Интересы предпринимательства — развитие страны
image description Интересы предпринимательства — развитие страны
1 марта 2013г.
Как раз накануне интервью нашему журналу президент ТПП РФ Сергей Катырин стал лауреатом премии «Персона года 2012» в номинации «Руководитель некоммерческой организации» (премия учреждена медиахолдингом «РБК» в 2001 году и вручается людям, добившимся выдающихся профессиональных результатов). Естественно, «Балтийский горизонт» поздравил Сергея Николаевича с этим событием.

За добрые слова и поздравления спасибо, — сказал собеседник. — То, что моя скромная персона была отмечена наградой, я воспринимаю прежде всего как высокую оценку работы нашего коллектива, всей системы ТПП страны.

Сложно ли быть президентом ТПП РФ?

Сложно и непросто. Это огромная ответственность не только перед коллективом самой Федеральной палаты, то есть ТПП РФ, но и перед коллективами региональных палат, дочерних предприятий. Наконец, это огромная ответственность и перед предпринимательским сообществом страны.

Представьте, пожалуйста, в цифрах систему ТПП.

Если кратко, то мы негосударственная структура, которая имеет самую разветвленную, охватывающую все регионы России сеть территориальных торгово-промышленных палат.

ТПП РФ объединяет 174 территориальные торгово-промышленные палаты. Это 81 палата в субъектах РФ и 93 — в муниципальных образованиях. В палаты входят более 48 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей страны. Членами ТПП РФ являются также более двухсот союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей; это хлебопеки, молочники, строители, аграрии, ювелиры, металлурги, машиностроители, текстильщики и так далее… У нас есть представительства за рубежом; работает более 70 деловых советов по сотрудничеству с зарубежными странами.

Интересы важнейших сфер производства и предпринимательства представляют более 30 комитетов ТПП РФ и более 1100 общественных экспертных формирований, созданных территориальными палатами. В составе комитетов работают представители предпринимательского, научного и экспертного сообществ, органов государственной власти.

Единая система торгово-промышленных палат, отлаженная деловая инфраструктура ТПП РФ в России и за рубежом, известный и признанный бренд, партнерские возможности ТПП РФ — это серьезный ресурс.

Как палата относится к идее саморегулирования? На ваш взгляд, оправдывает ли она себя?

Безусловно, саморегулирование — важный элемент экономики, основанной на рыночных принципах, современный, инновационный, коллективный метод управления отраслями экономики. Это подтверждает и иностранный опыт. К сожалению, по мнению экспертов, провозгласив саморегулирование в качестве инструмента развития той или иной сферы, государство не всегда готово учитывать интересы представителей отраслевого сообщества.

При этом очевидно, что введение саморегулирования дает положительные результаты. Так, например, в строительстве это позволило избавиться от большого количества фирм-однодневок и организаций, уже давно существовавших лишь на бумаге. Аналогичная тенденция наблюдается и в сфере аудита. Строительное сообщество имеет возможность принимать непосредственное участие в совершенствовании системы технического регулирования в области строительства, в разработке и актуализации сводов правил (СНиПов).

Но иметь в руках хороший инструмент вовсе не означает умения с ним в совершенстве обращаться…

Это правда. Трудности есть. Мы в палате создали Совет по саморегулированию предпринимательской деятельности. Остановлюсь на некоторых проблемных вопросах, над решением которых мы можем совместно поработать в ближайшее время.

Нужно совершенствовать систему саморегулирования; основной проблемой здесь остается деятельность так называемых коммерческих СРО. Они сводят на нет те положительные результаты, которых удалось добиться. Самое обидное, что специалистам прекрасно известны недобросовестные СРО, которые фактически занимаются всего лишь продажей свидетельств о допуске. Торговля допусками может вызвать очень серьезные негативные последствия. Полагаем, что государство должно сказать здесь свое веское слово. Это нарушение закона, и правоохранительные органы и прокуратура просто обязаны принимать соответствующие меры. Безусловно, национальные объединения, которые заинтересованы в «чистоте рядов» и обладают оперативной информацией о нарушениях законодательства саморегулируемыми организациями, должны обладать полномочиями для борьбы с недобросовестными СРО.

Далее. Поддержка малого бизнеса — один из приоритетов ТПП РФ. Поэтому мы поддерживаем инициативы о выделении средств, о реализации программы подготовки кадров для малых строительных компаний. С одной стороны, это позволяет снизить нагрузку на бюджеты небольших организаций, а с другой — способствует решению актуальной проблемы подготовки кадров для строительной отрасли. В палату поступают обращения о том, что взносы в компенсационный фонд строительных СРО слишком велики для малого бизнеса. Полагаем, что имеется серьезный резерв для снижения затрат малых строительных предприятий за счет уменьшения размера этих взносов, и предлагаем подумать над законодательным решением данного предложения.

А есть ведь еще и административное давление на бизнес, особенно заметное в строительной отрасли.

Согласен, именно в строительной отрасли административные барьеры особенно неприятны. Это и затянувшиеся сроки возведения жилья, и дополнительные затраты строителей, и непосильная для большинства людей стоимость квадратного метра, и многое другое, усложняющее жизнь нашим людям.

Национальное объединение строителей (ее президент Ефим Басин является также председателем нашего Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства) и Институт экономики города в середине минувшего года закончили масштабное исследование административных барьеров в жилищном строительстве. Мониторинг проводился в 43 городах России; анализировались количество процедур, стоимость их осуществления и сроки. Полученные данные оказались очень показательными.

Так, для получения разрешения на строительство и в ходе самого строительства стандартного 200-квартирного дома у нас нужно пройти примерно 98 процедур. Они занимают 946 дней, стоят более 20 млн рублей, и при этом только треть процедур — федерального уровня. Остальные, на которые уходит более 700 дней, — это дополнительные и, как правило, избыточные, то есть, по сути, лишние процедуры, разработанные местными властями.

Огромное количество времени и сил уходит на процедуры, связанные с решением таких проблем, как подключение к газо-, тепло- и электросетям, на преодоление различных процедурных «рогаток», разработанных местной администрацией. Это долгий временной круг, немалые дополнительные затраты, потому что приходится для ускорения принятия и оформления решений, кроме прочего, учитывать и расходы на «коррупционный налог».

Понятно, почему в мировом рейтинге инвестиционной привлекательности Всемирного банка Doing Business — 2012 по скорости подключения построенных объектов к энергоснабжению мы, страна с огромными ресурсами и возможностями, заняли в прошлом году малопочетное 183-е место. А по доступности получения разрешения на строительство — столь же малопочетное 178-е...

Неслучайно одной из первых «дорожных карт», разработанных в рамках деятельности Агентства стратегических инициатив, стала карта по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства — в ней прописаны все мероприятия для достижения нормальной ситуации. В сущности, необходимо сокращать административные процедуры начиная с этапа землеустроительной и градостроительной подготовки и заканчивая этапом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости.

Как на российской строительной отрасли сказывается вступление России в ВТО?

В целом российские строители не должны пострадать от последствий вступления России в ВТО. Да, на российский строительный рынок намерено войти и войдет большое количество новых иностранных компаний. Они будут обязаны подчиняться нашим национальным правилам и законам, вступать в саморегулируемые организации и получать свидетельства о допуске к видам работ. Тут никаких преференций ни у кого нет и быть не может.

Напомню, что и до вступления в ВТО сотни иностранных строительных компаний успешно работали в России. Теперь их будет с каждым годом становиться больше, конкуренция усилится. Это с самого начала было ясно. А конкуренция нужна. Если ее нет, то выигрывают и процветают те, кто может использовать властные и бюрократические ресурсы; появляются монопольные игроки, устанавливающие монопольно высокие цены. Примеров этого множество, особенно в нашем строительстве. В таких условиях любая национальная экономика рано или поздно начнет тормозить и отставать со всеми вытекающими из этого печальными последствиями для страны и общества. Безусловно, монополию одним вступлением в ВТО не уничтожить, явление это многосложное, для борьбы с ним необходимо прежде всего постоянно совершенствовать законодательство и строго его соблюдать. Но честная конкуренция — очень важный элемент противодействия.

По условиям нашего вступления в ВТО российские отрасли экономики имеют несколько лет льготного переходного периода, чтобы приспособиться к новым условиям. Поэтому главное — не терять времени, не надеяться на российское «авось пронесет». Не пронесет. Мы уже в ВТО, условия работы обязательно будут меняться, а как и когда меняться — можно узнать, заглянув в соответствующие документы, в которых четко прописан каждый шаг переходного периода.

Сегодня российские строители по производительности труда отстают от своих зарубежных коллег в несколько раз. Придется наверстывать, работать более дисциплинированно, сокращать сроки строительства, использовать более новые материалы и технологии, наконец, повышать качество. Без этого никуда. Без этого легко можно разориться, проиграть и уйти с рынка. Но нужно ли винить в этом только ВТО?

Однако своим помогать все равно нужно…

Безусловно, нужно, но в рамках требований ВТО. К сожалению, у нас сегодня крайне мало специалистов, хорошо знающих, как можно двигаться по территории ВТО, как использовать преимущества и минимизировать влияние имеющихся ограничений. Поэтому первая помощь бизнесу — это ускоренная и качественная подготовка таких специалистов, которые способны помочь создать соответствующий благоприятный климат для бизнеса, чтобы использовать все наши преимущества.

Должен сказать, что, по мнению палаты, интересы малого бизнеса в стратегии нашего присоединения к ВТО тем не менее были учтены недостаточно. Поэтому нужно системно поддержать малое предпринимательство, иначе оно может оказаться в невыгодном положении в собственной стране по сравнению со своими конкурентами — небольшими иностранными компаниями, которые начинают входить на российский рынок. У них возможности больше хотя бы уже потому, что на Западе другая стоимость кредитов, совершенно другие возможности доступа к «длинным» деньгам, чем в России. Эту «материальную проблему» надо решить обязательно.

Россия, вступая в ВТО, не подписывала договора о госзаказе. Палата много раз говорила, что это означает одно: мы можем, нет — мы обязаны создавать определенные преференции для российских товаропроизводителей, особенно малых и средних, при размещении государственного заказа. Но при этом надо четко определять, кто российский производитель, а кто — нет. Критерий здесь простой: товар компании должен в значительной части состоять из чисто российских компонентов. Тот, кто «производит» при помощи отвертки, скручивая в одно целое присланные из-за границы узлы, к российским производителям причисляться в этом случае не может.

Целесообразно также особое внимание обратить на размещение государственных заказов. По данным Минэкономразвития РФ, госзакупки ежегодно составляют около 6 триллионов рублей; по сути, это есть регулярное крупнейшее государственное инвестирование в экономику, в развитие предпринимательства. У малых предприятий, считаем мы, должен быть более широкий доступ к закупкам госзаказчиков и корпораций с государственным участием. В развитых странах им сегодня гарантируют уровень участия в госзаказе на уровне 23—25 процентов. Мы не должны отставать.

Уже эти несколько названных шагов могут серьезно поддержать предпринимательство в переходный период (а это и три, и пять, и шесть лет — в зависимости от отрасли), чтобы наш бизнес мог собраться с силами и адаптироваться к ВТО.

Далее. На базе Центра международной торговли (ЦМТ на Краснопресненской набережной в Москве) мы открыли деловой центр «Россия в ВТО», чтобы помочь бизнесу разбираться в проблемах ВТО. Собираем и анализируем вопросы от предпринимателей. Договорились с ведущими министерствами и ведомствами, институтами, исследовательскими центрами, которые готовы оперативно реагировать на возникающие у бизнеса проблемы, подсказывать, как их грамотно решать.

Центр дает возможность предпринимателю из любой точки страны задать вопрос и получить ответ, комментарий, подсказку от компетентных специалистов. «По ходу событий», на основании анализа вопросов мы всегда готовы обратиться к руководству государства с предложениями, как можно и нужно реагировать на те или иные риски, на проблемы, которые будут возникать и о которых будут сообщать предприниматели. Мы нацелили на это всю нашу систему, все 174 региональные палаты.

И вот что я хочу при этом сказать. Россия уже в ВТО, ничего особо страшного для бизнеса пока не случилось, и мы стали замечать: очень многие уже успокоились, продолжают работать по старинке, предполагая, что так и дальше будет. Это близоруко, неправильно. Надо перестраиваться, учиться, готовиться. Тем, кто упустит, проспит переходный период, поздно будет креститься, когда гром грянет.

Сергей Николаевич, как обычно строится ваш рабочий день?

Думаю, так же, как у всех занятых людей. Дела, как правило, расписаны заранее. Рабочий день начинаю обычно в 8 — в 8.30 утра, заканчиваю в 9—11 часов вечера. Есть мероприятия общего характера — конференции, форумы, переговоры. Каждый день много индивидуальных деловых встреч. Много командировок.

Утром, пока не начались обычные заботы, стараюсь разобраться с документами; если надо — готовлюсь к предстоящим мероприятиям. Обязательно знакомлюсь с обзором прессы — надо владеть информацией.

Периодически бывают внеплановые встречи и мероприятия, совещания. Это всегда непросто — надо менять установленный график. К тому же я очень не люблю опаздывать, стараюсь всегда приезжать заранее. Внеплановая встреча, неожиданное совещание в этом плане — беда; московские пробки — это что-то немыслимое.

А как распоряжаетесь свободным временем?

Свободное время — это, как правило, воскресенье. Люблю играть в хоккей. Есть команда таких же любителей, как и я; в идеале надо тренироваться три раза в неделю, но так у меня получается редко. Как правило, выхожу на лед утром в воскресенье; а в течение недели — это уже как получится.

В новогодние каникулы езжу в горы кататься на сноуборде. Изредка в выходной хожу на лыжах с супругой, впрочем, это нам редко удается. Ну а оставшееся свободное время безраздельно принадлежит двум моим внучкам…

Телевизор, книги?

Телевизор — это новости, иногда фильмы. Книги читаю обязательно; в основном в самолете, возвращаясь из командировок; когда летишь на встречу, мероприятие — не до чтения; надо готовиться к предстоящему событию.

А что сейчас читаете?

Только что закончил читать книгу Владимира Успенского «Тайный советник вождя». Вещь объемная, но интересная; автор представляет любопытный взгляд на исторические события. Недавно прочитал «Золото бунта» Алексея Иванова — интересно, хотя мне больше по душе «Сердце Пармы» этого же автора. Периодически читаю Дину Рубину; ее считают сегодня «модной писательницей», но меня, естественно, привлекает не это, а содержание ее книг.

Вы были замечены в театрах…

Ничего удивительного: люблю театр. Со временем у меня постоянные проблемы, поэтому у нас в семье за организацию «театральной жизни» отвечает жена, за что я ей очень благодарен. Не могу сказать, что я верный поклонник какого-то одного театра; жизнь театральная волнообразная. Был «ленкомовский» период, теперь вот после долгого спада начался очевидный серьезный подъем у коллектива «Маяковки». Очень сильный театр у Олега Табакова. Есть из чего выбрать, вот если бы только было немного больше свободного времени. Очень интересны стали многие антрепризные спектакли, некоторые из них просто замечательны... Есть возможность от души посмеяться, есть повод задуматься. Точно так же, как это бывает и в жизни.

Текст: Александр Бондарь

Журнал "Балтийский Горизонт" № 1(9) февраль-март 2013


Эксперт:  Катырин Сергей
Тематики:  ВТО /  Госзакупки /  Малый и средний бизнес /  Система ТПП РФ /  Экономическая безопасность
Источник: Балтийский Горизонт

К списку