Ключевой вопрос – концепция развития выставочной деятельности
image description Ключевой вопрос – концепция развития выставочной деятельности
5 июня 2013г.
Одним из организаторов и движущей силой подготовки круглого стола «Состояние и перспективы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» в Совете Федерации является ведущая выставочная компания страны – ЦВК «Экспоцентр».
Для чего проводится это мероприятие, каковы темы обсуждения, и, главное, как сделать так, чтобы результатом круглого стола стали конкретные шаги по решению существующих проблем и дальнейшего развития выставочной отрасли России?
По просьбе редакции свой ответ на эти вопросы дает генеральный директор ЗАО «Экспоцентр», председатель комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров Сергей Беднов.

Круглый стол в Совете Федерации – событие важное, представительное, и, в какой-то степени, историческое в жизни выставочного сообщества.
Столь масштабное мероприятие, связанное с обсуждением проблем нашей отрасли, в верхней палате российского парламента проводится впервые.
Необходимо отметить, что начало подготовке круглого стола положило подписание Соглашения о сотрудничестве между Советом Федерации и ТПП РФ, в котором были заложены вопросы, связанные с выставочной деятельностью.

Особую благодарность за поддержку начинания хотелось бы высказать Александру Порфирьевичу Торшину, первому заместителю председателя Совета Федерации. Он стал энтузиастом выставочного дела, оказывает нам реальную помощь. Большой интерес к проведению круглого стола проявляет председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко.

О своем желании принять участие в круглом столе заявили представители выставочного сообщества и ассоциаций товаропроизводителей. Там же будут представители министерств и ведомств, что очень важно – нужно, чтобы они нас послушали.

В повестке дня – реализация Концепции и стратегия развития выставочно-ярмарочной деятельности, федеральные целевые программы, проект закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, проект закона об основах государственно-частного партнерства.

Не будут обойдены и такие вопросы, как организация участия российских предприятий в выставках за рубежом и деловой туризм.

Немало вопросов вызовет обсуждение роли выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в условиях вступления России в ВТО. Большая степень открытости нашего рынка, и, как следствие, обострение конкуренции во всех сферах и рост коммерческих рисков – все это требует самых безотлагательных мер для конструктивной адаптации российского производителя к работе в формате ВТО, особенно тех, кто хотел бы выйти на зарубежные рынки.

Большое внимание на заседании будет уделено совершенствованию нормативно-правовой базы, связанной с введением в действие с января 2014 года Федерального закона о контрактной системе.

Хотелось бы также поднять вопрос о контрафактных выставках. Несмотря на сложность темы, об этом надо говорить открыто. Некоторые компании продолжают не просто клонировать ведущие российские выставки, а пытаются перетащить к себе чужие мероприятия. Тот, кто делает это, наносит ощутимый вред развитию соответствующих отраслей промышленности.

Для такого рода деятельности необходимо поставить ряд серьезных законодательных ограничений.



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Разработанная концепция является базовым документом, тем фундаментом, на котором в дальнейшем будет строиться правовая конструкция регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в стране.

Выставочное сообщество заинтересовано в том, чтобы этот документ был принят в самые короткие сроки.

Конечно, в этом вопросе не так все это просто, над пройти много согласительных процедур. Тем не менее, для нас важен сам процесс рассмотрения Концепции в различных органах власти.

Закономерно, что на круглом столе в Совете Федерации реализация Концепции станет одним из главных вопросов повестки дня. В обсуждении примут участие представители органов федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти. Тем самым мы сможем еще больше привлечь внимания к вопросу необходимости принятия этого документа.

В предлагаемом проекте Концепции заложено немало нужных и полезных предложений.

Так, в нем говорится о таком важном инструменте наведения порядка на рынке, как координация выставочной деятельности. Это необходимо не только потому, что существуют выставки-клоны, которые дублируют ведущие международные смотры. Речь может идти и о простой несогласованности планов различных организаторов. Бывает, выставки по одной тематике проходят в разных городах России практически в одно и то же время. Это приводит к тому, что потребители выставочных услуг, российские производители, не знают, куда и зачем им ехать.

В этой ситуации свое слово должен сказать рейтинг выставок – один из новых инструментов, который позволит ввести определенные «правила игры». Рейтинг станет очень хорошим подспорьем для предпринимателей, которые смогут получить реальное представление об интересующих их выставках, узнать, какая у них площадь, число посетителей и экспонентов. Понятно, что если на выставке нет посетителей, а площадь экспозиции мизерная, любой производитель продукции задумается, стоит ли ему участвовать в таком мероприятии или нет.

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА?

Для того чтобы «круглый стол» не оказался просто круглым столом, должны быть приняты конкретные рекомендации, реализацию которых можно будет контролировать. Вот лишь некоторые из самых важных вопросов, которые необходимо отразить в рекомендациях.

Создание Совета по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности при Совете Федерации. Нет сомнений, это очень хорошее начинание.
Проведение в Совете Федерации парламентских слушаний по вопросам перспектив развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России в ноябре 2013 года – это будет уже совсем другой уровень обсуждения.
Предложение Правительству Российской Федерации о создании Межведомственной комиссии по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности во главе с первым заместителем Председателя Правительства РФ. Это станет реальным шагом к решению вопросов координации в выставочной индустрии на государственном уровне.
Предложения по решению вопроса соотношения критериев цены контракта и квалификации компании – участника конкурсов при оценке заявок на право организации российских экспозиций с частичным бюджетным финансированием на выставках за рубежом. Следует предусмотреть в соответствующем разрабатываемом Минэкономразвития России подзаконном акте к 44-ФЗ необходимое для выставочной деятельности соотношение критериев оценки заявок. Это очень важно. Бывает, победителями этих конкурсов становятся компании, совершенно неизвестные в профессиональном выставочном сообществе. Рука государства должна поправить здесь положение дел, поскольку любая выставка за рубежом – «лицо страны».
Рекомендации, построенные на материалах исследования потребностей субъектов Федерации в строительстве выставочных комплексов. Если мы всерьез говорим о развитии выставочной деятельности в регионах, нужно создавать соответствующую инфраструктуру. По моему мнению, каждый город - миллионник должен иметь современный выставочный комплекс, отвечающий потребностям региона.   Каким он будет – отдельный вопрос, который должен решаться исходя из соотношения спроса и предложения на выставочные услуги на местном рынке. Понятно, что такую выставку как «Металлообработка» в кинотеатре и на стадионе не проведешь, здесь нужна своя технология. В регионах – другая ситуация.
Обращение в Правительство России с предложением о введении льготного налогообложения земельных участков, находящихся под выставочными комплексами. Вопрос кадастровой стоимости земли – чрезвычайно важный, и его надо решать. Для выставочных комплексов, так же, как и для многих других предприятий, кадастровая стоимость земли, на которой они находятся, возросла в некоторых случаях в десятки, а то и в сотни раз. В связи с этим выросли налоги на землю, что сильно ударило по бизнесу, особенно – средним и малым предприятиям, которые уже не могут платить такие деньги.
Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Федерации по разработке программ развития выставочной деятельности на своей территории. Некоторые регионы в этом плане ушли вперед даже по сравнению с федеральным центром. На местах разработаны и утверждены региональные программы и координационные советы, и они достаточно эффективно работают. Распространить такое положение на другие регионы просто необходимо.
Предложения по подготовке специалистов выставочного бизнеса. Без этого никуда не деться. Сегодня эти процессы носят стихийный характер, кто-то где-то кого-то готовит. Если говорить серьезно, Минобрнауки России могло бы ввести определенную специализацию для будущих работников выставочных компаний, чтобы они приходили к нам с уже определенным набором базовых знаний.
В целом, рекомендации круглого стола ставят конкретные задачи по решению самых значимых проблем развития выставочно-конгрессной деятельности в России, выполнение которых нужно контролировать.

Тематики:  Выставочная деятельность /  Законотворчество
Источник: Экспо Ведомости

К списку