномочия появятся у профильных институтов развития? Нужно ли создавать новые структуры, чтобы добиться выполнения указов?

— Однозначно, я бы новых структур не создавал. У нас их немереное количество.

Я бы занялся тем, чтобы заставить работать должным образом уже существующие институты развития. Кроме того, серьезно бы поработал над темой анализа отдачи от этих институтов развития. 

Так как, на мой взгляд, они явно не все выполняют свое предназначение. 

Поэтому важно, на мой взгляд, объединить некоторые институты, чтобы усилить их с точки зрения имеющихся  ресурсов и инструментов. Кроме того необходимо в обязательном порядке сделать так, чтобы эти институты развития  были подотчетны бизнес-сообществу.

Можете привести успешные примеры?

— Ну тот же Фонд развития промышленности. Он работает так, что мы все знаем: сколько проектов реализовано, на какую сумму, какие проекты заработали, а какие нет. Все прозрачно у них. Могу привести в пример и корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). Они стараются подробно отчитываться. О других институтах сказать такого не могу.

Что еще нужно сделать, чтобы выполнить майские указы?

— Следующее, что сделать, — это, конечно, более дифференцированно подойти к системе налогообложения и в целом к системе фискальной нагрузки на бизнес. Если мы хотим прорыва и двукратного увеличения доли бизнеса в ВВП, то нужно и прорывные решения принимать. Не пытаться выжимать по капле из возможностей, которые есть.

Что сейчас мешает развиваться отечественному малому бизнесу?

— Первое, естественно, финансирование — есть большая потребность у предпринимателей в "длинных и дешевых" деньгах. Второе — это административный пресс: контрольно-надзорная деятельность и отчетность. И то и другое надо сокращать. Ну и третье — это то, что если мы хотим развивать несырьевой экспорт, то там в огромном количестве должны появиться малые и средние компании. А это значит, что нужно выстраивать инструменты поддержки малых экспортно ориентированных компаний. Вот тогда вклад предпринимателей в ВВП и в развитие экспорта увеличится.

К слову, как вы оцениваете недавнее предложение Минфина по введению налога для самозанятых предпринимателей 3% и 6%? На ваш взгляд, предложение ведомства идет вразрез с интересами предпринимательского сообщества?

— Я отвечу на этот вопрос очень просто. Представьте себе, что вы занимаетесь ремонтом квартир. Вы никому никаких налогов не платите. Вы поехали, купили краски, договорились со мной об оплате, а также сказали, сколько будет стоить работа. Я понимаю, что это дешевле, чем нанимать какую-то фирму. После того как вы отремонтировали мне квартиру, я заплатил, и вы ушли. Вы сами никому ничего не платите. И вот вам завтра заявляют: "Заплатите или 3%, или 6%, и мы вас будем любить". Что для вас в этой жизни изменилось после этого предложения?

В принципе, я стала бы получать меньше на 3–6%.

— Да. Особо никаких "морковок" вы перед собой не увидели. Вот это пример того, о чем мы сегодня говорим. Ну конечно, это шаг навстречу самозанятым предпринимателям. Но надо понимать, что сегодня есть огромное недоверие государству. И сами предприниматели боятся того, о чем мы только с вами говорили. Они боятся проверок, бюрократии, о которой надо отчитываться. Нужны какие-то вещи, которые будут для них привлекательны и изменят их жизнь к лучшему. В данном случае никаких вещей, которые привлекли бы самозанятых, не прозвучало.

Беседовали Лана Самарина и Юлия Ермилова

Источник: http://tass.ru/pmef-2018/articles/5241305 




Эксперт:  Катырин Сергей
Тематики:  Бизнес /  Мировая экономика /  Санкции
Источник: ТАСС

К списку