Исламской Республике Иран Александр Максимов
На сегодняшний день Международный транспортный коридор «Север-Юг» (МТК СЮ) существует в виде кластера из нескольких различных транспортных фрагментов с технической пропускной способностью от 5 млн тонн (регион действия иранской и азербайджанской железных дорог) до многих десятков миллионов тонн в год, включая океанские порты России и Ирана, а также высокой пропускной способности железной дороги Белоруссии в рамках сети Панъевропейского транспортного коридора.
МТК СЮ связывает густая сеть автодорог различного значения, в том числе обеспечивающих сквозные перевозки через порты Каспия. Морской фрагмент МТК СЮ и его прибрежные «стволы» формируются следующими основными маршрутами:
- Транскаспийский маршрут — с использованием российских морских портов Астрахань, Оля, Махачкала и портов Ирана — Бендер-Энзели, Ноушехр и Амирабад;
- Западный маршрут — прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы Самур (Россия) — Ялама (Азербайджан) с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) — Астара (Иран);
- Восточный маршрут — прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркменистан) — Серахс (Иран) и Акяйла (Туркменистан) — Инче Бурун (Иран).
Относительно Западного маршрута важно отметить, что Азербайджан является единственной в мире страной, имеющей сухопутную границу как с Россией, так и с Ираном. Такое географическое положение представляет важное значение для развития трехстороннего регионального сотрудничества. Азербайджан участвует в финансировании строительства железной дороги Астара-Решт-Казвин на территории Ирана, а Казвин, в свою очередь, соединён железнодорожным сообщением с Тегераном, с иранскими портами Бендер-Аббас в Персидском заливе и Амирабад на Каспийском побережье.
Транскаспийский маршрут предоставляет геополитические преимущества коридора для Индии, России и Ирана, переводе «босфоро-дарданелльского» грузового транзита на новый коридор с участием прежде всего Тегерана, который по совокупности параметров (Персидский залив — Каспий) превращается чуть ли не в главный морской и сухопутный коридор из Азии в Европу.
Россия, в свою очередь, сможет обеспечить надежный транзит для Центральной и Северо-Западной Европы (Германии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, региона Скандинавии и Балтийского моря). Данный маршрут может способствовать формированию замкнутого геополитического треугольника: ЕС — Россия — Иран с выходом на Индийский океан (минуя Средиземное море и путь вокруг Африки), а также многостороннего транспортного сегмента ЕС — РФ — ответвление на Иран и Южную Азию — Дальний Восток и до Китая и Кореи.
Таким образом Москва и Тегеран станут самым коротким и дешевым транзитным путем из Европы в Южную и Юго-Восточную Азию. Но прежде всего такой маршрут может стать транспортной осью российско-иранского союза и структурообразующим фундаментом для экономики целого ряда других регионов. Более того, в мире сложится совершенно иная глобальная транспортная, экономическая и геополитическая конфигурация, которая серьезно укрепит роль России, Ирана и Индии в мировых делах.
МТК «Север — Юг» на сегодняшний день — это мозаичная транспортно-экономическая реальность, характеризуемая разной степенью готовности инфраструктуры и широким спектром политических отношений России и стран партнёров. Сочетаемая транспортная инфраструктура создаётся на десятилетия. Поэтому для России — это перспективный макроэкономический узел, завязанный на множество сопряжённых систем: транспорт, обрабатывающая промышленность, электроэнергетика, связь, туризм.
Основные преимущества для ключевых участников проекта «Север — Юг» перед другими маршрутами и, прежде всего, перед традиционным морским маршрутом через Суэцкий канал очевидны и заключаются в сокращении времени перевозок (на 10 дней по отдельным корреспонденциям), а также в повышении экономической эффективности транскаспийского мультимодального маршрута за счет сокращения операций по перевалке грузов.
Более того, участники МТК СЮ оказываются перед фактом получения нескольких уровней выгоды в связи с транзитом и производством вдоль сегментов маршрута.
Первый уровень — развитие сервисной сферы экономики. Вдоль линий магистралей будут развиваться торговые молы, заправочные станции, автосервисы, мотели и кафе, туристические центры. С учётом роста активности дорожно-строительных компаний вдоль МТК СЮ в каждой стране можно ожидать в перспективе появления нескольких тысяч новых рабочих мест (от 15 до 25 тыс. в зависимости от масштабов модернизации автодорог)
Второй уровень — развитие национальной и транснациональной логистики. В частности, одна из животрепещущих проблем автокоридора «Север — Юг» — доставка сборных грузов нескольких заказчиков в одном контейнере. На этом уровне извлечения транзитной выгоды прогнозируется появление десятка новых логистических центров, необходимых для переориентации грузопотоков. Они могут возникнуть в зоне агропарков, где осуществляется переработка сельхозпродукции в готовые товары с приращённой добавочной стоимостью.
Третий уровень выгоды — возможность появления платных автомагистралей. Это достаточно новая реальность для регионов Каспия. Создание двух альтернатив в дорожной инфраструктуре — платный автобан и сеть региональных дорог — также даёт существенный импульс экономике.
Транспортный коридор Север-Юг позволяет соединить Индию, Пакистан, Иран, Азербайджан, Россию и страны Северной Европы, путем развития инфраструктуры, что, несомненно, создаёт новые пространства и возможности для развития, снижает транспортные издержки, упрощает гуманитарные контакты. А Россия, используя модель соседства, евразийского партнёрства (ЗСТ ЕАЭС), развитие различных симбиотических двусторонних и многосторонних связей в экономике, обеспечивает себе «подушку» устойчивости из ряда относительно стабильных союзников/партнёров.
Эксперт: Максимов Александр
Тематики: Внешние связи / Иран / Логистика / Мировая экономика / Транспорт
Источник: Регионы России