Сроки вступления в силу законов в области «регуляторной гильотины» следует перенести, считают в ТПП РФ
image description Сроки вступления в силу законов в области «регуляторной гильотины» следует перенести, считают в ТПП РФ
8 мая 2020г.

Принятие системных законов в области «регуляторной гильотины» должно следовать известному принципу: семь раз отмерь – один раз отрежь, считает председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев, рассказавший о последних инициативах в этой сфере:

- Системные для предпринимательского сообщества проекты федеральных законов № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» были внесены Правительством Российской Федерации в «пакете» в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности и в целях реализации механизма «регуляторной гильотины» и приняты Государственной Думой ФС РФ в первом чтении 17.04.2020.

Учитывая значимость законопроектов для предпринимательского сообщества и бизнес-климата в целом, а также для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг, представляется крайне важным учесть многочисленные существенные замечания и предложения по ним, в т.ч. ранее направленные ТПП РФ в Госдуму ФС РФ. Нормы законов должны быть понятными и доступными для промышленности, четко прописанными и содержать минимум отсылочных норм к подзаконным актам. Обеспечение высокого уровня правового регулирования позволит исключить коррупционные риски и возможные злоупотребления со стороны проверяющих органов.

В качестве принципиальных и существенных замечаний необходимо отметить отсутствие увязки законопроектов между собой, отсутствие (или различные трактовки) целого ряда основных терминов и определений («охраняемые федеральными законами ценности», «контроль» и «надзор», «граждане, осуществляющие деятельность, в отношении которой установлены обязательные требования» и т.д.), отсутствие четкого перечня субъектов регулирования законопроектов и видов их ответственности, недостаточную проработку перечней видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, необоснованное наделение полномочиями по проведению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля государственных корпораций и публично-правовых компаний, отсутствие регионального государственного контроля (надзора) по предметам исключительного ведения субъектов РФ, отсутствие механизма установления случаев принятия обязательных требований нормативными правовыми актами субъектов РФ, отсутствие механизма разрешения конфликтов между противоречащими друг другу обязательными требованиями и т.д.

Необходимо увязать законопроекты между собой, исключить любые оценочные понятия, не имеющие четкого определения: «разумность», «оперативность», «добросовестность», «соразмерность» и т.д.

Проектная норма законопроекта «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», устанавливающая возможность для некоторых групп лиц полного или частичного отказа от применения обязательных требований, вступает в противоречие с декларируемыми в проекте принципами установления обязательных требований, исключающими возможность их избирательного применения.

Законопроект «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определяет, что «порядок установления обязательных требований к продукции…определяется Договором о Евразийском экономическом союзе…, а также законодательством Российской Федерации о техническом регулировании» (часть 3 статьи 2 законопроекта). Вмести с тем, законопроект вводит положения не только в части установления обязательных требований, но и в части их вступления в силу (статья 4 законопроекта), оценки их законности, обоснованности, правовой определенности и системности (статьи 5, 6 и 7 законопроекта), порядок их публичного обсуждения (статья 10 законопроекта), порядок их правовой экспертизы (статья 12 законопроекта) и оценки применения (статья 13 законопроекта). При установлении данных положений в законопроекте не учитывается специфика технического регулирования. При этом данные положения, а также особый порядок экспертизы технических регламентов, установлены в соответствии с Соглашением ВТО о технических барьерах в торговле федеральным законом «О техническом регулировании» и Договором ЕАЭС, которые не предусматривают экспериментальных правовых режимов (статья 14 законопроекта) и издание официальных разъяснений обязательных требований (статья 15 законопроекта). Положение Договора ЕАЭС о том, что «технические регламенты ЕАЭС имеют прямое действие на территории Союза, не учтено в тексте законопроекта.

Законопроект «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» разработан во исполнение подпункта «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № Пр-294, в котором сказано: «…обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора)…». При этом в законопроекте (статья 17) установлено, что «Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года обеспечивается признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования и вступивших в силу до 1 января 2021 года». Необходимо привести статью 17 законопроекта в соответствие с указанным Поручением Президента России.

В законопроектах отсутствуют положения, реализующие принцип участия общественных институтов, в т.ч. ТПП РФ, в процедуре формирования и мониторинга обязательных требований, а также контрольно-надзорной деятельности, а также возможности влияния общественно-публичных форм и институтов на принятие нормативных актов и на текущую деятельность регулирующих и контрольно-надзорных органов.

Оба законопроекта должны вступить в силу (по основным требованиям) с 01.01.2021.

Необходимо увязать сроки вступления в силу законопроектов со сроками принятия изменений в другие федеральные законы и нормативно-правовые акты в данной сфере в связи с принятием законопроектов. Так, например, в связи с принятием законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» необходимо отменить (в целом или отдельные положения) 77 федеральных законов и внести изменения в 82 федеральных закона, а также разработать 20 актов Правительства РФ и отменить 18 актов Правительства РФ).

Внесение такого большого объема изменений в законодательство требует не только необходимого времени на отработку и согласование положений законодательных и нормативных правовых актов, но и существенного времени на подготовку регуляторов и субъектов предпринимательского сообщества к функционированию в условиях принципиально нового законодательного поля в области установления обязательных требований и контроля за их соблюдением.

Учитывая сложность экономической ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимая во внимание меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривающие надзорные каникулы до конца 2020 года, сложность перехода к принципиально новым механизмам установления обязательных требований и надзору за их соблюдением, необходимо перенести, как минимум на год, сроки вступления в силу указанных законопроектов. Данные предложения были озвучены 22.04.2020 Президентом ТПП РФ С.Н.Катыриным в интервью агентству ТАСС.

Источник: https://video.tpprf.ru/novosti/news/5799/



Эксперт:  Пугачев Сергей
Тематики:  Законотворчество /  Контроль/надзор
Источник: ТПП-Информ

К списку