– Уважаемый Владимир Петрович! Насколько актуальным сегодня является вопрос организации торгово-экономических миссий? Какова их доля в общем объеме делового туризма?
- Развитие национальной экономики и интеграция в мировой рынок немыслимы без развития сферы делового туризма. Сегодня 73 % от его объема составляют корпоративные поездки - как индивидуальные, так и для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Сюда же относятся и инсентив-туры - поездки, организуемые компаниями в целях мотивации своих сотрудников. Около 30% - приходится на торгово-экономические миссии, связанные с участием в форумах, конференциях, семинарах и посещением торгово-промышленных выставок, ярмарок и участия в их работе.
Организация поездок в рамках конгрессно – выставочных мероприятий – наиболее динамичный сегмент рынка. Это, прежде всего, хорошая возможность не только принять участие в интересующей конференции, семинаре, выставке, но и провести переговоры, приобщиться к предлагаемой культурной программе. В условиях активной интеграции России в мировое экономическое пространство и вступления в ВТО подобные мероприятия получают все большее распространение.
Какое место в деятельности торгово-промышленных палат занимает работа по организации торгово-экономических миссий?
Значительное число территориальных ТПП уже участвует в организации и проведении миссий, и происходит это неслучайно. Мы рассматриваем данное направление как один из уставных видов деятельности торговых палат, который активно способствует эффективному продвижению продукции и услуг на внутренний и внешний рынки, привлечению инвестиций, развитию предпринимательства и экономического потенциала регионов.
В настоящее время 112 территориальных палат занимаются организацией торгово-экономических миссий, в том числе 72 палаты в субъектах Российской Федерации. В рамках этой работы организуются деловые встречи, межрегиональные и зарубежные миссии.
В 2011 году число миссий, организованных территориальными ТПП, достигло 1247. По сравнению с 2010 годом их количество увеличилось практически везде: в Центральном федеральном округе – на 33 %, Северо-Кавказском – на 32%, Приволжском – на 14,7%, Северо-Западном ФО – на 10,9%. К сожалению, снизили активность палаты Дальневосточного и Уральского федеральных округов – на 22% и 16% соответственно.
– Какие территориальные палаты являются лидерами в этой области? Кого Вы могли бы поставить в пример?
– Многие палаты, среди них: ТПП Республики Татарстан, Тульская, Краснодарская ТПП. Далее следуют Омская Курская, Дальневосточная, Кузбасская, Южно-Уральская, Московская, Пермская, Нижегородская, Новосибирская городская, Санкт-Петербургская, Дмитровская ТПП, ТПП города Сочи.
Объем реализации услуг территориальными палатами по организации миссий достиг в 2011 году 120,4 млн. руб. По сравнению с 2005 годом он увеличился на 46 млн. руб. Хотя в общей доле их бюджетов это соответствует лишь 2,5 %.
В общем объеме организованных региональными палатами деловых визитов 60% приходится на соседние регионы, по федеральным округам это выглядит так: 32% – в регионы Центрального федерального округа, 17% – Уральского, 16% – Сибирского, 12% – Северо-Западного, по 10% – Приволжского и Дальневосточного, 3% – Южного.
– Какие страны в первую очередь интересуют российских предпринимателей?
– Говоря о зарубежных миссиях, нужно отметить особый интерес к странам СНГ и Европе, на них приходится 43% и 37% миссий соответственно.
Среди европейских стран лидерами по числу принимаемых миссий являются Германия, Италия, Польша, Турция, Франция и Чехия; из государств СНГ – Белоруссия, Казахстан, Украина и Узбекистан; из стран Азии – Китай, Индия и Южная Корея.
– Что можно сказать об обратном движении, много ли зарубежных предпринимателей бывает в регионах России?
– Достаточно много, и интерес этот года от года только растет. При этом интересует их не только Москва и Петербург, но и Нижний Новгород, Казань, Калуга, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, другие регионы.
Немаловажную роль в этом играет растущий с каждым годом авторитет Международного Санкт-Петербургского экономического форума, Краснодарского инвестиционного форума, Байкальского, Красноярского форумов, Екатеринбургского форума по региональному развитию, которые привлекают все более число иностранных участников.
– Существует ли практика компенсации затрат предприятий по участию в торгово-экономических миссиях?
– Да, такая практика существует. В ряде регионов работают целевые программы развития малого и среднего бизнеса. Так, в Челябинской области действует областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства, в рамках которой Утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 16.04.2009 г. № 77-П (с изм. от 18.05.2011 г. № 139-П) порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, в том числе по участию в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках.
Еще один пример, на который хотелось бы обратить внимание. В ноябре 2010 г. на базе Пермской ТПП было создано Представительство европейской деловой информационной сети - Евро Инфо Корреспондентский Центр - Пермский край. Финансирование проекта осуществляет Минэкономразвития России и Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края. Основная цель деятельности Пермского ЕИКЦ – предоставление бесплатной информационно-консультационной поддержки и содействия предприятиям Пермского края в установлении и развитии делового сотрудничества с предприятиями других субъектов РФ и иностранными компаниями, в том числе и предоставление информации по международным и региональным выставкам и ярмаркам, размещение информации о региональной организации, её бизнес-предложений в межрегиональной и международной базах данных, поиск потенциальных партнеров в России и за рубежом и т.д.
– Чем конкретно занимаются палаты при организации миссий?
– Спектр работ довольно широк: непосредственная организация мероприятий, поиск потенциальных участников, рекламно-информационная поддержка. При этом треть палат выступают в роли соисполнителя региональных программ, анализируют итоги участия предприятий в миссиях, реализуют другие функции.
Почти половина ТТПП регулярно участвуют в организации миссий в рамках выставок в регионах России, а также на выставках за рубежом.
– Каким образом палаты выбирают выставки, в рамках которых лучше всего организовать миссии?
– Конечно, в первую очередь выбор основывается исходя из пожеланий предприятий-экспортеров. Конкретную помощь при планировании выездных миссий оказывает «Перечень выставок и ярмарок за рубежом, в которых целесообразно участие российских предприятий и фирм», в первую очередь с точки зрения перспектив российского экспорта. Соответствующая информационная база формируется с 2007 года по инициативе ТПП РФ во взаимодействии с МИД на основании рекомендаций посольств, торговых представительств России и представителей ТПП РФ за рубежом. Общий годовой объем информационной базы, представленной на сайте нашей палаты, – более 450 выставок в странах СНГ, Европы, Азии, Персидского залива, Северной и Южной Америки, Африки.
– Многие говорят, что очень большую помощь в организации выездных миссий оказывают представительства ТПП РФ в Германии, Австрии, Сербии и Черногории, Франции и странах Бенилюкса, Китае, Центральной Азии, некоторых других странах. Как строится эта работа?
– Основные формы взаимодействия загранпредставительств ТПП России с организаторами миссий заключаются в следующем:
- консультирование по вопросам проведения миссий;
- решение практических и технических вопросов;
- организация эффективных коммуникаций, приглашение для участия в мероприятиях российских дипломатов, представителей российского и зарубежного бизнеса;
- содействие в переводе на иностранный язык рекламно-демонстрационных и презентационных материалов, их подготовка и производство по заказу организаторов миссий.
Когда миссии проводятся в городах, достаточно удаленных от столицы, представительство может порекомендовать надежных партнеров в нужном регионе.
– Работая на месте, представители ТПП РФ за рубежом могут дать объективную оценку качества мероприятий. На что они, в первую очередь, обращают внимание?
– Вы правы, такие оценки даются. Так, наши представители отмечают конкретные причины, снижающие эффективность подготовки и проведения миссий: ограниченность финансовых средств, отсутствие четких целей, недостаток времени на подготовку, слабая информационная поддержка мероприятий, плохая организация системы развития деловых контактов после участия в миссии.
– Что нужно сделать для повышения эффективности миссий?
– Анализ эффективности проводимых бизнес-миссий показал необходимость более тщательного изучения интересов предпринимателей исходя из приоритетных задач по продвижению их продукции и услуг, заблаговременной подготовка (не менее, чем за 2,5 - 4 месяца), своевременного информирование представительств ТПП РФ за рубежом о планах по организации бизнес-миссий в их странах. Следует также отметить, что при подготовке программ миссий помимо общих мероприятий необходимо проводить согласование графиков индивидуальных встреч и посещений конкретных предприятий и фирм.
– Каково взаимодействие местных органов власти и территориальных ТПП в части организации и проведения торгово-экономических миссий?
– Одним из самых перспективных направлений взаимодействия являются совместные миссии территориальных ТПП и региональных государственных органов экономического блока, ответственных за привлечение инвестиций, содействие развитию предпринимательства, экспорта и пр.
Значительный опыт в организации торгово-экономических миссий и презентаций по линии местных органов исполнительной власти накоплен Дмитровской межрайонной ТПП. С 2003г. Администрация Дмитровского муниципального района делегировала ДМТПП полномочия в области обеспечения международных связей на основе муниципального контракта. Ежегодно Советом депутатов Дмитровского муниципального района утверждается перечень планируемых въездных и выездных мероприятий и соответствующий бюджет, выделяемый на эти цели. Отдельно утверждается бюджет на оплату услуг ДМТПП по организации международного сотрудничества, в том числе на проведение миссий.
– В Конгресс-центре ТПП РФ периодически проводятся презентации потенциала регионов России и зарубежных стран? Зачем это делается?
- Основная цель подобных мероприятий - способствовать последовательному развитию и продвижению экономических возможностей российских регионов, презентации проектов в области среднего и малого предпринимательства, отвечающих социально-экономическим приоритетам развития каждого региона.
Следует отметить, что все презентации сопровождает выставочная экспозиция представленных проектов, а для конкретного региона осуществляется индивидуальное формирование формата и содержания участия.
Судя по откликам, подобные мероприятия на площадке ТПП РФ действительно являются хорошей возможностью для регионов установить полезные контакты с отечественными и иностранными инвесторами, а для потенциальных деловых партнеров – это возможность познакомиться с экономическим потенциалом и инвестиционными возможностями региона, установить прямой диалог с инициаторами проектов и предприятиями. Особенно важны такие презентации для географически отдаленных регионов.
Всего у нас прошло 15 таких презентаций. Последней проведена презентация Чувашской Республики в феврале 2012 года. В настоящее время проводится согласование графика презентаций и выставок с руководителями администраций и ТПП Воронежской, Ивановской, Калужской, Липецкой, Оренбургской, Ростовской, Новосибирской, Самарской, Тульской, Тюменской и Челябинской областей, Башкирии и Республики Саха (Якутия).
– И последний вопрос. Как Вы считаете, насколько палаты заинтересованы в организации торгово-экономических миссий?
- Как я уже отметил, вопрос организации миссий достаточно актуальный. Сегодня можно с уверенность сказать, что выставочно-конгрессный сегмент мирового рынка международных поездок стал одним из самых крупных и стабильных. Поездки, связанные с участием в многопрофильных и специализированных выставках и ярмарках, конгрессах, форумах и конференциях занимают сегодня более 25% объема делового туризма.
По мнению ряда зарубежных экспертов, к 2020 году количество международных деловых поездок вырастет в 3 раза с 564 млн. до 1,6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз – с 400 млрд. до 2 трлн. долларов.
К сожалению, сегодня ряд территориальных ТПП уделяют этому виду деятельности недостаточно внимания. На заседании Президиума Правления ТПП РФ нами был обобщен положительный опыт ряда палат с тем, чтобы распространить его на практике.
Также хотелось бы отметить, что с учетом установившейся практики взаимоотношений с региональными органами власти, уместно обсуждать вопрос о передаче функций по организации и проведению торгово-экономических миссий и презентаций торгово-промышленным палатам. Уверен, большой опыт работы в этой области, авторитет территориальных ТПП и умение работать и с органами власти, и с бизнес-сообществом, позволят вывести организацию торгово-экономических миссий на новый путь развития.
Эксперт: Страшко Владимир
Тематики: Выставочная деятельность / Система ТПП РФ
Источник: Экспо Ведомости