– Каков ваш прогноз по развитию железнодорожной отрасли в обозримом будущем?
– В текущем году актуализирована долгосрочная программа развития (ДПР) ОАО «РЖД» на период до 2025 года, согласно которой будут созданы дополнительные условия для развития партнёров компании, увеличена транспортная связанность страны, в том числе удалённых районов, обеспечена конкурентоспособность российской экономики.
Реализация одной из ключевых задач железнодорожной отрасли – удовлетворения спроса на перевозки (угольной, металлургической, нефтяной, строительной и других отраслей российской экономики) с целью роста экономики страны – обеспечит формирование вклада в ВВП в размере 9,1 трлн руб. в 2025 году, что составляет порядка 5,6% от ВВП страны (в 2017 году – 4,7 трлн руб., или 5,1% от ВВП).
Инвестиции ОАО «РЖД» формируют растущий спрос многих смежных отраслей национальной экономики, что обусловливает требования к их развитию. В подготовленном проекте ДПР РЖД предусмотрены требования к развитию отраслей национальной экономики и программы импортозамещения.
Так, рост грузооборота на сети к 2025 году потребует, по укрупнённой оценке, увеличения закупки топлива более чем на 20% (к уровню 2017 года), объёма потребления электроэнергии на 27%. Аналогичным образом реализация перспективных проектов развития пропускных способностей сети, а также проектов оздоровления железнодорожного пути приведёт к росту потребности в закупке стальных материалов верхнего строения пути, включая рельсовый прокат, более чем на 20%, щебня – более чем на 40%. Рост объёма закупок тягового подвижного состава ОАО «РЖД» составит более чем 60%. Закупки новых грузовых вагонов увеличатся в 2,8 раза, закупки пассажирских вагонов – более чем на 40%, что является стимулом для дальнейшего развития, в частности, машиностроительной отрасли.
Таким образом, поставщики компании из различных отраслей промышленности получат импульс к развитию и внедрению передовых технологий изготовления продукции железнодорожного назначения. Потенциал эффективного развития железнодорожной отрасли способствует развитию суммарно предприятий 17 отраслей российской промышленности.
– Насколько, с вашей точки зрения, важна реализация инфраструктурных проектов ОАО «РЖД» для развития экономики страны в целом?
– Действительно, одним из ключевых аспектов железнодорожной работы является развитие железнодорожной инфраструктуры. Только модернизация БАМа и Транссиба даёт ряд прямых эффектов – суммарные поступления в бюджет РФ за 30 лет составят почти 500 млрд руб., ВРП (валовый региональный продукт. – Ред.) Дальнего Востока и Забайкалья вырастет дополнительно на сумму от 650 млрд руб. до 1 трлн руб. Объём заказов российским производителям строительных и прочих материалов оценивается в 394 млрд руб. Кроме того, объём вывоза дополнительных объёмов грузов по обновлённому Восточному полигону составит порядка 66 млн тонн, а это толчок для развития промышленных предприятий, обновления их производственной базы, расширения использования инновационных технологий.
Вклад проекта в стимулирование реального сектора экономики региона – это 40 тыс. рабочих мест на железнодорожном транспорте и в смежных отраслях промышленности, в том числе и за счёт вовлечения предприятий малого и среднего бизнеса.
– Но ведь развитие инфраструктуры не ограничивается только Восточным полигоном…
– Безусловно. Необходимо отметить, что ОАО «РЖД» системно развивает всю сеть, модернизируются все ключевые направления перевозок. Так, например, реализация проектов высокоскоростного железнодорожного сообщения выступает катализатором развития отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса, экономического подъёма регионов.
При этом если сейчас железнодорожный транспорт с грузоотправителями формирует около 0,1 п.п. прироста ВВП, то к 2025 году эта величина возрастёт до 0,23 п.п. При этом в период реализации ДПР до 2025 года в бюджеты всех уровней поступит почти 3 трлн руб., а с учётом заказа компании для отраслей экономики – 5 трлн руб.
Только за первые 10 лет эксплуатации трассы ВСМ Москва – Казань совокупный прирост ВВП Российской Федерации за счёт инвестиционных и агломерационных эффектов составит 13,4 трлн руб. в прогнозных ценах, а размер дополнительных налоговых поступлений за 10-летний период эксплуатации составит 2,6 трлн руб., что превышает полную стоимость реализации проекта. Кроме того, получат дополнительные доходы и бюджеты регионов прохождения трассы.
Беседовал Константин Мозговой
Источник: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1437010
Эксперт: Катырин Сергей
Тематики: Импортозамещение / Промышленность
Источник: Гудок