ТПП РФ не поддержала проект ФЗ о включении отдельных неналоговых платежей в налоговый кодекс
image description ТПП РФ не поддержала проект ФЗ о включении отдельных неналоговых платежей в налоговый кодекс
10 марта 2020г.

ТПП РФ в рамках оценки регулирующего воздействия (ОРВ) 10 марта оценила проект федерального закона о включении отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации, разработанный Минфином РФ. Проектом предлагается включить утилизационный сбор, гостиничный сбор, сбор с операторов сотовой связи в НК РФ. В сложившихся экономических условиях текущая редакция представляется нецелесообразной. Палата считает возможным в целом поддержать на данном этапе только включение государственной пошлины в НК РФ (при условии дополнительного экономического обоснования ее размера).

Проект, по словам директора Департамента законотворческой деятельности ТПП РФ Дмитрия Фадеева, расширяет число обязательных платежей, мотивируя это соображениями эффективной защиты интересов налогоплательщиков. При этом текстом законопроекта фактически расширяется перечень объектов налогообложения и налогоплательщиков, увеличиваются ставки платежей по сравнению с действующими неналоговыми платежами, что ведет к росту административных издержек предпринимателей, обусловленных налоговым администрированием, и исключает ряд действующих гарантий и обязательств.

Указанные обстоятельства могут привести к росту цен на производимые товары и услуги, что негативно отразится на инфляционных процессах, а также понизит позиции России в рейтинге Doing Business Всемирного Банка.

Указанные последствия усиливают негативные тенденции в реальном секторе экономики, снижают объемы инвестиций и осложняют реализацию инвестиционных проектов, отвлекают оборотные денежные средства.

Он напомнил, что неналоговые сборы были призваны способствовать развитию соответствующих сфер экономики, однако проект не предусматривает действующего в настоящее время механизма перераспределения поступающих от них в бюджет средств на реализацию задач защиты окружающей среды, гостиничного бизнеса, сферы услуг операторов сети связи общего пользования (далее – операторов связи), что еще раз подчеркивает их фискальный характер и не согласуется с целями их взимания.

В проекте нет переходных положений, необходимых для решения вопроса о зачете (возврате) переплаты, имеющейся у плательщиков по утилизационному сбору и сбору с операторов связи, уплаченных до включения таких платежей в НК РФ.

Кроме того, Дмитрий Фадеев отметил, что проект предусматривает период для неприменения штрафа за неуплату или неполную уплату вводимых платежей вплоть до 31 декабря 2022 года. Он отметил, что налоговая ответственность не исчерпывается применением штрафа, а характеризуется рядом иных, негативных для плательщика последствий, от применения которых в представленном тексте законопроекта не отказываются (к примеру, запрет для лиц, имеющих задолженность по вновь введенным платежам признаваться участниками инвестиционных проектов либо другие ограничения). По его словам, в проект необходимо вносить ряд дополнительных гарантий, направленных на защиту прав и законных интересов плательщиков.

Как показала практика передачи администрирования страховых взносов, период в один год недостаточен для устранения всех спорных вопросов и пробелов, как законотворческого, так и правоприменительного характера, решения проблем эффективного межведомственного взаимодействия, а также других мер, которые бы позволили минимизировать негативный эффект от введения новых платежей.

Более того, проектом не ограничивает возможность применения налоговыми органами способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных НК РФ (принудительного и бесспорного взыскания, блокировки счетов, приостановления по ним операций, ареста имущества и т.д.). Нельзя, по его словам, исключать риски применения таких мер и в отношении добросовестных налогоплательщиков по причине неправомерных действий (бездействий) налоговых и иных органов и их должностных лиц, участвующих в правоотношениях по взиманию налогов и сборов.

Таким образом, все сроки неприменения налоговых санкций и мер государственного принуждения должны быть продлены как минимум до 2024 года (если все же проект получит дальнейшее движение).

Кроме того, начать надо все-таки с принятия отдельного закона о регулировании неналоговых платежей, что позволит остановить их бесконтрольное введение, изменение и взимание, придаст стабильности фискальной системе России.

Источник: https://tpprf.video/novosti/news/5485/



Эксперт:  Фадеев Дмитрий
Тематики:  Налоги /  Неналоговые платежи /  Оценка регулирующего воздействия
Источник: ТПП-Информ

К списку