От обсуждений к конкретным делам
image description От обсуждений к конкретным делам
3 апреля 2013г.
Не так давно начался новый выставочный сезон. Наш корреспондент встретился с генеральным директором одной из крупнейших российских выставочных площадок – ЦВК «Экспоцентр» Сергеем Бедновым.

– Сергей Сергеевич, Экспоцентр называют лидером российского выставочного бизнеса. В чем заключается это лидерство? Каким образом Экспоцентру удается сохранять свои позиции в условиях жесткой конкуренции?

– Экспоцентр является одним из передовых выставочных центров в Европе. В прошлом году он был принят в члены Ассоциации ведущих европейских выставочных центров (ЕМЕСА) – элитный клуб крупнейших выставочных площадок Европы. Это ко многому обязывает. Мы обладаем самым современным выставочным комплексом в стране, где проводим ежегодно более 100 мероприятий. 23 выставки удостоены знака Всемирной выставочной ассоциации (UFI) и 27 – знака Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ). Коэффициент оборачиваемости квадратного метра выставочной площади в 2012 году достиг рекордной за последние годы величины – 21,4. Все это говорит о востребованности Экспоцентра как выставочной площадки.

Мы сохраняем свои позиции прежде всего потому, что являемся современным комплексом и предлагаем те виды услуг, которых нет у наших конкурентов. Создание комфортных условий для предпринимателей – одна из причин, почему Экспоцентр пользуется популярностью. Если говорить о статистике, то у нас проходит более 30 % всех российских выставок по показателю «площадь нетто». Кроме того, около четверти всех зарубежных экспонентов России – это участники выставок Экспоцентра. Около трети всех посетителей российских выставок – посетители наших смотров.

Эти цифры говорят о том, что Экспоцентр лидирует среди других выставочных компаний. Происходит это благодаря синергии того, что мы являемся современным выставочным комплексом и сами организуем мероприятия на собственной площадке. Это привлекает отечественных и иностранных экспонентов. Кроме того, Экспоцентр удобно расположен в центре Москвы, предлагает современную инфраструктуру выставочных услуг, и, конечно, экспонентов и посетителей привлекает доброжелательность наших сотрудников. Все это обеспечивает лояльность экспонентов, побуждает их снова возвращаться на наши выставки.

Экспоцентр живет в определенной экономической среде. И от того, как развивается выставочная деятельность в стране, какая существует экономическая и правовая основа этой деятельности, во многом зависит наше собственное развитие. Поэтому мы большое внимание уделяем подъему выставочной деятельности на региональном уровне. Выставки в регионах должны соответствовать современным стандартам. Экспоцентр оказывает обширную методическую помощь региональным выставочным компаниям и региональным торгово-промышленным палатам.

Сейчас в объеме услуг, которые оказывают региональные ТПП, выставочная деятельность вышла на первое место – 22 %. Из этого следует, что развитие экономики регионов заставляет этим заниматься. И мы видим свою миссию в том, чтобы помогать правильно проводить современные выставочные мероприятия.

Большая проблема регионов – отсутствие на местах современной материально-технической базы. Это часто не позволяет реализовать весь выставочный потенциал региона. Но это вопрос времени. Сейчас существует устойчивая тенденция к созданию современных выставочных комплексов. Например, построены современные площадки в Новосибирске, Белгороде, Екатеринбурге. Думаю, эта база будет развиваться. Но тут важно направить энергию в нужное русло. В регионах должны понимать, что не надо гнаться за гигантскими цифрами. Надо знать потребности сегодняшнего дня. Сделать четкий бизнес-план, чтобы определить, насколько выставочный комплекс будет загружен, какие есть выставочные программы, соответствуют ли планы потенциалу экономики региона, сколько будет посетителей. Тем более что строительство выставочного комплекса неразрывно связано с региональной инфраструктурой – гостиничным бизнесом, транспортом, общепитом. Ведь на каждый вложенный рубль непосредственно в выставку экспонент тратит в шесть раз больше в городе, где эта выставка проходит. Это мировая статистика. Поэтому на первом этапе нужно быть реалистами.

– Собирается ли Экспоцентр более активно работать по организации российских экспозиций на зарубежных выставках?

– Мы хотим усилить работу в этом направлении. Это имидж. Имидж нашей страны, наших товаропроизводителей, нашей экономики. У нас, как у выставочного оператора, есть потенциал, хорошие кадры. Мы умеем работать за рубежом и готовы участвовать в государственных тендерах на проведение зарубежных выставок. Несколько месяцев назад мы создали дирекцию зарубежных выставок и уже провели выставки в Пловдиве, Киеве, Базеле, Дюссельдорфе и Гаване. Вполне возможно, что в дальнейшем будем принимать участие в конкурсах на оператора российской экспозиции на всемирных выставках EXPO. Такой опыт у нас есть. В 2005 году Экспоцентр был оператором российской экспозиции на выставке в Нагое (Япония).

– Экспоцентр ведет ряд инновационных проектов – «5рЕХРО», «Expopriority», «Экспоцентр – за выставки без контрафакта». В чем Вы видите миссию Экспоцентра как организатора этих проектов?

– Все эти проекты очень важны со смысловой точки зрения, коммерческой выгоды Экспоцентру они не приносят. Прежде всего, мы поднимаем те проблемы, которые недостаточно освещаются, но серьезно влияют на отечественную экономику.

Форум «5рЕХРО» сейчас проводится как выставка для выставочников. Но мы планируем сделать из него коммуникативную площадку для выставочников, властей и бизнеса. Собираемся привлечь к нему потребителей выставочных услуг – товаропроизводителей, предпринимателей, отраслевые ассоциации. Мы стремимся к тому, чтобы на форум приходили не только наши партнеры по выставкам, но и те, для кого проводятся выставки. Чтобы они посмотрели современные выставочные технологии, узнали бы, как правильно организовать экспонирование своих товаров и услуг, как минимизировать затратную часть на участие в смотрах. «5рЕХРО» – это также площадка для продвижения идей, связанных с развитием выставочного дела в стране.

«Expopriority» – проект, рожденный Экспоцентром. Форум начинался как проект, который привлекает внимание к вопросам защиты интеллектуальной собственности на выставках. Проблем здесь много. И когда проект стал развиваться, то оказалось, что он охватывает гораздо более широкий круг вопросов, нежели планировалось вначале. В частности, именно из этого форума выделился отдельный новый проект «Экспоцентр – за выставки без контрафакта». Сейчас многие занимаются этим вопросом, но, к сожалению, доля контрафактной продукции не снижается. Мы решили сделать прикладной проект, чтобы хотя бы минимизировать количество демонстрируемой контрафактной продукции на выставках. Теперь на всех выставках Экспоцентра работает специальный стенд, где профессиональные юристы проводят консультации и отвечают на вопросы о правовой охране и защите объектов интеллектуальной собственности.

– В технологическом смысле Экспоцентр уступает ряду современных европейских площадок. Будут ли развиваться новые услуги и внедряться новые выставочные технологии на вашей площадке?

– Одной из главных задач Экспоцентра мы видим в организации хорошего сервиса для посетителей и экспонентов. Мы хотим, чтобы пребывание для них на нашей площадке было комфортным и удобным. В прошлом году мы покрыли всю выставочную зону беспроводным Интернетом, в этом году будем внедрять мобильные приложения на собственных выставках для современных гаджетов. Мы стремимся к тому, чтобы экспоненты воспринимали Экспоцентр как площадку с развитой инфраструктурой выставочных услуг, чтобы Экспоцентр следовал в фарватере тех новых тенденций, которые происходят в выставочном бизнесе.

В чем-то мы уступаем европейским площадкам, в чем-то опережаем. Конечно, есть вопросы, которыми надо заниматься. Например, у нас нет зон рекреации, камер хранения. Казалось бы, слишком конкретные вопросы, но они тоже формируют позитивный облик площадки. Нам нужно развивать систему быстрого питания. И не только рестораны. Нужны также места, где можно присесть, быстро перекусить, отдохнуть.

– Одна из острых проблем выставочной индустрии – отсутствие системы обучения выставочному делу в высшей школе. Может ли Экспоцентр каким-то образом повлиять на разрешение этой ситуации?

– Вопрос очень важный. Это одна из серьезных проблем в выставочном деле страны. Специализированной системы обучения выставочному делу нет. Есть отдельные попытки вести эту работу в отдельных вузах в рамках обучения маркетингу и рекламному бизнесу. Но это не система. Ведь специалист-выставочник должен изучать не только маркетинг, он должен знать вопросы выставочной застройки, организации стенда, организации выставочного пространства и так далее. Для этого нужно создать комплекс обучающих программ, найти преподавателей, которые могли бы читать эти лекции. Это задача на уровне правительства, но заниматься этим нужно уже сегодня. Развитие выставочного дела в стране вскоре потребует новых специалистов.

В смысле системного обучения Экспоцентр, конечно, не может заполнить этот пробел, но мы стараемся делать то, что в наших силах. В частности, выпускаем методические рекомендации, проводим мастер-классы в регионах, специальные семинары и тренинги для рекламных и маркетинговых служб предприятий, чтобы объяснить им, как нужно правильно участвовать в выставке, чтобы получить максимальную отдачу.

– Не так давно Вы возглавили Комитет по выставочной деятельности ТПП РФ. Каковы цели этого комитета?

– Глобальные цели комитета ясны – это содействие развитию выставочного бизнеса, создание современной инфраструктуры выставочных услуг. А если говорить о задачах сегодняшнего дня, то я считаю, что роль комитета должна заключаться в том, чтобы выставочные структуры теснее работали с ассоциациями и союзами предпринимателей. Мы хотим, чтобы они стали активными участниками выставочного процесса. Это важно в первую очередь для нас, выставочников. Они должны быть заказчиками, они должны говорить нам, что делать, по какой тематике проводить выставки, как организовать выставочную инфраструктуру, чтобы им было удобнее. Задача комитета – соединить выставочный процесс с потребителями этих услуг.

Формы работы могут быть разными. Я думаю, что перспективны выездные заседания на выставочных площадках и в регионах. На месте может происходить хороший интерактивный диалог. Главное, уйти от обсуждений и перейти к конкретным делам.



Тематики:  Внешние связи /  Выставочная деятельность /  Образование. Подготовка кадров /  Система ТПП РФ
Источник: Путеводитель российского бизнеса

К списку