Российская пенсионная реформа: если всерьез и надолго, то комплексно, справедливо и без популизма
image description Российская пенсионная реформа: если всерьез и надолго, то комплексно, справедливо и без популизма
2 июля 2018г.

Владимир Гамза, председатель Комитета ТПП РФ

по финансовым рынкам и кредитным организациям


Правительство Российской Федерации запустило в стране механизм пенсионной реформы. Нет необходимости спорить о ее важности и неотвратимости. Совершенно очевидно, что без фундаментальной пенсионной реформы в России в ближайшие 10-15 лет наступит социально-экономический коллапс. Вопрос лишь в том, как ее реализовать? Понятно, что «хирургический вариант» Правительства (сократить вдвое количество пенсионеров) – это не реформа, а лишь желание быстро решить проблему дефицита Пенсионного фонда.

Задача совершенствования пенсионной системы России в настоящий момент должна быть неразрывно связана с общей программой реформирования системы социальной защиты уязвимых слоев населения. Относительная независимость этих систем желательно, но возможна лишь в долгосрочной (15-20 лет) перспективе. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт.[1]

Все системы обеспечения достойной жизни престарелых людей в мире базируются на «модели трёх столпов»: социальном обеспечении, рабочей пенсии и личных накоплениях граждан. Денежное обеспечение пенсионеров представляет собой довольно сложный финансовый объект, который складывается, по крайней мере, из следующих частей:

1. Государственная социальная защита (бюджетная и целевая внебюджетная).

2. Страхование (обязательное и добровольное).

3. Дополнительная защита (пенсионные облигации, личные пенсионные счета и другие финансовые инструменты).

4. Бенефиты (льготы, преференции, права и т.п.).

Это обеспечение формируется за счет следующих источников:

1. Обязательная часть:

         1.1. Налогообложение[2] работодателей.

         1.2. Налогообложение работников.

         1.3. Государственные взносы и льготы.

2. Добровольная часть:

         2.1. Взносы работников.

         2.2. Взносы работодателей.

2.3. Государственные взносы и льготы.

2.4. Частные благотворительные взносы.

Таким образом, общая сумма денежного обеспечения пенсионеров может иметь следующий табличный формат:



Представляется целесообразным при совершенствовании пенсионной системы учитывать влияние и возможности всех составляющих этого формата. Более того, стратегия реформы пенсионной системы должна представлять собой не что иное, как изменение параметров этого формата в долгосрочной перспективе.

В контексте совершенствования пенсионной системы России просматриваются следующие задачи, существенная специфичность которых требует различных стратегий решения:

1. Усовершенствовать (сделать ее справедливой и адекватной) существующую систему пенсионного и социального обеспечения нынешних пенсионеров, иных нетрудоспособных лиц и будущих пенсионеров, выходящих на пенсию в ближайшие 5 лет, доведя ее до уровня:

  • достойного проживания для человека, заработавшего трудовую пенсию (в зависимости от стажа и средней заработной платы);
  • установленного стандарта прожиточного минимума для человека, который не смог заработать трудовую пенсию по объективным причинам (болезнь, воспитание детей и т.п.);
  • минимально допустимого уровня жизни для лиц, не обеспечивших трудовую пенсию без уважительных причин.

2. Создать систему стимулирования ускоренного накопления государственных пенсионных фондов лицами, выходящими на пенсию через 5-15 лет, которые за оставшиеся до пенсии годы способны накопить эти фонды для установления внятной зависимости начисляемой пенсии от стажа работы и уровня заработной платы. Конечно, этот переходный вариант будет усложнять пенсионную систему, но этот шаг объективно необходим.

3. Выделить из нынешней пенсионной системы все функции социального обеспечения нетрудоспособных лиц, не заработавших трудовую пенсию, и на базе систем социального и медицинского страхования создать единую систему государственного социального (непенсионного) обеспечения всех категорий граждан.

4. Начать процесс построения и постоянного совершенствования системы государственного пенсионного обеспечения будущих поколений, начиная с граждан, выходящих на пенсию через 15 и более лет.

Эта система должна быть построена на основе строжайшего соблюдения принципа прямо пропорциональной зависимости возраста выхода на пенсию и размера пенсионного обеспечения от трудового стажа и объема платежей пенсионера, государства и иных лиц в его пользу, направленных в государственные пенсионные фонды.

Необходимо установить следующий порядок определения пенсионного возраста (одинаково для мужчин и женщин):

- граждане, имеющие трудовой стаж более 40 лет, получают государственное пенсионное обеспечение с 60 лет;

- имеющие трудовой стаж более 30 лет, получают пенсии с 64 лет;

- имеющие трудовой стаж более 20 лет, получают пенсии с 67 лет;

- имеющие трудовой стаж менее 20 лет, получают пенсии с 70 лет;

- льготные категории пенсионеров, работавшие на реально опасной государственной службе более 30 лет, получают пенсии с 55 лет; работавшие более 25 лет – с 60 лет;

- граждане, имеющие особые заслуги перед государством (Герои России и приравненные к ним граждане), получают государственное пенсионное обеспечение с 55 лет;

- лица, не имеющие трудового стажа, получают пенсионное пособие по старости с 73 лет.

В счет трудового стажа женщин включается работа по уходу за детьми - по 3 года за каждого ребенка.

Все эти четыре задачи должны организационно решаться как параллельные и относительно независимые проекты, но с обязательной финансовой координацией их на федеральном уровне.

Одновременно целесообразно создать единую расчетную систему по выплатам гражданам всех видов пенсий, пособий, дотаций, компенсаций и т.п. из бюджета и внебюджетных фондов (это не только даст существенную экономию, но и позволит наладить системную аналитику в этой сфере).

Задачу № 1, как представляется, придется решать достаточно прямолинейными методами решительных государственных реформ и, главным образом, за счет госбюджета, например, введением с 1 января 2020 года системы гарантированного пенсионного и социального обеспечения в процентном соотношении с минимальным размером оплаты труда или прожиточным минимумом (в зависимости от категорий пенсионеров и иных нетрудоспособных лиц) - главное, чтобы эта система в допустимой мере решала задачу справедливого социального обеспечения нетрудоспособных граждан.

Задачу № 2 можно решать, в основном, методами установления различных государственных льгот и гарантий.  Кроме того, эта задача требует формирования общественного мнения, стимулирующего работников и работодателей на  ускоренное накопление соответствующих пенсионных средств.

При решении задачи № 3 серьезное прямое государственное бремя социального обеспечения граждан может быть реализовано исключительно за счет налогоплательщиков всех категорий.

Такой подход позволит справедливо распределить социальную нагрузку на все слои общества. Лучше всего ввести специальный прогрессивный социальный налог в зависимости от размера дохода граждан и прибыли предприятий. Государственные социальные выплаты должны находиться на минимально допустимом уровне, чтобы стимулировать добровольные виды социального страхования граждан и не оказывать отрицательного влияния на экономический рост.

Система социального обеспечения должна также пройти 3 этапа реформирования: корректировки существующей системы, формирования переходного варианта и создания новой перспективной системы.

Задача №4  может решаться только путем разработки и реализации фундаментальной государственной программы, опирающейся на серьезные научные исследования и согласие граждан.

Только такой подход позволит, с одной стороны, срочно решить острые проблемы пенсионного обеспечения, а с другой – не сделать новых стратегических ошибок, особенно популистских, которые еще более усугубят ситуацию в сфере пенсионного обеспечения.

Участники пенсионной реформы имеют содержательно и формально разные интересы и возможности, которые должны быть согласованно и целенаправленно использованы в процессе движения к цивилизованной и своевременно адаптирующейся к изменяющимся условиям пенсионной системе. Представляется, что такая система должна состоять из следующих элементов:

Обязательное государственное пенсионное страхование работников частного сектора, государственных служащих, предпринимателей, лиц, занятых творческим трудом, и других граждан, получающих системный легальный доход, а также лиц, страхуемых государством за счет бюджета.

Все уплаченные определенным лицом страховые взносы учитываются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете в Пенсионном фонде, ежегодно индексируются на уровень инфляции и служат основой для расчета трудовой пенсии по достижении этим лицом пенсионного возраста.

Размер обязательных страховых взносов должен обеспечить получение работником трудовой пенсии в размере около 40% от его средней заработной платы, проиндексированной на уровень инфляции, при условии уплаты взносов в течение 30 лет. Установленная трудовая пенсия так же ежегодно индексируется на уровень инфляции.

Добровольное участие в государственном пенсионном страховании неработающих или нетрудоспособных лиц на описанных выше условиях.

Все поступающие в Пенсионный фонд страховые взносы государство использует и инвестирует по своему усмотрению, но неукоснительно исполняет свои обязательства по пенсионному обеспечению граждан. Гарантией способности государства исполнить свои обязательства перед пенсионерами должны служить золото-валютные резервы Банка России.

Добровольная государственная накопительная пенсионная система. Взносы уплачивают работники и/или их работодатели в пределах установленных размеров, не облагаемых налогом (относимых на себестоимость). В данном случае государство выступает как управляющая компания, распоряжается средствами в соответствии с законодательно установленными правилами и несет полную безусловную ответственность за сохранность и доходность вложений.

Нынешняя государственная обязательная накопительная система должна быть в кротчайшие сроки преобразована в добровольную, т.к. она сегодня финансово абсурдна: государство принудительно изымает средства граждан, но ими реально не управляет и ответственности за доходность не несет.

Добровольная государственная система жизнеобеспечения пенсионеров. Позволяет обеспечить пенсионеров жильем, питанием и медицинским обслуживанием за счет трудовой пенсии и социальных пособий. Экономически это возможно в случае строительства государственных специализированных поселков для проживания в них только пенсионеров на арендной основе.

Добровольная негосударственная накопительная пенсионная система, основу которой составляют специализированные пенсионные счета (депозиты) работников и/или их работодателей, взносы на которые в законодательно установленных допустимых пределах освобождаются от налогов (относятся на себестоимость). Такие счета могут открываться исключительно в лицензированных финансовых организациях (банки, пенсионные фонды, управляющие компании и т.п.). Средний срок взноса на такой счет должен быть не менее 10 лет, а воспользоваться счетом можно не ранее достижения пенсионного возраста - в противном случае уплачивается повышенный налог.

Добровольная негосударственная система пенсионного страхования, включающая собственно индивидуальное пенсионное страхование и страхование жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды ежегодной ренты.

В развитых странах в добровольных накопительных пенсионных системах аккумулируются значительные инвестиционные ресурсы, используемые в финансовом обеспечении стабильного экономического роста.

Конечно, никакая система страхования, в том числе государственная, не гарантирована от инвестиционных неудач.  Даже строгая консервативная политика инвестирования, которую можно и нужно определить законом для всех видов пенсионных фондов, не способна упредить и локализовать все финансовые риски.  Однако без инвестирования накопленных средств пенсионные фонды не смогут не только приумножить свои активы, производящие доход для обеспечения самоокупаемости работы фонда и для выплаты пенсий, но и просто сохранить их в условиях даже минимальной инфляции. Малорискованные инвестиционные возможности, пригодные для инвестирования пенсионных фондов, в России ограничены и будут оставаться такими в обозримой перспективе.  В связи с этим система пенсионного обеспечения должна быть дополнена Государственным агентством по страхованию пенсионных активов [3] (эту функцию в России может выполнять Агентство по страхованию вкладов), а также прозрачным перестрахованием в страховых компаниях высшего рейтинга и размещением части этих активов в наиболее надежных ценных бумагах финансовых рынков.

Потребуется также развивать профессиональную инфраструктуру пенсионного дела, создавая системы рейтинга участников этого рынка, сертификации организаций и профессионалов, образования и т.д. Необходимо будет разработать и осуществить программу стандартизации деятельности в сфере пенсионного обеспечения. Работы чрезвычайно много и начинать ее надо сегодня.

_________________  

[1] Например, в США этот процесс разделения идет еще со времен Великой депрессии, когда были заложены основы современной пенсионной системы этой страны, и не завершен до настоящего времени. С различными политическими задачами, числовыми характеристиками и социальными акцентами аналогичный процесс идет и в таких странах, как Канада, Швеция, Великобритания, Австралия.

[2] Здесь и далее под налогами понимаются все виды обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

[3] Примером такого агентства может служить Корпорация по гарантированию пенсионных бенефитов, учрежденная в США Актом об обязательном пенсионном обеспечении (ERISA) в сентябре 1974 года.

Источник: http://viperson.ru/articles/rossiyskaya-pensionnaya-reforma-esli-vseriez-i-nadolgo-to-kompleksno-spr...

Эксперт:  Гамза Владимир
Тематики:  Власть /  Законотворчество /  Социальная сфера /  Финансы
Источник: Viperson.ru

К списку