Из выступления Президента ТПП РФ Сергея Катырина на заседании Правления ТПП РФ
image description Из выступления Президента ТПП РФ Сергея Катырина на заседании Правления ТПП РФ
20 декабря 2012г.
Вчера на заседании Совета руководителей торгово-промышленных палат мы начали обсуждение итогов работы ТПП РФ в уходящем 2012 году, сопоставляя их с целевыми ориентирами, содержащимися в Стратегии развития системы Палаты до 2020 года и проектировками, зафиксированными VI Съездом ТПП РФ в Приоритетных направлениях деятельности. Сегодня мы продолжим дискуссию в формате Правления, сделав упор на задачи, которые предстоит решить в следующем 2013 году.

Как мы помним, в Стратегии на первое место выдвинута задача активизации участия ТПП РФ в реализации новой экономической политики государства, что требует от нас сосредоточения усилий на расчистке барьеров, препятствующих бизнесу действовать и побеждать в честной конкурентной борьбе.

Как и в предыдущие годы Палата России стремилась решать эту задачу путем укрепления взаимодействия с Федеральным Собранием, Правительством РФ, специализированными государственными институтами развития, которые призваны сыграть решающую роль в достижении поставленной Президентом России цели – обеспечить резкое улучшение в стране делового и инвестиционного климата, что позволит выйти на ежегодный рост не менее 5-6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие, гарантирующий уход от сырьевой модели. Нужно признать откровенно – именно отсутствие благоприятной среды дестимулирует предпринимательскую активность наших граждан. По этому принципиально важному для будущего России критерию наша страна все последние годы замыкает список мировых рейтингов.

Замечу, что сегодня улучшение делового климата стоит в центре внимания правительств подавляющего большинства государств, - за последние 7 лет 163 страны провели реформы, нацеленные на формирование более привлекательных условий для занятия предпринимательством.

Стремясь переломить ситуацию, ТПП РФ выступает в качестве партнера Агентства стратегических инициатив при разработке 22-х «дорожных карт», предусматривающих радикальное упрощение административных процедур при регулировании бизнес-процессов. Буквально месяц назад В.Путин напомнил: «Мы обещали предпринимателям радикально улучшить деловую среду, сделать сто шагов вперед по улучшению бизнес-климата. Поэтому участие в разработке «дорожных карт» и выполнение утвержденных в них мероприятий должно стать одним из ключевых приоритетов для всех органов государственного управления».

В то же время Палата как и другие предпринимательские ассоциации обеспокоена тем, что не всеми исполнителями в полной мере и в установленные сроки выдерживаются графики реализации уже утвержденных правительством «дорожных карт». В октябре глава Министерства экономического развития Андрей Ремович Белоусов честно признался, что третья часть решений, содержащихся в «дорожных картах», по факту не выполняется министерствами и ведомствами.

Безусловно, главным, если можно так выразиться, выгодоприобретателем от комплекса мер по улучшению деловой среды должен оказаться малый и средний бизнес. Объем финансирования этого сектора со стороны государства вырос в текущем году почти на 30 процентов по сравнению с 2011 годом и составил более 20 млрд.рублей. Согласно официальной статистике за 10 последних лет малый бизнес вырос на 37 процентов и сейчас в нем занято около четверти трудоспособного населения. Но за период до 2020 года малому и среднему бизнесу надлежит взять гораздо более значимый рубеж, аккумулировав здесь не менее 50 процентов экономически активных граждан. Для этого необходимо прежде всего задействовать имеющиеся резервы, уделив пристальное внимание развитию малого предпринимательства в производственной сфере, в отрасли социальных услуг и особенно в секторе хай-тека, где у нашей страны выявились определенные конкурентные достоинства. Достаточно сказать, что за последний год в международном рейтинге вовлеченности трудоспособного населения в сектор информационно-коммуникационных технологий Россия передвинулась сразу на 15 позиций и сейчас находится на 11 месте в мире.

Но давайте оценим ситуацию объективно. Возможно ли достижение запланированных показателей в условиях, когда в начале 2014 года произойдет возврат к 34-процентной шкале отчислений основной массы малых предприятий во внебюджетные социальные фонды? К сожалению, плохо были усвоены уроки прошлых лет, когда непропорциональные усиления фискальной нагрузки на малый бизнес привели к тому, что 90 процентов предпринимателей пошли на фактическое снижение зарплат персоналу, 83 процента отказались от планов по расширению бизнеса, а 82 процента вернулись к прежним схемам выплаты части зарплат в конвертах.

Руководство Торгово-промышленной палаты России продолжит использовать тактику убеждения властных инстанций всех уровней о непродуктивности политики чрезмерного обременения малого бизнеса налоговой нагрузкой. В порядке сравнения хотелось бы привести пример Соединенных Штатов Америки, где согласно последнему плану администрации Б.Обамы по стимулированию национальной экономики, невзирая на пресловутые бюджетные разрывы, владельцы малых предприятий, создающие новые рабочие места, могут рассчитывать на 50-процентное снижение налоговых выплат, а в ряде случаев ставка на фонд оплаты труда составляет всего 3,1 процента. Подсчитано, что такой льготой воспользуются 98 процентов малых предприятий Америки.

Возвращаясь на нашу «грешную» землю, считаю необходимым также добавить, что мы рассматриваем как явно неуместными поступающие в Администрацию Президента предложения об уплате малым бизнесом авансов для последующего зачисления их в налоговые платежи, что, якобы, позволит побороть теневую экономику. Такой практики нет нигде в мире и ее введение обернется вымыванием из компаний оборотных средств, в которых постоянно нуждаются малые и средние предприятия.

Недавно созданному Департаменту по защите малого и среднего бизнеса дано поручение обратить внимание на изменения, которые возможны в налоговой сфере в среднесрочный период. Министерство финансов неоднократно декларировало, например, что Единый налог на вмененный доход до 2018 года будет добровольным, а затем не исключается его полная отмена. Однако, как свидетельствуют многочисленные опросы, проводимые с участием палат, до 70 процентов предпринимателей категорически настаивают на том, что данный вид налога должен сохраняться в качестве спецрежима и в дальнейшем. Значит, поиск взаимоприемлемых для малого бизнеса и власти решений должен быть продолжен.

В повестку сегодняшнего заседания Правления внесен вопрос о реализации в 2012 году Концепции ТПП РФ по совершенствованию законодательства Российской Федерации до 2016 года, то есть на срок работы Государственной Думы 6-го созыва. От того, с какой полнотой и последовательностью будет выполняться каждый из 32 разделов Концепции, во многом зависит общий итог претворения документов, одобренных VI Съездом ТПП РФ и принятой в последующем Стратегии развития системы ТПП РФ до 2020 года. Хочу подчеркнуть, что во всех ветвях власти в той или иной степени поддерживаются наши инициативы о целесообразности расширения полномочий Палаты как одного из институтов оценки регулирующего воздействия нормотворчества на бизнес-процессы. Получив 4 года назад аккредитацию в качестве специализированной организации по проведению независимой экспертизы регламентов исполнения государственных функций, возложенных на федеральные органы исполнительной власти, ТПП РФ с тех пор подвергла оценке более 100 документов, выпущенных правительством, министерствами и ведомствами. Мы готовы незамедлительно приступить к оценке поправок, которые поступают из органов исполнительной власти в отношении законопроектов, готовящихся ко второму чтению в нижней палате парламента. Следующим шагом должна стать ревизия уже действующих нормативно-правовых актов, которые обернулись для законопослушных предпринимателей дополнительными издержками.

В наступающем году нас ожидает еще одно новшество: все ведомства будут обязаны на специальном сайте вывешивать подробные планы своей законопроектной работы, включая проекты федеральных конституционных законов, государственных и федеральных целевых программ, подзаконных актов, имеющих отношение к защите прав граждан, образованию и здравоохранению. А любая предпринимательская организация и любой бизнесмен может там же высказать свое мнение о полезности того или иного документа и если, к примеру, количество критических оценок достигнет определенного порога, то планируемые документы могут быть отклонены еще на стадии проекта. Какой вывод должны сделать члены Правления ТПП РФ? Он состоит в том, что по мере запуска нашего корпоративного проекта «Электронная ТПП» необходимо наладить систему формирования консолидированной позиции членов Палаты в отношении каждого правового акта, попадающего в фокус общественного обсуждения. Такая методика уже применяется в ряде развитых стран.

Предметом особого внимания Палаты, конечно, останется участие деловой общественности в подготовке окончательной версии проекта нового Гражданского кодекса РФ, вполне обоснованно именуемого «экономической конституцией». Как известно, в целях ускорения принятия этого документа парламентарии решили раздробить обновляемый кодекс на несколько тематических блоков, каждый из которых станет отдельным законопроектом. К сожалению, блоки, над которыми интенсивно работали эксперты Палаты, а это разделы о международном частном праве, интеллектуальной собственности, внешних правовых и о корпоративных отношениях, планируется принять не в первую, а во вторую очередь. Тем не менее ТПП РФ, как и другие предпринимательские объединения, поддерживает решение депутатов, полагая, что тем самым можно будет уделить больше внимания обсуждению действительно сложных и неоднозначных вопросов, не тормозя при этом принятие бесспорных норм.

Опираясь на депутатские группы, отстаивающие интересы отечественных товаропроизводителей, ТПП РФ настроена активно способствовать принятию законов, позволяющих подвести полноценную правовую базу под новую индустриализацию России. Отмечу, что прежде ярые приверженцы рыночного саморегулирования сейчас превращаются в сторонников государственной поддержки несырьевых отраслей и все чаще обращаются к наработкам Торгово-промышленной палаты о промышленной политике, подготовленным еще около 10 лет назад. К этому стоит добавить, что идеи реиндустриализации уже становятся повседневной хозяйственной практикой в высокоразвитых странах Запада. Многие зарубежные и отечественные экономисты призывают отказаться от распространенного и поверхностного противопоставления рыночной и плановой экономики, аргументировано доказывая, что успеха в глобальной конкуренции достигают лишь те страны, которые сумели обеспечить эффективное соотношение обоих этих элементов.

В числе нормативных актов, которым мы будем оказывать безусловную экспертную поддержку, следует выделить законопроект о Федеральной контрактной системе. Несмотря на прямое указание Президента России госзаказчикам – взять под особый контроль закупки дороже 1 млрд.рублей – наладить платный контроль в рамках действующего 94 федерального закона не удается. По данным Национальной ассоциации институтов закупок, в текущем году 57 процентов госконтрактов заключаются с единственным поставщиком фактически по начальной максимальной цене. Требует усовершенствования применяемая процедура общественного обсуждения сверхдорогих контрактов. Экспертное сообщество склоняется к тому, что федеральные предпринимательские объединения должны получить полномочия приостанавливать подозрительные закупки на основании совместных решений с ФАС или надзорными ведомствами.

Мы также будем ставить перед Правительством вопрос о расширении доступа малых предприятий к закупкам государственных заказчиков и корпораций с госучастием. В развитых странах сейчас, после кризиса, планка гарантированного участия малых фирм в госзаказе поднята до 23-25 процентов. На эту цифру должны ориентироваться и в России. Совместно с отраслевыми предпринимательскими объединениями мы будем работать над тем, чтобы «малышей» не обижали крупные частные компании. Пока что, надо честно признать, получается не очень хорошо. Участники недавно состоявшегося съезда Московской палаты, к примеру, крепко жаловались на федеральные торговые сети. По их мнению, несмотря на закон «О торговле», сетевики по части «общипывания» малых и средних предприятий превзошли госструктуры – на так называемые бонусы сетевым ритейлерам уходит 15-18 процентов месячного оборота, что в разы превышает совокупные выплаты кредиторам и налоговикам. О каком развитии можно говорить при такой ситуации? Эту проблему обязан взять на заметку и наш Комитет по потребительскому рынку в процессе доработки и применения совместно с отраслевыми предпринимательскими ассоциациями Кодекса добросовестных практик.

Благоприятная деловая среда не в последнюю очередь характеризуется доступностью предпринимателей к инвестиционным ресурсам. За полтора года, прошедшие после VI Съезда, инвестиционная проблематика уверенно перешла в разряд первостепенных забот Палаты России. Для этого имеются объективные предпосылки. Если по объему валового внутреннего продукта и производительности труда российская экономика вышла на дореформенные показатели 1990 года, то по уровню инвестиций в основной капитал «недобор» составляет 40 процентов. Это означает, что наша хозяйственная система в течение двух последних десятилетий работает фактически «на износ», за счет чрезмерной эксплуатации производственных мощностей, созданных в советское время. Параллельно с этим не удается остановить отток капитала, который за те же 20 лет составил астрономическую величину, равную 1 трлн. долларов. Не происходит ощутимых перемен в деле притока иностранных инвестиций. Более того, за январь-сентябрь текущего года он сократился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 14,4 процента.

В 2013 году нам предстоит завершить работу по формированию инвестопроводящей инфраструктуры и начать ее тестирование в «пилотном» режиме. При этом безусловный приоритет должен быть отдан продвижению проектов инновационной направленности в технологической, управленческой и социальной сферах. Нам нужно ввести в практику ежеквартальное проведение презентационных сессий лучших инвестпроектов, прошедших первичную оценку на уровне территориальных палат. Департаменту содействия инвестициям и инновациям следует подумать и о том, чтобы наши новые структуры – «Торгово-промышленный инновационный фонд» и «Фонд развития инновационного предпринимательства» развертывали свою деятельность при участии крупных отечественных и зарубежных корпораций.

В настоящее время бизнес предъявляет повышенный запрос на объективное и действенное правосудие. Поэтому важно постоянно заботиться о том, чтобы взаимодействие палат с судебными органами приводило к положительному влиянию отечественной правовой среды на предпринимательскую деятельность. Пока же в этом плане, как говорится, вопросов больше, чем ответов. Нас не могут не настораживать факты, прозвучавшие полгода назад на очередном Петербургском экономическом форуме, – только 10 процентов компаний заключают большую часть сделок по российскому праву, треть компаний предпочитают это делать в отношении от 10 до 50 процентов своих сделок. Вывод очевиден – пристрастие отечественного бизнеса к оффшорным юрисдикциям подогревается несовершенством инструментария судебной защиты, существующего у нас на родине.

Мы четко договорились с федеральным бизнес-омбудсменом Б.Ю.Титовым о совместном продвижении института третейского разбирательства при опоре на третейские суды, созданные при торгово-промышленных палатах. Будем вместе добиваться скорейшего принятия во втором и третьем чтениях нововведений в Закон «О международном коммерческом арбитраже». Правительством также поддержана инициатива бизнеса в течение следующего года подготовить предложения по совершенствованию законодательства о третейских судах. Они, в частности, определят требования к квалификации судей и качеству принимаемых решений, а также меры усовершенствования исполнения решений без необходимости получения подтверждения в арбитражах. Думаю, нет нужды объяснять, насколько это важно для поднятия авторитета третейских судов при торгово-промышленных палатах.

Предстоит более вдумчиво подойти к использованию лучших мировых методик досудебного урегулирования предпринимательских споров. Изучение вопроса показывает, что предприниматели в массе своей плохо знакомы с процедурой медиации, и даже сам этот термин, суть которого состоит в примирении участников возникшего спора, нередко путают с другой вещью – медитацией. А ведь это – проверенный во многих странах способ разгрузки арбитражных судов, находящихся в России в жесточайшем цейтноте от наплыва дел с коммерческой подоплекой. Так, в Германии при рассмотрении налоговых споров прохождение примирительных процедур носит обязательный характер. Так называемые органы внутренней апелляции разрешают большинство конфликтных ситуаций, и до судов в итоге доходит лишь 5 процентов дел. По-видимому, нам следует подумать об открытии на базе Международного института менеджмента для объединений предпринимателей ТПП РФ отделения по подготовке профессиональных медиаторов.

Центру арбитража и посредничества ТПП РФ дано поручение проработать вопрос о внесении дополнений в действующее законодательство об альтернативной процедуре урегулирования споров, предусматривающих расширение сферы посредничества для разрешения спорных ситуаций.

Кроме того, Центру предложено усилить консультативно-методическую помощь создаваемым и действующим при территориальных палатах органам по медиации, шире используя при этом интересные начинания, имеющиеся в ТПП Республики Башкортостан, Калининградской, Самарской, Пятигорской и других палатах.

С учетом возрастающего количества состязаний, связанных с проведением Олимпиады в Сочи, чемпионата мира по футболу 2018 года и других международных и внутрироссийских соревнований, а также недавних событий в околофутбольном мире, нам следует подумать как лучше задействовать возможности Спортивного арбитража при ТПП РФ для защиты интересов спортивных команд и их спонсоров из числа предпринимательских структур.

В современной обстановке, когда важнейшими институтами государства предпринимается решительное наступление на коррупцию, особое значение приобретают усилия Палаты по формированию эффективных механизмов партнерства власти и бизнеса в деле искоренения этого негативного явления. Масштабность разворачивающейся борьбы с казнокрадством, мздоимством, коммерческим подкупом иллюстрируют следующие данные МВД России: за 9 месяцев текущего года выявлено 45 тысяч преступлений коррупционного характера, установлено 10 тысяч должностных лиц, причастных к коррупционным схемам, 8 тысяч чиновников привлечено к уголовной ответственности.

Мы должны быть реалистами и настраиваться на то, что преодоление коррупции займет многие годы, если не десятилетия. Следует также учитывать, что коррупционные деяния становятся все более изощренными, на смену банальному конверточному взяточничеству приходят, если можно так выразиться, цивилизованные способы извлечения незаконных доходов, такие, как получение доли в бизнес-проектах или принуждение к перечислению средств в якобы благотворительные фонды.

Нельзя не видеть, что благодатной почвой для коррупционеров является произвол естественных и рукотворных монополий. В этой связи ТПП РФ поддерживает предложение Федеральной антимонопольной службы о разработке новой редакции закона о естественных монополиях в качестве составной части закона о защите конкуренции. Ныне действующее законодательство о естественных монополиях было принято еще в 1995 году и при его правоприменении возникают неразрешимые проблемы.

Не стану лишний раз в этой связи «пинать» ресурсопоставляющие организации. Сошлюсь на пример из транспортной отрасли – в прошлом году было удовлетворено в договорные сроки и нужном объеме только 35 процентов заявок на железнодорожные перевозки малых предприятий, что вдвое меньше аналогичного показателя для крупных компаний.

Борьба с коррупцией тесно связана с «зачисткой» российского рынка от некачественной и контрафактной продукции, а также защитой прав потребителей, которые наиболее часто нарушают представители жилищно-коммунального хозяйства, турбизнеса, банковского сектора и продовольственного ритейла. Остроту проблем подтверждает статистика Роспотребнадзора – в 2011 году по результатам проверок было выявлено 236 тысяч различных нарушений. Но это лишь вершина айсберга.

Учитывая складывающуюся ситуацию, в прошлом месяце в Госдуму был внесен проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Они касаются усиления ответственности бизнеса за продажу товаров и оказание услуг ненадлежащего качества, повлекших обман и ущемление прав потребителей, а также за непредоставление необходимой информации. Депутаты предлагают многократно – до 1 млн.рублей увеличить размер штрафов за такого рода правонарушения, а за повторные нарушения приостанавливать деятельность юридических лиц сроком на месяц или подвергать дисквалификации сотрудников компаний-нарушителей на срок до 1 года. Законопроект в целом и особенно обоснованность санкций должны быть подвергнуты дополнительной экспертной проверке.

Палатам следует держать под постоянным прицелом проблему противодействия рейдерству. К нам, в центр, поступают рапорты о снижении рейдерских волн, но факты свидетельствуют об ином тренде – в последнее время бизнесмены, подвергающиеся рейдерским атакам, предпочитают обращаться не в предпринимательские объединения, а в правозащитные организации, в том числе подпадающие под статус «иностранного агента» – «Мемориал», «Голос», Московская Хельсинкская группа и т.п. Почему так происходит, в общем-то понятно. Бизнесмены на местах ощущают свое бессилие перед синдикатом недобросовестных правоохранителей, чиновников, нотариусов и судей. Поэтому, в целях повышения доверия предпринимателей к нашей системе, ТПП РФ будет стремиться использовать в полной мере свое присутствие в Общероссийском народном фронте для упрочения диалога с государственной властью по защите законных интересов бизнеса. В течение 2013 года мы планируем провести расширенное заседание Правления ТПП РФ с участием представителей Генпрокуратуры, МВД, Следственного комитета, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, на котором рассмотреть комплекс проблем, связанных с феноменом, получившим название «силовое давление на бизнес».

К нему мы относим и так называемые «заказные» проверки, которые, при общем снижении их числа, тем не менее остаются излюбленным приемом подобраться к захвату чужой собственности. На ожидание коренных перемен настраивает в этом плане жесткое требование Президента из ежегодного Послания Федеральному Собранию: «… раз и навсегда отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике. Нужно исключить из системы права все зацепки, которые позволяют превращать хозяйственный спор в сведение счетов при помощи заказных уголовных дел».

Стратегия ТПП РФ нацеливает всю нашу систему на деятельное участие в решении одного из ключевых требований Президента страны – создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. С данным требованием тесно корреспондируются социальные приоритеты Палаты, определенные VI Съездом. Среди них мы должны самое пристальное внимание уделить повышению качества профессионального образования. В последнее время сломано немало копий вокруг всевозможных международных рейтингов университетов. Конечно, о достоверности некоторых из них существуют обоснованные сомнения.

В свете поручения Президента в адрес Правительства о разработке и внедрении в двухгодичный срок национальной системы оценки качества профессионального образования Комитету Палаты по содействию профессиональному и бизнес-образованию совместно с деловой и научно-педагогической общественностью следует проанализировать все «плюсы и минусы» высказываемых предложений о целесообразности введения во всех вузах страны аналога ЕГЭ для бакалавров. Тем более, что данное нововведение можно назвать таковым достаточно условно, так как в ведущих вузах Советского Союза (как и в зарубежных странах), студенты обязаны были сдавать государственные экзамены по целому ряду дисциплин. По мнению сотрудничающей с ТПП РФ Ассоциации негосударственных вузов России, введение действительно единого для всей высшей школы страны «ЕГЭ для бакалавров» при переходе на магистерский уровень обучения станет важным шагом на пути создания конкурентной среды в отечественном образовании.

В 2012 году Палата России действовала в условиях усиления интеграционных процессов на евразийском экономическом пространстве и присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Всем нам давно пора уяснить, что будущее отечественного бизнеса находится не в лабиринтах изощренного протекционизма, а в свободе доступа на мировые рынки. Недавно, к примеру, службой «Эксперт» было проведено эмпирическое исследование, которому предстояло выяснить – почему, в отличие от многих стран, у нас за последние 10 лет не появилось ни одной компании, выросшей из технологического стартапа до крупного игрока мирового уровня. Оказалось, что главным тормозом являются ограничения, мешающие выстроить емкие локальные рынки спроса на инновационную продукцию. Печально, что это происходит при наличии в России большой группы быстрорастущих компаний – так называемых «газелей», удельный вес которых в общей массе субъектов предпринимательства в России в 3-4 раза выше, чем в зарубежных государствах.

Хорошей стартовой площадкой для проникновения отечественного бизнеса на мировые рынки могут и должны стать Евразийское экономическое пространство и зона свободной торговли в рамках СНГ. В данной связи ТПП РФ считает возможным поддержать идею известного предпринимателя, президента Группы «Северсталь» Алексея Мордашова о целесообразности поэтапного принятия назревших изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Действительно, что мешает незамедлительно принять 200 уже полностью согласованных с партнерами поправок, а требующие дополнительной проработки с бизнес-сообществом еще около 200 норм принять со второго захода?

К сожалению, немаловажным сдерживающим фактором для выхода российских компаний на глобальное рыночное пространство выступает присущий многим нашим молодым бизнесменам заниженный индекс предпринимательской уверенности. Так, изначально настроены на экспорт своих товаров и услуг в нашей стране только 5 процентов учредителей новых малых предприятий, тогда как в Сингапуре таких 35 процентов, в Бельгии – 37, а в Объединенных Арабских Эмиратах – почти 40 процентов. Невольно вспоминается реприза известного юмориста: «Мы что, дурней сингапурцев, бельгийцев или арабов?». Закономерно поэтому, что за последний год мы стали гораздо больше внимания уделять молодежному предпринимательству. Сейчас Палата ведет переговоры с Агентством по страхованию экспорта о механизме включения в его программы зарубежных контрактов малых инновационных компаний вузов.

Основной круг проблем организационного укрепления системы ТПП РФ был рассмотрен на вчерашнем заседании Совета руководителей торгово-промышленных палат. Их обсуждение мы продолжим в рабочем режиме, во время мероприятий в федеральном центре и в регионе. И таких мероприятий в будущем году у нас запланировано большое количество.


Эксперт:  Катырин Сергей
Тематики:  Законотворчество /  Инвестиции /  Система ТПП РФ /  Экономика и бизнес /  Экономическая безопасность
Источник: ТПП РФ

К списку