Реформирование законодательства в таможенной сфере
image description Реформирование законодательства в таможенной сфере
22 мая 2020г.
Председатель Совета по таможенной политике Георгий Петров

ФТС России планомерно проводит работу по реформированию законодательства в таможенной сфере. Благодаря такому инструменту, как оценка регулирующего воздействия, деловые круги и эксперты Совета ТПП РФ по таможенной политике (Совет) имеют возможность участвовать в этой работе и вносить коррективы в проекты нормативных и законодательных  актов, разрабатываемых ФТС России и Минфином России. 

В качестве позитивных для бизнеса результатов такой работы можно привести успешное внедрение ФТС  России технологии совершения таможенных операций без непосредственного участия должностных лиц – автоматической регистрации деклараций на товары (далее – ДТ) и автоматического выпуска товаров, которая позволяет сократить время совершения таможенных операций (авторегистрация осуществляется в среднем в течение 3 минут, автовыпуск – 5 минут). Также участники ВЭД приветствуют внедрение технологии декларирования товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, возможность предоставления электронных банковских гарантий и многое другое.

Однако некоторые из разрабатываемых проектов вызывают серьезную озабоченность. В качестве примера можно привести разработку проекта закона о внесении изменений в Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается установить для перевозчиков («лица, осуществляющие доставку в качестве экспресс-грузов товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли») обязанность вносить авансовые платежи в размере 1 миллион евро для уплаты таможенных пошлин физическими лицами, для которых экспресс-перевозчик доставляет эти товары из иностранных интернет-магазинов. Обязанность эта не зависит от того, будет ли таможенные пошлины уплачивать экспресс-перевозчик по поручению получателя – физического лица, либо получатель предпочтет уплатить их самостоятельно.

По мнению заинтересованных участников рынка, предлагаемая сумма неснижаемого остатка авансовых платежей для совершения таможенных операций в отношении товаров, приобретаемых физическими лицами для личного пользования,  является ничем необоснованной и чрезмерно высокой. 

Кроме того, эта  сумма должна быть выведена из оборота компаний и находиться  на едином лицевом счете экспресс-перевозчика постоянно, т.е.  в случае использования части средств, пополняться. 

При этом в среднем стоимость посылок, доставляемых физическим лицам экспресс-перевозчиками, по экспертной оценке составляет не более 100 евро, т.е. в соответствии с действующим законодательством не превышает беспошлинный порог.

Также важно учитывать то, что экспресс-перевозчики являются одновременно таможенными представителями и в соответствии с действующим законодательством уже вносят обеспечение в размере 500 тысяч  евро.

По мнению заинтересованных участников рынка,  требование о внесении  дополнительного обеспечения  в размере 1 млн. евро станет существенным обременением даже  для крупных компаний – перевозчиков,  вследствие чего может привести к  уходу с рынка большинства компаний, осуществляющих  только экспресс - перевозки товаров для физических лиц, и, соответственно, сокращению налоговых поступлений в бюджет государства. 

В результате такая ситуация приведет к тому, что экспресс-перевозки будут осуществляться только одной или двумя крупными компаниями, что приведет к монополизации рынка. Это уже не первая попытка ввести для экспресс-перевозчиков дополнительные обременения в виде авансовых платежей. Возражения против введения авансовых платежей в рамках оценки регулирующего воздействия высказывались не только ассоциацией экспресс-перевозчиков и ТПП России, но и другими объединениями российских предпринимателей (РСПП,  «Деловая Россия», ОПОРА России).

 



Эксперт:  Петров Георгий
Тематики:  Законотворчество /  Таможня
Источник: ТПП РФ

К списку