Из выступления вице-президента ТПП РФ Александра Рыбакова на VII Национальном экономическом саммите «Россия: молодежь и предпринимательство»
image description Из выступления вице-президента ТПП РФ Александра Рыбакова на VII Национальном экономическом саммите «Россия: молодежь и предпринимательство»
15 ноября 2012г.
Развитие молодежного предпринимательства является, по мнению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, не только злободневной экономической проблемой, но и важнейшим социальным проектом. Ибо этот проект напрямую связан с формированием в нашей стране так называемого креативного класса, который в мире становится подлинным двигателем прогресса и в сфере производительных сил, и в сфере общественных отношений.

Как бы нас не уверяли уважаемые социологи, будто нынешние старшеклассники и студенты однозначно отдают предпочтение госслужбе, а не бизнесу, на самом деле самые последние исследования рекрутинговых агентств дают несколько иную картину – большинство россиян в возрасте от 24 до 30 лет считают, что предприниматель – лучшая профессия. Недооценка данного фактора может стать серьезным тормозом на пути модернизации нашей страны, вызвать в будущем социальное напряжение и вполне обоснованные упреки к власти и институтам гражданского общества.

На наш взгляд, вопросы активизации молодежного предпринимательства заняли подобающее место в принятой недавно Стратегии развития Палаты России на период до 2020 года. Эта проблематика отчетливо просматривается в долгосрочных соглашениях о партнерстве, которые мы заключили с Общественной палатой России, федеральными институтами развития, рядом министерств и ведомств.

Тем не менее, нам, как и другим государственным и общественным институтам, еще предстоит отработать результативные, действующие в одном ключе механизмы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.

Несомненно, определяющее значение для налаживания такого процесса будет иметь наличие благоприятных условий, формирующих у новых поколений граждан России твердых жизненных установок на занятия бизнесом и не блокирующих их устремления к самореализации на предпринимательской стезе громоздкими бюрократическими барьерами.

Наша Палата взаимодействует с Агентством социальных инициатив в деле разработки 22 «дорожных карт», призванных радикально изменить деловой климат в России. В частности, мы придерживаемся позиции, что должны быть повсеместно установлены простые, удобные и быстрые процедуры регистрации вновь создающихся предприятий.

К сожалению, по этому показателю Россия пока не входит даже в первую сотню стран, представленных в рейтинге Всемирного банка. Мы предлагаем внести изменения в Гражданский кодекс и снизить размер уставного капитала и госпошлины при регистрации новых фирм до чисто символических величин. В конце концов следует иметь в виду, что в 70 странах мира вообще не используется такое понятие, как уставной капитал.

Палата поддерживает предложение о внедрении опыта тех государств, где регистрация предприятий уполномоченным органом осуществляется синхронно с открытием счета в одном из аккредитованных банков.

Неужели не очевидно, что никакие меры по усложнению и дальнейшему обюрокрачиванию процесса создания новых юридических лиц не способны положить конец существованию фирм-однодневок. Их живучесть имеет другие причины, а именно – запредельный уровень коррупции и высокий уровень «серой» экономики. Одним из способов нейтрализации этих негативных явлений обещает стать реализуемый нами проект создания Электронной ТПП, по своим характеристикам и возможностям дополняющий функционал «электронного правительства». Запустив данный проект, мы сможем существенно снизить затраты начинающих предпринимателей на подготовку учредительных документов и регистрацию своих компаний.

На наш взгляд, должны быть разработаны и приняты сбалансированные меры государственной политики по переформатированию молодежного предпринимательства из торгово-посреднической сферы и сегмента брокерско-финансовых услуг, где оно преимущественно сосредоточено сегодня, в реальный сектор национальной экономики. Причем упор необходимо сделать на стимулирование инновационно-ориентированного бизнеса, фундаментом для которого выступает научно-техническое творчество молодежи.

Конечно, за последние 5 лет в этом плане произошли некоторые подвижки, но они пока не дали масштабного позитивного эффекта. С 2009 года, например, действует законодательная норма, разрешающая создавать малые фирмы при государственных научных учреждениях и учебных заведениях. Однако общее число такого рода структур в стране не дотягивает даже до общего количества вузов в России. Как свидетельствует практика, многие малые предприятия созданы скорее для отчетности, чем для реального результата, иначе как объяснить тот факт, что учредителями внесена поистине микроскопическая доля интеллектуальной собственности в обеспечение деятельности таких компаний.

Принципиально важно, чтобы устремление и творческие задатки молодых инноваторов и бизнесменов были направлены в русло мировых трендов. Это значит, что в поле зрения молодых авторов должны находиться в первую очередь направления и сферы, составляющие основу новой технологической волны – биотехнологии, нанотехнологии, новая энергетика, новые материалы, когнитивные технологии на пересечении всех этих отраслей с Ай Ти-технологиями.

Несистемный, очаговый подход просматривается при анализе распределения в текущем году государственных субсидий в сумме 1 млрд. рублей на поддержку некоммерческих организаций. Основными получателями бюджетных грантов стали правозащитники, критики системы наблюдения на выборах, православные следопыты и казаки. И только один, причем чрезвычайно скромный грант в размере 3 млн. рублей был выделен на развитие научно-технического творчества молодежи. Его получили наши коллеги из Союза машиностроителей России. Для сравнения – по своей величине он уступает даже гранту для движения «Католическое наследие» и почти в 4 раза меньше гранта, присужденного общественнику Борису Надеждину на отбор и подготовку кандидатов в муниципальные депутаты. Какие еще нужны здесь комментарии?

По-прежнему «прохладно» относится к развитию молодежного предпринимательства крупный отечественный бизнес. Так, в прошлом году в рамках объявленной властями акции по «принуждению бизнеса к инновациям» более 40 ведущих российских госкорпораций и холдингов предоставили свои программы активизации научно-исследовательских работ и коммерциализации их результатов в хозяйственной практике. К сожалению, ни в одной из них не предусматриваются четкие, продуманные шаги по развитию научно-технического творчества молодых специалистов и рабочих кадров и фокусированию их усилий на решение приоритетных для данных предприятий задач. Аналогичная картина наблюдается при анализе большинства отраслевых стратегий.

Мы рекомендовали территориальным палатам совместно с региональными и отраслевыми объединениями предпринимателей проводить постоянный мониторинг реализации планов инновационной деятельности на местном уровне, где расположены производственные подразделения крупных бизнес-структур. Исходя из промежуточных итогов мониторинга, мы планируем в первом квартале 2013 года направить в Правительство Российской Федерации и руководителям крупнейших госкорпораций свои предложения по устранению выявленных недостатков, включая возможные меры по стимулированию молодежного инновационного предпринимательства.

Торгово-промышленная палата полагает целесообразным вернуться к рассмотрению во время второго чтения законопроекта «Об образовании» предложений о более предметном отражении тематики формирования знаний, умений и навыков в области предпринимательства в школьных и вузовских программах. В этом направлении нужна также определенная корректировка образовательного стандарта средней школы. На наш взгляд, не родители за счет расширения платных услуг, не тощие муниципальные бюджеты, а местное бизнес-сообщество должно взять на себя заботу о создании широкой сети научно-технических центров, кружков и факультативов для детей и юношества, а государство – создать для этого соответствующие налоговые преференции.

В формировании у подрастающих поколений понимания социальной значимости предпринимательского труда особая роль принадлежит средствам массовой информации, литературе, публицистике. Здесь пока обнаруживаются сплошные «белые пятна». Предстоит еще многое сделать, чтобы посредством традиционных и современных каналов коммуникаций у нас восторжествовала, не побоюсь этого слова, идеология уважительного отношения к честной, созидательной предпринимательской деятельности, чтобы молодые люди зачитывались не известной книжкой зарубежных авторов «Миллионер ниоткуда» с жизнеописанием Романа Абрамовича, а умными, серьезными публикациями, фильмами, заметками в блогосфере о наших согражданах, сумевших самореализоваться на предпринимательском поприще.

В этой связи имеет смысл подготовить серию материалов о молодых предпринимателях, чьи организации вошли в недавно составленный Ассоциацией инновационных регионов при поддержке федерального правительства первый национальный рейтинг лучших инновационных компаний «ТехУспех». Палата России готова принять в этом мероприятии самое активное участие.

Эксперт:  Рыбаков Александр
Тематики:  Молодежное предпринимательство
Источник: ТПП РФ

К списку