Андрей Курушин комментирует ситуацию, сложившуюся в транспортном комплексе в связи с пандемией коронавируса
image description Андрей Курушин комментирует ситуацию, сложившуюся в транспортном комплексе в связи с пандемией коронавируса
10 июня 2020г.

Генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, эксперт Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Андрей Курушин комментирует ситуацию, сложившуюся в транспортном комплексе в связи с пандемией коронавируса и предлагает ряд мер по улучшению ситуации, в том числе, чтобы количество водителей значительно не сократилось.

Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации уже реализуется масштабный комплекс мер государственной поддержки бизнеса, по мнению отраслевого транспортного сообщества необходимо принять дополнительные решения, которые будут способствовать уменьшению негативных последствий для сектора международных автомобильных перевозок и снижению издержек предприятий автотранспорта в складывающихся непростых условиях.

В частности, необходимо решить актуальные вопросы в области международных перевозок по:

– снижению лизинговой нагрузки за счет субсидирования полностью или частично лизинговой ставки из бюджетных источников при внесении лизинговых платежей;

– отмене транспортного налога или существенному снижению ставки данного налога для грузовых транспортных средств полной массой свыше 12 тонн, осуществляющих международные автоперевозки;

– сохранению  налогового режима в виде ЕНВД на 2021 г. и среднесрочную перспективу;

– созданию условий для обновления подвижного состава международных автоперевозчиков;

– обеспечению консульскими учреждениями иностранных государств бесперебойной визовой поддержки российских профессиональных водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки.

Принятые к настоящему времени меры государственной поддержки предприятий наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции не распространяются на лизинговые платежи. При этом для организации как внутрироссийских, так и международных перевозок используются, как правило, большегрузные транспортные средства, имеющие высокую стоимость. Приобретение такого подвижного состава осуществляется преимущественно на условиях договора лизинга или за счет использования кредитных ресурсов. В текущих условиях у подавляющего количества предприятий автотранспорта возникла необходимость получения отсрочки на внесение платежей по договорам лизинга и кредитования.

В отношении договоров кредитования этот вопрос был отрегулирован постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 410.  В отношении же договоров лизинга решение до настоящего времени не принято. В целях поддержки автотранспортных компаний необходимо предусмотреть субсидирование процентной ставки по договорам лизинга автотранспортных средств для уменьшения в 2020 г. лизинговых платежей хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом.

В настоящее время автотранспортные компании получили временную отсрочку на уплату отдельных налоговых и других обязательных платежей, введены кредитные каникулы. Однако для успешного их функционирования, в т.ч. после завершения карантинных мер необходимо принятие дополнительных решений, направленных на снижение фискальной нагрузки на предприятия автотранспорта. Особое значение принятие таких мер будет иметь для автотранспортных компаний, осуществляющих международные перевозки, которым придётся конкурировать в еще более жестких условиях с иностранными компаниями соседних стран, в т.ч. с перевозчиками ЕАЭС.

Одной из мер, которая поможет снизить финансовую нагрузку на автотранспортные компании, осуществляющие международные и межрегиональные грузовые перевозки, могла бы стать отмена транспортного налога в отношении большегрузных транспортных средств. Специальный порядок зачета сумм транспортного налога в отношении транспортных средств полной массой свыше 12 тонн действовал в течение налоговых периодов 2016 – 2018 гг. в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 249-ФЗ. Начиная с 2019 года, данный порядок был отменен, владельцы большегрузных транспортных средств обязаны вновь уплачивать транспортный налог в полном объеме.

Взимание данного налога, в частности, не предусмотрено в Республике Беларусь, а в Казахстане размер налога для большегрузных транспортных средств в среднем в 7-10 раз ниже, чем в России. Автоперевозчики этих стран являются одними из главных конкурентов российских автотранспортных компаний на рынках Европы и Азии. Учитывая, что транспортный налог является региональным налогом, подобная льгота могла бы устанавливаться на уровне субъектов Российской Федерации. Но в условиях дефицитного исполнения бюджетов многих субъектов Российской Федерации они отказывают автотранспортным предприятиям в предоставлении каких-либо льгот по его оплате.

Кроме того, у многих автотранспортных компаний вызывает беспокойство предусмотренная Федеральным законом от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ отмена с 1 января 2021 года специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Одним из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого может применяться этот налоговый режим, является оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов. Для возможности его применения парк подвижного состава транспортных компаний не должен превышать 20 единиц.

Высокая востребованность ЕНВД предприятиями автотранспорта обусловлена целым рядом факторов: простота и удобство исчисления суммы налога, возможность ведения налоговой отчетности в упрощенной форме, удобство администрирования уплаты налога налоговыми органами и, соответственно, низкий уровень рисков возникновения претензий с их стороны к налогоплательщикам.

Отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. повлечет за собой дальнейшее повышение фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, занятые в различных сферах деятельности, а также дополнительные издержки, связанные с переходом на иные режимы налогообложения, что приведет к негативным последствиям в экономической сфере.

В связи с этим, налоговый режим в виде ЕНВД необходимо сохранить на среднесрочную перспективу, и одновременно провести работу по модификации других специальных налоговых режимов таким образом, чтобы уровень налоговой нагрузки при переходе с ЕНВД на альтернативные налоговые режимы не увеличивался.

Для того, чтобы успешно конкурировать со своими зарубежными коллегами отечественные международные автоперевозчики должны использовать современные технически совершенные, экономичные и экологичные транспортные средства.

В странах Евросоюза, который является одним из ключевых торговых партнеров РФ, парк  транспортных средств, начиная с сентября 2015 г., пополняется исключительно автомобилями  экологического класса Евро 6.

При этом у российских международных автоперевозчиков техника экологического класса 6 практически отсутствует. Серийный выпуск седельных тягачей этого класса на территории страны не осуществляется. Транспортные средства, приобретаемые у дилеров иностранных производителей, имеют высокую стоимость, в составе которой учитывается, в том числе утилизационный сбор. С 2020 года этот сбор был увеличен в 1,7 раз – примерно до 12 тыс. евро, что в несколько раз превышает размер таможенной пошлины для такой техники.

Финансовое состояние большинства российских автопредприятий в период пандемии ухудшилось, в связи с чем возможностей для приобретения ими новой техники стало еще меньше.

Отмена утилизационного сбора в отношении большегрузных транспортных средств экологического класса 6 позволила бы существенно снизить стоимость этой техники и дать импульс для обновления парка. Наши коллеги из других стран-членов ЕАЭС это уже осознали. В частности,  в Республике Беларусь утилизационный сбор в отношении седельных тягачей класса Евро-6 отменен с 2018 года, а так же с января 2020 г. отменён и НДС. В Республике Казахстан ставка утилизационного сбора существенно ниже, чем в России (более чем в 3 раза).

Ускорению темпов обновления подвижного состава помогло бы также распространение реализуемой Минпромторгом России программы льготного лизинга на большегрузные транспортные средства иностранных марок, собираемых на территории РФ, или принятие отдельной льготной программы для обновления техники международными автоперевозчиками.

Еще один, не менее актуальный вопрос – для бесперебойного функционирования предприятий автотранспорта, осуществляющих международные перевозки, важное значение занимает визовая поддержка водительского состава. Ввиду закрытия большинства иностранных консульских служб на территории Российской Федерации из-за карантинных мер, международные автоперевозчики оказались в ситуации, когда они не имеют возможности оформления виз для своих водителей.

Особенно остро данная проблема проявилась в отношении Китайской Народной Республики. Визы категории «С» для профессиональных водителей оформляются только в Генеральных Консульствах в гг. Владивостоке, Хабаровске, Иркутске, Екатеринбурге, все прочие Консульские службы КНР, в том числе Консульский отдел КНР в г. Москве, на сегодняшний день закрыты.

Из всех стран Европейского Союза оформляются визы только водителям, прошедшим процедуру дактилоскопии, и только Консульскими отделами Посольств следующих стран: Республики Польша, Литовской Республики, Финляндской Республики, Королевства Нидерланды. Работа Консульств прочих стран ЕС, а также всех сервисно-визовых центров на территории Российской Федерации полностью приостановлена.

Количество водителей, имеющих действующие визы, в течение марта – мая 2020 г. заметно сократилось. С целью исключения усугубления данной проблемы необходимо принятие мер для её решения.

Источник: https://www.gosrf.ru/regionsnews/andrej-kurushin-kommentiruet-situacziyu-slozhivshuyusya-v-transportnom-komplekse-v-svyazi-s-pandemiej-koronavirusa/




Эксперт:  Курушин Андрей
Тематики:  Налоги /  Транспорт /  Экономика и бизнес
Источник: Регионы России

К списку