Бизнес в очереди за правосудием
image description Бизнес в очереди за правосудием
21 февраля 2013г.
Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин поделился с "Трибуной" своим видением основных проблем и новых тенденций в бизнесе, экономике и законодательстве в 2013 году

- Сергей Николаевич, чего же нам все-таки не хватает, чтобы бизнес в стране чувствовал себя уверенно, развивался свободно и успешно, как в других странах?

- Если в двух словах, то не хватает "малости": надо закончить расчистку барьеров, которые препятствуют бизнесу работать и побеждать в честной конкурентной борьбе. Речь идет, естественно, не только о бюрократических препонах. Барьеры - это и тарифы, и монополизм, и немыслимой длины посреднические цепочки между производителем и потребителем, очень дорогие деньги, несовершенство законов и т.д.

В последние два-три года было сделано многое, но нам надо еще очень хорошо поработать, чтобы создать благоприятную среду для реализации предпринимательских амбиций наших граждан. Пока же по качеству делового климата, этому принципиально важному для будущего России критерию, наша страна все еще замыкает список мировых рейтингов, что не радует.

За последние семь лет 163 страны провели реформы, нацеленные на формирование более привлекательных условий для занятия предпринимательством. Нам на этом направлении тоже надо двигаться быстрее. Стремясь переломить ситуацию, ТПП РФ выступает партнером Агентства стратегических инициатив при разработке 22 "дорожных карт", предусматривающих радикальное упрощение административных процедур при регулировании бизнес-процессов.

Но планы имеют смысл, когда их выполняют. Сегодня Палата, как и другие предпринимательские ассоциации, весьма обеспокоена тем, что не полностью и с опозданием реализуются уже утвержденные правительством "дорожные карты". Примерно по трети намеченных пунктов министерства и ведомства серьезно отстают. Этому традиционно находится, конечно, тысяча объективных причин, но суть одна: отстаем, тормозим!

- Большому бизнесу, а он у нас в основном монополистический, и без "дорожных карт" привольно дышится.

- Во-первых, достойные условия ведения бизнеса нужны всем без исключения. Во-вторых, уже по определению главным выгодоприобретателем при улучшении деловой среды будет именно самый многочисленный бизнес - малый и средний. И это правильно, потому что малые и средние предприятия, прежде всего, и обеспечивают экономическое процветание в развитых странах.

Объем финансирования малого предпринимательства государством вырос в минувшем году почти на 30 процентов по сравнению с годом предыдущим и составил более 20 млрд рублей. Сегодня в малом бизнесе занято около четверти трудоспособного населения, и государство рассчитывает, что к 2020 году в нем будет работать не менее половины экономически активных граждан страны. Не так уж и много времени осталось, поэтому надо активно развивать малое предпринимательство, при чем, прежде всего, в производственной сфере - здесь с этим пока не очень хорошо, в отрасли социальных услуг и особенно в высокотехнологичной сфере - тут у нас появились в последние годы даже определенные конкурентные достоинства. В международном рейтинге вовлеченности трудоспособного населения в сектор информационно-коммуникационных технологий Россия передвинулась сразу на 15 позиций, что не может не радовать, и сейчас находится на 11-м месте в мире.

- Но проблем-то у малых немало.

- Общая ситуация далека от идеальной. Вот, например, с начала 2014 года основная масса малых предприятий снова будет вынуждена вернуться к 34-процентной шкале отчислений во внебюджетные социальные фонды. Может, правительственные финансисты забыли недавние уроки? Тогда непропорциональное усиление фискальной нагрузки на малый бизнес привело к тому, что девять из каждых десяти предпринимателей пошли на фактическое снижение зарплат персоналу. А 83 процента бизнесменов отказались от расширения бизнеса, 82 процента вернулись к прежним схемам: начали выплачивать часть зарплаты в конвертах. В итоге потери были у всех: у государства, бизнеса, людей... Палата предупреждала, что так, скорее всего, и будет.

- Что делать?

- Добиваться, доказывать, обращать внимание. Палата на всех уровнях убеждает власть, что чрезмерное обременение малого бизнеса налоговой нагрузкой - политика недальновидная, доказывает это цифрами, фактами, ведет соответствующий мониторинг. Работа эта сложная, не всегда благодарная, но нужная и серьезно помогающая предпринимательству.

Кстати, вот пример интересного подхода к налогообложению малого бизнеса: администрация Барака Обамы разработала план стимулирования национальной экономики, по которому владельцы малых предприятий, создающие новые рабочие места, могут рассчитывать на 50-процентное снижение налоговых выплат, а в ряде случаев ставка на фонд оплаты труда составляет всего 3,1 процента. Подсчитано, что этой льготой воспользуются 98 процентов малых предприятий Америки. Тут расчет на то, что активность бизнеса взбодрит экономику, а это позволит преодолеть кризис, повысит в итоге и налоговые поступления.

Но вернемся на нашу "грешную землю". Мы считаем также явно неуместными поступающие в Администрацию президента предложения об уплате малым бизнесом авансов для последующего зачисления их в налоговые платежи. Это, говорят сторонники, якобы позволит побороть теневую экономику. Такой практики нигде в мире нет, и ее введение будет означать лишь вымывание из компаний оборотных средств, в которых так нуждаются малые и средние предприятия.

Вот еще одна проблема. Минфин РФ декларирует, что Единый налог на вмененный доход до 2018 года будет добровольным, а затем возможна его полная отмена. Но проведенные с участием наших палат опросы показывают: до 70 процентов предпринимателей категорически настаивают на сохранении налога и впредь в качестве специального режима.

Безусловно, я обозначил только несколько из существующего сегодня множества вопросов. Поиск взаимоприемлемых для малого бизнеса и власти решений - дело непростое и обычно, к сожалению, небыстрое.

- Наверное, Палате на этом направлении не помешало бы расширение полномочий...

- Мы считаем, в частности, что более широкие полномочия нужны Палате как одному из институтов оценки регулирующего воздействия разрабатываемых законов на бизнес-процессы, то есть на предпринимательский, инвестиционный климат, на деятельность предпринимательства как важнейшей составляющей экономической жизни страны. Замечу, что сегодня в той или иной степени это наше стремление поддерживается всеми ветвями власти.

Так, Палата аккредитована для проведения независимой экспертизы регламентов исполнения федеральными органами исполнительной власти своих функций. Мы готовы также приступить к оценке поправок, предлагаемых органами исполнительной власти в законопроекты, готовящиеся ко второму чтению в нижней палате парламента. Следующим важным шагом должна стать ревизия уже действующих нормативно-правовых актов, которые, как показала жизнь, обернулись для законопослушных предпринимателей дополнительными издержками.

- Какой из готовящихся нормативных актов требует, по вашему мнению, особого экспертного внимания?

- Безусловно, законопроект о Федеральной контрактной системе. Несмотря на прямое требование президента России к госзаказчикам взять под особый контроль закупки дороже 1 млрд рублей, наладить плотный контроль в рамках ныне действующего законодательства не удается. По данным Национальной ассоциации институтов закупок, в минувшем году 57 процентов госконтрактов заключались с единственным поставщиком фактически по начальной максимальной цене. Как говорится, без комментариев!

В экспертном сообществе крепнет мысль о том, что федеральные предпринимательские объединения должны получить полномочия приостанавливать подозрительные закупки на основании совместных решений с ФАС или надзорными ведомствами.

Мы также ставим перед правительством вопрос о расширении доступа малых предприятий к закупкам государственных заказчиков и корпораций с государственным участием. В развитых странах сейчас, после кризиса, уровень гарантированного участия малых фирм в госзаказе поднят до 23-25 процентов. Было бы правильным и в России сделать так же.

- Бизнес остро нуждается в объективном и действенном правосудии...

- На очередном Петербургском экономическом форуме был приведен такой факт: каждая десятая компания заключает большую часть сделок по российскому праву; треть компаний - от 10 до 50 процентов сделок. Вывод следующий: отечественный бизнес часто выбирает оффшорные юрисдикции, и одна из причин этого - именно несовершенство нашего инструментария судебной защиты. Здесь еще работать и работать.

Крайне важно также, чтобы бизнес не стоял в очереди за правосудием; наши арбитражные суды давно находятся в жесточайшем цейтноте из-за наплыва дел с коммерческой подоплекой.

Мы четко договорились с федеральным бизнес-омбудсменом Борисом Титовым совместно продвигать институт третейского разбирательства при опоре на третейские суды, созданные в стране при торгово-промышленных палатах. Будем вместе добиваться скорейшего принятия во втором и третьем чтениях нововведений в Закон "О международном коммерческом арбитраже". Правительство поддержало инициативу бизнеса в течение этого года подготовить предложения по совершенствованию законодательства о третейских судах. Надо также изучать лучшие мировые методики досудебного урегулирования предпринимательских споров. Так, в Германии при рассмотрении налоговых споров прохождение примирительных процедур носит обязательный характер. Так называемые органы внутренней апелляции разрешают большинство конфликтных ситуаций, и до судов в итоге доходит лишь 5 процентов дел.

- Тема коррупции как таковой в России стала уже "общим местом"; поэтому хотелось бы спросить о конкретном ее проявлении: о рейдерстве, незаконных насильственных захватах чужого бизнеса. Хозяева многих высоких кабинетов в последнее время говорят, что рейдерства в стране стало меньше...

- И к нам в ТПП РФ поступает из регионов информация о снижении "рейдерской волны". Уточню: к незаконному силовому давлению на бизнес мы относим и так называемые "заказные" проверки; их тоже стало меньше, однако они по-прежнему остаются любимым способом подобраться к захвату чужой собственности.

Есть, однако, другой тревожный факт: в последнее время бизнесмены, подвергающиеся рейдерским атакам, предпочитают обращаться в правозащитные организации, в том числе подпадающие под статус "иностранного агента", - "Мемориал", "Голос", Московская Хельсинкская группа. Почему так происходит, в общем-то, понятно. Бизнесмены на местах ощущают свое бессилие перед синдикатом недобросовестных правоохранителей, чиновников, нотариусов и судей.

ТПП РФ намерена использовать и свое присутствие в Общероссийском народном фронте, чтобы активизировать диалог с властью для защиты законных интересов бизнеса. Комплекс проблем и новые пути их решения мы обязательно проанализируем на расширенном заседании Правления ТПП РФ с участием представителей Генпрокуратуры, МВД, Следственного комитета, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Будем работать...

Текст: Александр Бондарь, Андрей Ильин


Эксперт:  Катырин Сергей
Тематики:  Госзакупки /  Малый и средний бизнес /  Налоги /  Противодействие коррупции /  Система ТПП РФ /  Третейские суды /  Экономическая безопасность
Источник: Трибуна

К списку