Пандемия изменит конгрессную отрасль России
image description Пандемия изменит конгрессную отрасль России
14 июля 2020г.

Вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев


Владимир Александрович, сегодня конгрессная отрасль России, как и других стран, переживает сложные времена. Как вы оцениваете возможности индустрии в современных условиях?

Сегодня вообще трудно оценить потенциал конгрессной отрасли не только в России, но и в мире в целом. Из-за сложившейся ситуации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции, множество запланированных ранее на 2020 год конгрессных мероприятий было перенесено на более поздние сроки или отменено вовсе. Это привело к определенным трудностям, как в событийной индустрии, так и в смежных отраслях. В этой связи стоит ориентироваться больше на показатели 2019 года.

Действительно, на сегодняшний день потенциал российской конгрессной индустрии не раскрыт в полной мере. В Российской Федерации оборот конгрессного рынка составляет  около 300 млн долларов, в то время как в мире данный показатель достигает порядка триллиона долларов США в год. Если говорить о доли конгрессной индустрии в общем объеме валового внутреннего продукта, то в среднем в мире она  составляет порядка 1,5%, в то время как в России доля данного сегмента занимает всего 0,02%. 

Однако Россия делает последовательные шаги в создании действенного имиджа на международном уровне для уверенного встраивания в отрасль. И в реализации этого поступательного движения немаловажную роль играет деятельность Национального конгресс-бюро, которое выводит на новый уровень продвижение Российской Федерации за рубежом и играет важную роль в развитии конгрессного рынка и делового туризма в стране.

Россия является перспективной страной с точки зрения развития конгрессной индустрии и способна составить серьезную конкуренцию другим государствам в этом направлении. Однако, по мнению экспертов, на текущий момент основными конкурентами России на рынке встреч выступают Польша, Чехия, Турция и Венгрия. Эти страны также являются новыми игроками в индустрии конгрессных мероприятий и имеют больший опыт по привлечению международных компаний. Тем не менее, Россия на их фоне все же является более интересным участником рынка за счет большого количества неизвестных дестинаций, которые сейчас востребованы у иностранных заказчиков. Помимо наличия конрессно-выставочной и гостиничной инфраструктуры мы обладаем уникальными природно-климатическими и культурно-историческими особенностями, которые вносят неповторимый национальный колорит в проводимые в нашей стране международные конгрессы и форумы.

Традиционно больше всего событий проходит в Москве и Санкт-Петербурге, где для проведения крупных мероприятий уже есть вся необходимая инфраструктура. Но в последнее время другие регионы все чаще принимают у себя форумы, конгрессы и конференции. Во многих городах страны сегодня создана необходимая база для проведения международных событий высокого уровня. В первую очередь, это города, занимающие первые десять мест в Рейтинге событийного потенциала российских регионов, и среди них: Екатеринбург, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Краснодар и Владивосток.

В целом оценивая динамику развития конгрессной деятельности в России, и несмотря на сложившуюся ситуацию в мире, можно сказать, что количество мероприятий отраслевой, межрегиональной и международной направленности, проводимых на территории Российской Федерации, неуклонно растет. Эксперты отмечают некоторое улучшение ситуации в части развития и совершенствования материально-технической базы конгрессно-выставочной деятельности страны. Растёт интерес к проведению событийных мероприятий на Дальнем Востоке, Байкале, в Карелии и других регионах.

Урал и Сибирь также на сегодняшний день являются перспективными направлениями для развития конгрессной деятельности: выгодное географическое расположение этих регионов позволяет привлекать как европейских, так и азиатских участников. С каждым годом местные города все настойчивее соперничают с Москвой за право проведения крупнейших промышленных конгрессно-выставочных мероприятий. К примеру, Республика Башкортостан в 2019 году провела на своей территории уже Пятый Форум малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС, а в г. Челябинске в 2020 году планировалось проведение ряда мероприятий в рамках саммитов ШОС и БРИКС. 

На ближайшие пять лет основная задача состоит в увеличении доли нашей страны на международном ивент рынке до 1,7%, а также в увеличении вклада конгрессной отрасли в валовый внутренний продукт Российской Федерации и повышении позиций страны в зарубежных рейтингах событийной индустрии за счет привлечения международных деловых мероприятий.

Какие факторы, по вашему мнению, негативно влияют на развитие конгрессной индустрии, и что делает Торгово-промышленная палата России для развития отрасли?

Одним из основных тормозящих факторов является отсутствие или несовершенство материально-технической базы событийной инфраструктуры. На текущий момент в России есть не более 50 городов, конгрессная инфраструктура в которых достаточной развита, чтобы принять на территории региона крупное отраслевое, межрегиональное или международное мероприятие. Общая площадь конгрессно-выставочных комплексов в России не превышает 1,1 млн кв.м. Для сравнения: в Германии площадь выставочных центров составляет около 3,5 млн кв.м, а в Китае – около 6 млн. кв.м.

Только 14 российских городов имеют в своем распоряжении современные конгрессно-выставочные комплексы площадью более 5 000 кв. м, которые соответствуют мировым стандартам для проведения крупномасштабных форумных мероприятий. При этом Москва и Санкт-Петербург располагают более 70% площадей, на долю остальных регионов приходится менее 30 %.

Наличие конгрессно-выставочной инфраструктуры, несомненно, является основополагающим фактором в части оценки возможностей региона. Но и развитие сопутствующей инфраструктуры играет немаловажную роль: гостинично-отельного комплекса, транспортной доступности, удобства с точки зрения логистики и культурно-развлекательного кластера.

Для компаний, предоставляющих услуги в области конгрессно-выставочной деятельности, подготовка специалистов с нужными рынку компетенциями является очень важной частью кадрового обеспечения. К сожалению, на текущий момент в России не проводилась системная работа в данном направлении и учебно-методическая база конгрессно-выставочного образования практически отсутствует.

И, наконец, об этом нельзя не сказать, отсутствие четкой нормативно-правовой базы. Вопрос принятия Федерального закона «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности» остается актуальным уже на протяжении более пятнадцати лет.

Как известно, 10 июля 2014 года распоряжением правительства Российской Федерации № 1273-р были утверждены «Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации», которые были инициированы Торгово-промышленной палатой России. В рамках реализации документа ТПП РФ совместно с профессиональным сообществом разрабатывает отраслевой законопроект.

Несомненно, основной задачей законопроекта станет поддержка участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры. И в первую очередь он будет направлен на формирование выставочно-ярмарочной и конгрессной индустрии, как современной отрасли, содействующей устойчивому социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации.

Сейчас ТПП РФ во взаимодействии с Российским союзом выставок и ярмарок, конгрессно-выставочным сообществом и ведущими объединениями предпринимателей ведут активную работу по содержательному наполнению отдельных глав проекта федерального закона. Надеемся, что совместными усилиями нам удастся в этом году выйти на согласование проекта закона с ответственными органами исполнительной власти, и, возможно, в начале следующего года перейти к его принятию.

Помимо этого, хотелось бы отметить и еще один факт, с которым столкнулось около 70% всего российского конгрессно-выставочного бизнеса. Связано это как раз со сложившейся ситуацией и мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации по нераспространению короновируса. Одной из самых острых проблем отрасли стало то, что основной код ОКВЭД – 82.30 – Деятельность по организации конгрессов и выставок, официально утвержденный в 2014 году, и включенный в перечень наиболее пострадавших отраслей в соответствии с распоряжением правительства РФ от 3 апреля 2020 года, имеется далеко не у всех представителей событийного рынка. Как следствие, участники рынка не смогли получить необходимой поддержки от государства. С этим столкнулось большинство конгрессно-выставочных площадок страны, выставочные застройщики и организации, обслуживающие мероприятия и оказывающие околовыставочные услуги, в том числе, созданные при участии торгово-промышленных палат. В этой связи отраслевой федеральный закон помог бы защитить представителей отрасли.

Кроме того, по инициативе ТПП РФ при поддержке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии был создан Технический комитет по стандартизации «Выставочная, ярмарочная и конгрессная деятельность» ТК-163, утвержденный Приказом Росстандарта №1503 от 2 июля 2019 года. 

В состав Технического комитета вошли представители шести федеральных органов исполнительной власти, тридцать российских компаний, десять торгово-промышленных палат, девять некоммерческих организаций, объединений предпринимателей, три научно-исследовательских образовательных организации и учреждения.

В рамках деятельности ТК рассматриваются национальные стандарты (ГОСТы) по основным направлениям конгрессно-выставочной индустрии, а также, в той или иной степени, связанным видам деятельности. Технический комитет работает по 4-м направлениям: выставочная, ярмарочная и конгрессная деятельности, а также выставочное строительство. Созданы подкомитеты по каждому из направлений.

Какова роль и место территориальных торгово-промышленных палат в развитии конгрессной деятельности в России?

Система торгово-промышленных палат в Российской Федерации объединяет около 180 региональных и муниципальных ТПП, каждая из которых имеет свою членскую базу. Конгрессная деятельность является традиционной для многих из них.

На региональном уровне с участием торгово-промышленных палат в качестве соорганизаторов или при их поддержке проводится ряд крупных региональных конгрессных мероприятий, таких, например, как «Среднерусский экономический форум» в Курске, «Форум малого и среднего бизнеса регионов стран – участниц ШОС и БРИКС» в Уфе, «Воронежский промышленный форум», «Саратовский экономический форум» и многие другие.

Торгово-промышленные палаты совместно с органами местного самоуправления участвуют в процессе формирования нормативных основ регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности на региональном уровне. В настоящее время при участии территориальных ТПП принято около 50 региональных нормативно-правовых актов: законов, постановлений глав администраций, правительств, регламентирующих организацию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в привязке к субъекту Российской Федерации. И, естественно, мнение региональных палат учитывается при подготовке проекта федерального закона «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности».

Во многих субъектах России по инициативе торгово-промышленных палат реализуются механизмы финансовой поддержки местных предприятий, участвующих в выставках и конгрессах.

Так, в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельской, Вологодской, Калининградской областях и ряде других регионов компенсируется часть затрат местным товаропроизводителям по участию в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях из региональных бюджетов.

На протяжении последних нескольких лет Торгово-промышленная палата Российской Федерации и некоторые региональные палаты осуществляют информационную и организационную поддержку выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий. Целью патронажа является содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении промышленной продукции, товаров и услуг на российский и зарубежный рынки посредством поддержки отдельных отраслевых мероприятий.

Кроме того, с участием торгово-промышленных палат созданы выставочно-конгрессные центры в некоторых регионах России:
     - Белгородская ТПП - «Белэкспоцентр» (3 100 кв.м.);
     - ТПП Республики Мордовия – «Мордовэкспоцентр» (4 100 кв.м.);
     - Вятская ТПП – «Вятка-Экспо» (500 кв.м.);
     - ТПП Республики Коми – «Коми-Экспо» (600 кв.м.);
     - ТПП Краснодарского края – «ЦМТ-Краснодар» (10 260 кв.м.);
     - ТПП Республики Удмуртия – «ВЦ Удмуртия»(6 200 кв.м.).
В перспективе – строительство конгрессно-выставочных комплексов в Воронежской области, Пермском и Приморском краях, где участие в разработке концепций развития конгрессно-выставочной деятельности регионов и строительства КВЦ принимают местные торгово-промышленные палаты.

Также торгово-промышленные палаты принимают активное участие в развитии конгрессно-выставочной индустрии как на региональном, так и на федеральном уровнях, что положительно сказывается на развитии отрасли в Российской Федерации.

Представители конгрессной индустрии России предлагали расширить сферу деятельности Федерального закона «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности» и распространить ее на конгрессную деятельность как самостоятельную сферу деятельности, представляющую важнейшее направление развития конгрессного рынка РФ. Какова судьба данной инициативы? 

Возвращаясь к вопросу о Законе. Как говорилось ранее, ТПП РФ проведена работа по формированию новой структуры законопроекта, которая была одобрена в декабре 2019 года на Отчетно-выборном годовом собрании Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ). В частности, основной целью при разработке нового Проекта ФЗ «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности» ТПП РФ, как и конгрессно-выставочное сообщество, ставит закрепление на законодательном уровне выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности как самостоятельных видов экономической деятельности, взаимодействующих между собой.

В частности, работа над статьей, посвященной конгрессной деятельности, ведется с представителями конгрессной отрасли и в ней будут отражены особенности вида деятельности.

Несколько лет ТПП РФ ведет работу по подготовке проекта профессионального стандарта «Специалист по организации конгрессных мероприятий». Когда будет принят документ, в котором нуждается конгрессная отрасль?

Решением Национального совета при президенте России по профессиональным квалификациям в 2016 году на базе Торгово-промышленной палаты РФ был создан Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности (СПК ТПП). В реестре профессиональных стандартов, закрепленных за СПК ТПП, значится стандарт «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок», который планируется актуализировать в текущем году с включением в него ярмарочной и конгрессной деятельности с его последующим переименованием и описанием квалификаций в данных областях. Это даст возможность, в том числе, разработать образовательные программы в конгрессной сфере.

Какие неконтролируемые риски могут возникнуть при организации мероприятий? Что представляет механизм официального признания ситуации форс-мажором в России?

Объявленная в марте 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемия COVID-19 стала серьезным вызовом не только для системы здравоохранения, но и для экономики, сейчас сложно спрогнозировать последствия наступившего кризиса. Закрытие границ, временное прекращение транспортного сообщения с рядом стран, отмена или перенос крупнейших международных мероприятий, остановка работы предприятий и многие другие факторы естественно привели к неисполнению контрактов одной из сторон. Правительства многих стран разрабатывали меры защиты и антикризисные планы, которые были призваны стабилизировать ситуацию, Российская Федерация не стала исключением. Одним из таких шагов стало решение Правительства РФ о внесении коронавируса в список причин форс-мажора, о котором было заявлено 17 марта 2020 года на совещании Президента Российской Федерации  Владимира Путина с членами Правительства РФ.

Давайте разберемся, что же является обстоятельством непреодолимой силы. Форс-мажор – это событие, которое невозможно предотвратить имеющимися в данный момент средствами, даже если его и можно было бы предвидеть, в частности, стихийные бедствия, народные волнения и пр. Важно, чтобы такое событие отвечало всем признакам непреодолимой силы, было объективно непредотвратимым в конкретной ситуации или неожиданным, чрезвычайным.

В первую очередь надо обратить внимание на то, что главной задачей системы торгово-промышленных палат в России является представление интересов бизнеса во взаимодействии с властью, защита интересов участников экономического процесса. На основании Закона РФ от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» Палата свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации. Свидетельствование форс-мажора - исключительная компетенция ТПП РФ.

В соответствии с Положением о порядке свидетельствования федеральной Палатой обстоятельств форс-мажора, утвержденного постановлением Правления ТПП РФ № 173-14 от 23 декабря 2015 года, решение о выдаче сертификата об обстоятельствах форс-мажора принимается Торгово-промышленной палатой России в каждом конкретном случае, исходя из условий контракта и документов компетентных органов Российской Федерации, подтверждающих наличие события, на которое организация ссылается в своем заявлении. Прогнозировать обстоятельства непреодолимой силы, и уж тем более учитывать их при подготовке конгрессного или выставочного мероприятия, на мой взгляд, не представляется возможным. 

Однако в случае отмены конгрессно-выставочного мероприятия при наличии нормативно-правового акта федерального или регионального уровня данное обстоятельство может быть признано форс-мажором. В этом году, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, сертификат об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам выдают региональные торгово-промышленные палаты, причем на безвозмездной основе.

Несомненно, ситуация, связанная с пандемией, изменит конгрессно-выставочную деятельность в стране, а ключевыми направлениями развития станут безопасность и цифровизация. 

Естественно, существует вероятность того, что после пандемии изменятся отношения исполнителей и заказчиков, прибавится работы у программистов и юристов. Все большее число компаний будет отказываться работать по постоплате и рисковать собственными ресурсами в случае отмены мероприятий. Запас прочности, который позволял это делать прежде, нивелирован и тратится на инструменты, поддерживающие существование в настоящий момент. Сейчас каждый организатор начнет держать в голове риск отмены события из-за форс-мажорных обстоятельств, причем не только как строчку в договоре, но и как значимый фактор в отношениях с коллегами и с собственной командой. Но при этом важно сохранить доверие в отрасли, чтобы на его почве вы вести рынок из кризиса.

Журнал "CongressTime" №2 (11) 2020



Тематики:  Выставочная деятельность /  Ивент-индустрия /  Регионы /  Система ТПП РФ /  Форс-мажорные обстоятельства /  Экономика и финансы
Источник: Congress Time

К списку