О мерах по «запуску» египетской экономики
image description О мерах по «запуску» египетской экономики
14 мая 2020г.
Эксперт Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции
и внешнеэкономической деятельности Сергей Волков


В отличие от многих африканских стран, которые уже вышли на «плато» пандемии COVID-19 и приступили к поэтапному снятию социально-экономических ограничений, Египет еще не добился стабилизации роста количества заболевших.

Тем не менее, правительство страны активно разрабатывает меры по преодолению негативного воздействия пандемии на египетскую экономику, которое оказалось весьма значительным. Так, индекс деловой активности PMI рухнул с 44,2 в марте 2020 до 29,7 в апреле с.г, что стало самым низким показателем с апреля 2011 года.

Принятие решений о возобновлении и активизации экономической жизни в Египте увязывается с требованиями о принятии бизнесом  строгих мер безопасности здоровья занятых в цепочке хозяйственной деятельности с целью избежать обострения вспышки коронавирусной инфекции в стране.

Одним из первых решений в данном направлении стало поручение президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси от 3 мая с.г. о возобновлении строительства новой административной столицы Египта. В результате приостановки этой самой грандиозной в Египте стройки, расположенной в 45 километрах к востоку от Каира, сдача объектов под государственные учреждения уже перенесена с 2020 на 2021 год.

После 45 дневного перерыва с 1 мая возобновили свою работу каирские уголовные суды. Теперь два раза в неделю они в исключительных случаях начнут рассматривать срочные дела.

В начале мая на основе предложений Федерации торговых палат и Палаты гостиничных учреждений Египта в правительстве был рассмотрен  план и условия по открытию гостиниц пока только для внутреннего туризма (как ожидается, негативное воздействие мировой конъюнктуры на туризм окажет особо пагубное влияние на египетскую экономику в целом, поскольку этот сектор, в котором в 2019 г. было создано 12% ВВП страны, обеспечивает работой 10% всех занятых в Египте).

План предусматривает комплекс профилактических мер в отелях при приеме и размещении гостей (уровень заполняемости предлагается установить не более 25% в мае и не более 50% в июне), внутреннем контроле за безопасностью продуктов питания и напитков, работой прачечных, бассейнов, пляжей и тренажерных залов и др. В вопросах организации ресторанного питания предусматривается: запрет на использование шведского стола и обслуживание только по заранее определенному меню; запрет на пользование кальянами; измерение температуры всем посетителям; расположение столов на расстоянии не менее двух метров друг от друга; акцент на использование одноразовой посуды; обеспечение каждого обеденного стола дезинфицирующими средствами.

Однако решение об открытии внутреннего туризма пока не принято. Но даже в том случае, если в ближайшее время гостиницы получат разрешение открыть свои двери для египтян, вряд ли можно ожидать значительного заполнения отелей даже во время предстоящего в 20-х числах мая праздника Ид-аль-Фитр  (Ураза-байрам  – праздник разговения после окончания Рамадана). Вместе с тем, хотя данный шаг никоим образом не решит проблем туристической отрасли Египта, это может стать неплохой рекламой в случае открытия международного авиасообщения.

В условиях быстрого сокращения международных резервов (в марте-апреле с.г. резервы снизились на 8,5 млрд. долл. США и составили 37,0 млрд. долл. США), правительство и Центральный банк Египта активизировали усилия по привлечению иностранных кредитов. Самым крупным из них станет одобренная 11 мая с.г. исполнительным советом МВФ чрезвычайная финансовая помощь в размере 2 772 млн. долл. США (100 процентов египетской квоты в Фонде) в рамках инструмента быстрого финансирования.

Получение помощи МВФ открывает перед Египтом возможность для начала переговоров с другими международными финансовыми организациями и странами-кредиторами о предоставлении дополнительной финансовой поддержки для покрытия дефицита платежного баланса и поддержания макроэкономической стабильности.

Несмотря на предпринимаемые египтянами меры, разворачивающийся в настоящее время мировой экономический кризис, «спусковым крючком» которого стала пандемия COVID-19, не может не отразиться на российско-египетском торгово-экономическом сотрудничестве.

В числе других стран Египет в целях увеличения запасов продовольствия и удовлетворения внутреннего спроса приостановил экспорт ряда продовольственных культур. Аналогичные меры были приняты и в России, которая с 26 апреля с.г. до 1 июля приостановила экспорт зерна за пределы стран Евразийского экономического союза, поскольку установленная ранее экспортная квота на второй квартал с.г. была уже либо отгружена, либо законтрактована. Египет же является ведущим импортером пшеницы из России, которая составляет основу наших поставок в эту африканскую страну.

Нельзя также исключать и некоторых задержек в реализации трех крупнейших на Африканском континенте российско-египетских проектов: строительстве АЭС «Дабаа» (начало заливки бетона в основание первого блока станции намечалось на середину 2020 г.), создании российской промышленной зоны в районе Порт-Саида и поставке 1300 пассажирских вагонов стоимостью 1 016 млн. евро, договор о финансировании закупки которых вступил в силу в апреле 2020 года.

В 2019 году товарооборот России с Египтом составил 6 246 млн. долл. США, российский экспорт – 5 765 млн. долл. США, импорт из Египта – 480 млн. долл. США. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё составили 25,5% от всего объема экспорта России в Египет.

Источник: https://www.gosrf.ru/regionsnews/o-merah-po-zapusku-egipetskoj-ekonomiki/




Эксперт:  Волков Сергей
Тематики:  Египет /  Торгово-экономические отношения
Источник: Регионы России

К списку