Что делать в условиях ограничения массовых мероприятий?
image description Что делать в условиях ограничения массовых мероприятий?
13 июля 2020г.

Сергей Селиванов, директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности


Еще в феврале 2020 года никто и предположить не мог, что последует за переносом одного из крупнейших конгрессных мероприятий страны – Российского инвестиционного форума, который традиционно проводится на исходе зимы в Сочи. Тогда казалось, что это превентивное решение. В Европе вирус выявляли в единичных случаях, поэтому продолжалась подготовка к крупнейшим международным конгрессным мероприятиям и выставкам, проходящим на территории Российской Федерации – с особой оглядкой на системы мониторинга доступа и тепловизионного контроля, логистику участников, установку станций антибактериальной обработки рук, системы вентиляции и так далее. Такие меры принимались и раньше, но с учетом новых рисков организаторы стремились уделить максимальное внимание их эффективности. 

Однако события, связанные с распространением COVID-19, и последовавшее в марте объявление Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии, заставили конгрессно-выставочное сообщество задуматься не только над тем, что делать в условиях жестких ограничительных мер, принимаемых правительствами всех стран, но и как изменить формат проведения массовых мероприятий, чтобы у экспертов различных отраслей и профессий была возможность продолжить взаимодействие.

Безусловно, отмена событийных мероприятий привела к колоссальным финансовым потерям в отрасли, сокращению заработной платы и персонала, а в некоторых случаях даже к закрытию предприятий.

Предложения по мерам оказания поддержки компаниям, занимающимся организацией конгрессно-выставочных мероприятий, были оперативно разработаны Торгово-промышленной палатой Российской Федерации совестно с Российским союзом выставок и ярмарок (РСВЯ), отраслевым сообществом и направлены в правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли России и правительство Москвы. В том числе благодаря данным усилиям в соответствии с распоряжением правительства РФ от 03.04.2020 № 434 деятельность по организации конференций и выставок (ОКВЭД 82.30) была включена в перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Но одной из самых острых проблем отрасли, как выяснилось в процессе применения мер по поддержке конгрессно-выставочной индустрии, стало то, что основной код ОКВЭД – 82.30, который был официально введен в 2014 году и который отражает принадлежность предприятий к этой отрасли, имеется не у всех компаний. С этим столкнулись ряд конгрессно-выставочных площадок страны, выставочные застройщики и обслуживающие организации. В связи со сложившейся ситуацией Торгово-промышленной палатой Российской Федерации 11 мая 2020 года было направлено обращение в адрес первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Андрея Белоусова. В частности, в письме отмечалось, что существует необходимость расширения перечня кодов общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), присвоенных организациям, задействованных в конгрессно-выставочной индустрии.

Принимая во внимание, что восстановление конгрессно-выставочной отрасли – длительный процесс, а также тот факт, что запрет на проведение массовых мероприятий будет снят на последних этапах выхода страны из принимаемых правительством РФ ограничительных мер, ТПП РФ, как ряд и других предприятий конгрессно-выставочной отрасли, перевели мероприятия в онлайн-формат. Полагаю, что в настоящее время именно это поможет представителям отрасли оставаться на плаву. Так, системой торгово-промышленных палат в Российской Федерации были разработаны и внедрены алгоритмы проведения цифровых бизнес-миссий и онлайн-выставок.

Цифровая бизнес-миссия (ЦБМ) – предварительно подготовленный комплекс мероприятий с использованием диджитал-решений для видеоконференц-связи, направленный на поиск новых партнеров и клиентов, а также обмен опытом в области развития бизнеса и привлечения инвестиций. Фактически ЦБМ – это тот же традиционный процесс установления новых деловых связей, но с использованием современных цифровых платформ и существенным сокращением издержек компаний на продвижение собственных работ и услуг. Новый формат взаимодействия позволит в сложившихся условиях сохранять и развивать торговую и внешнеэкономическую деятельность компаний, существенно сократив временные и финансовые издержки на участие в переговорном и договорном процессах. Онлайн-встречи В2В позволят объединить разрозненных покупателей и продавцов из любой точки на одной площадке за гораздо меньшее время и с сокращением затрат. Взаимодействие контрагентов осуществляется на едином портале в режиме онлайн. Это открывает новые возможности взаимодействия, значительно упрощая проведение торговых операций. 

Что же касается онлайн-выставок, то главная задача таких мероприятий – предоставление возможности предпринимателям, для которых экспозиции являются одним из основных каналов продвижения товаров и услуг, привлечения клиентов и партнеров, сохранить свою деловую активность, несмотря на отмененные или перенесенные офлайн-выставки.

Из-за мер, предпринимаемых для нераспространения COVID-19, многие крупнейшие выставочные центры мира были преобразованы в лечебные пункты. В России такие площадки также стали госпиталями. Так, для медицинских нужд региональными правительствами используются конгрессно-выставочные площадки АО «Экспоцентр», ВДНХ, КВЦ «Сокольники», МВЦ «КрокусЭкспо», ВК «Ленэкспо», ВЦ «Екатеринбург-Экспо» и другие.

Однако представители конгрессно-выставочного сообщества считают, что восстановить деятельность конгрессно-выставочных центров удастся достаточно быстро, и как только появится возможность, ведущие российские площадки будут готовы открыть свои двери для участников и посетителей мероприятий.

Несомненно, конгрессно-выставочная отрасль в мире и, в частности, в России, не сможет быстро вернуться к тому же уровню мероприятий, как это было до пандемии. Именно поэтому сегодня усилия со стороны Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI нацелены на формирование стратегии по возобновлению деятельности. Работа ведется со всеми отраслевыми союзами, которые входят в ассоциацию, совместно разрабатывается набор мер, направленный на эффективное возобновление работы, и это ключевая задача в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации активно работает в направлении восстановления конгрессно-выставочной индустрии. В настоящее время ТПП РФ совместно с отраслевым сообществом разработаны рекомендации по эпидемиологической безопасности восстановления индустрии, которые основаны на мировом опыте. Так, например, в Китае первые конгресно-выставочные мероприятия прошли в апреле-мае. Ассоциация выставочной индустрии Германии AUMA согласовала новые разработанные стандарты с правительством страны и добилась исключения рынка встреч из категории массовых мероприятий. Благодаря этому в стране летом начнут проводить выставки. Естественно, большое внимание должно уделяться охране здоровья. Разработанные меры, в первую очередь, будут направлены на личную безопасность и безопасность персонала, физическое дистанцирование и контроль «толпы», что подразумевает график посещений, разметку пола, обеспечение средствами индивидуальной защиты и дезинфекции. В рамках документа предлагается поэтапное восстановление деятельности с учетом эпидемиологической обстановки в регионе.

Несомненно, ситуация, связанная с пандемией, изменит конгрессно-выставочную деятельность в стране, а ключевыми направлениями развития станут безопасность и цифровизация.

Журнал "CongressTime" №2 (11) 2020



Эксперт:  Селиванов Сергей
Тематики:  Выставочная деятельность /  Система ТПП РФ /  Экономика и бизнес
Источник: Congress Time

К списку