Комментарий эксперта Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта Виктора Кудрявцева о законопроекте «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по развитию физической культуры и массового спорта в Российской Федерации»
image description Комментарий эксперта Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта Виктора Кудрявцева о законопроекте «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по развитию физической культуры и массового спорта в Российской Федерации»
24 июля 2019г.

Минспорт РФ на сегодняшний день разрабатывает законопроект «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по развитию физической культуры и массового спорта в Российской Федерации». В чем суть данного законопроекта и какие проблемы  массового спорта будет решать Координационный совет – ситуацию комментирует эксперт Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта, начальник управления Российского международного олимпийского университета, кандидат исторических наук Виктор Кудрявцев, который ознакомился с проектом закона.

Вообще-то Координационный совет при Правительстве России по развитию физической культуры и спорта уже создавался в 1992 году. Отличие его нынешней реинкарнации в том, что сейчас есть Министерство спорта, которое занимается управлением спортом на федеральном уровне, и в названии Совета выделен приоритет - массовый спорт.

Это существенно и вот почему. Во-первых, в стране сформировалась область профессионального спорта (спортивного бизнеса), которому предстоит оторваться от пуповины государственного финансирования и уйти, разумеется, насколько это вообще возможно в наших условиях, в свободное, коммерческое плавание. Сохранение прежней системы по сути государственного финансирования в условиях, когда у государства по сравнению с советским периодом ресурсы ограничены, по меньшей мере нецелесообразно.

Во-вторых, государство сосредоточивается на здоровье населения. Об свидетельствуют итоги прошедшего 27 марта 2019 г. заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта, а также национальный проект «Демография» и интегрированный в него проект «Спорт - норма жизни». Собственно, наряду с безопасностью и образованием, это одна из трех его главных задач. И для этого в последние десять лет создана серьезная база.

Сегодня в стране более 300 тысяч различных спортивных сооружений, включая спортивные площадки в парках. За 10 лет число занимающихся тем или иным видом спорта выросло с 17 до 40 %, и превысило 54 миллиона человек. Ставится задача к 2024 году вовлечь в регулярные занятия спортом более 55% населения (80 миллионов человек).

В настоящее время в стране проводится более 1300 различных массовых спортивных стартов в год. Более того, спрос на спортивные услуги в отличие от употребления водки неуклонно растет.

В сфере спорта развивается малый и средний бизнес. Именно в массовом спорте сегодня появляется большая часть бизнес-стартапов. Несмотря на все сложности и традиционный скепсис части экспертного сообщества в стране налаживается производство спортивной одежды, спортинвентаря и оборудования для спортивных залов и площадок.

Что это означает? Это означает необходимость ежедневного, планомерного, скоординированного (с учетом ограниченных ресурсов) движения в направлении расширения возможностей как для потребителей спортивных услуг, так и для тех, кто их предоставляет, превращения российских городов и поселков в территории физкультуры и спорта как путем создания спортивной инфраструктуры шаговой доступности, востребованной (адаптированной) различными категориями населения (дети, молодежь, пожилые граждане), так и через  вовлечения в эту социально-значимую сферу малого и среднего бизнеса.  Кстати, именно увлеченные спортом предприниматели являются инициаторами и организаторами любительских соревнований, клубов, спортивных лиг, создателями локальных спортивных площадок.    Массовый спорт – это поле предпринимательской инициативы, но требующее определенного культивирования и поддержки со стороны государства через использование механизмов ГЧП, налоговые льготы, государственный и муниципальный заказ, законодательное закрепление целевого перераспределения доходов получаемых в сфере профессионального (большого) спорта, а также отчислений от доходов, получаемых от рекламной и букмекерской деятельности в сфере профессионального спорта в пользу детского и массового  и т.п..

Также важно поощрять к здоровому образу жизни трудоспособных, активных граждан, в том числе через занятие спортом, применяя для этого разные экономические (налоговые и другие) механизмы. В этом, кстати, могут найти взаимопонимание и органы здравоохранения и страховой бизнес.

Наконец, существует множество федеральных и региональных программ развития спорта, образования, социальной сферы, туризма, культуры и везде есть точки сопряжения. Координация деятельности участников реализации этих программ может дать синергетический эффект, особенно учитывая финансовые, организационные и кадровые ресурсы, требуемые для реализации каждой из программ в отдельности.

Все это требует координации не только различных федеральных ведомств и региональных властей, органов местного самоуправления, но и предпринимательских объединений, образовательных организаций.

Так что поле для деятельности создаваемого Совета есть. Не исключаю, что есть и иные мотивы его образования помимо названных. Например, как это любят подчеркивать эксперты-пессимисты, это может быть стремление упрочить позиции вице-премьера и т.п. Но, если эти мотивы хоть в какой-то мере сработают на благое дело, то, как говориться, флаг в руки.

Что касается задач и полномочий создаваемого Совета, то здесь есть вопросы.

Если создание Координационный совет обусловлено необходимостью согласования действий органов исполнительной власти РФ, субъектов федерации, органов МСУ, да еще и общественных объединений, научных и других организаций по вопросам, касающимся развития физической культуры и массового спорта, то что это означает? Совет принимает решение, которое тут же облекается в форму поручения вице-премьера, и все начинают его исполнять? Или Совет принимает информацию к сведению и рекомендует к осуществлению? Тогда это по сути дела экспертно-совещательный орган, каких множество. Что, впрочем, само по себе тоже неплохо.

В качестве основных задач называются: обсуждение проблем и практики реализации мероприятий, подготовка предложений по определению приоритетов государственной политики и мер по их реализации, а также организация взаимодействия органов власти РФ, субъектов федерации, МСУ и других организаций.

Но координация предполагает наличие общего плана действий, причем обязательного для всех. И эта обязательность должна иметь правовую основу. Причем, все участники системы координации должны быть ее естественными, т.е. необходимыми элементами (как такими элементами могут быть общественные и научные и прочие организации не понятно). В противном случае, это простая «сверка часов и не более того. 

В проекте Положения о Совете написано, что его решения в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для представленных в совете органов власти и организаций, если иное не установлено законодательством РФ. Однако, во-первых, компетенция совета сводится к рассмотрению, заслушиванию, обсуждению, анализу и рекомендациям и не предусматривает механизм доведения решения до исполнения. Во-вторых, если в рамках федеральной исполнительской вертикали еще можно предположить, как решение может быть выполнено, даже если непосредственным исполнителям в силу тех или иных причин оно не понравится, то как его будут выполнять другие организации остается не ясным. Скорее всего сработает оговорка, если не предусмотрено законодательством, то просто приму к сведению ваше мнение.

То есть эффективность Совета целиком будет зависеть лидерского потенциала инициатора-руководителя (вице-премьера), четкого определения полномочий и возможностей в соответствии с законодательством, а также административно-правового контроля исполнения решений, в том числе, предполагающего наказание за неисполнение.

В конечном итоге, координация – это не обмен информацией, а набор поручений в соответствие с расставленными приоритетами. Если решения Координационного совета не будут иметь большую силу, чем ведомственные, то и результата, скорее всего, не будет. А появится не реально действующий орган, а еще один экспертный совет даже если в его составе и будут федеральные должностные лица. 


Источник: http://dialog.msk.ru/(X(1)A(8gQ-xrR41QEkAAAANGZmYjlmOGItM2E5My00ZGMxLTk4YTItMDk3Y2Y0YTc1Nzk3g_bMF71J0jwfmPtzojDusuiBan41)S(jfj3ig3aaf5qtau4cmbzps0d))/ShowArticle.aspx?ID=8934&AspxAutoDetectCookieSupport=1



Эксперт:  Кудрявцев Виктор
Тематики:  Спортивная отрасль
Источник: ДИАЛОГ.RU

К списку