Не хватает трех вещей: снижения налогов, мягкой ДКП и протекционизма
image description Не хватает трех вещей: снижения налогов, мягкой ДКП и протекционизма
1 марта 2021г.

ГК "Ростсельмаш" в 2020 году увеличила объем реализации техники, в том числе на экспорт, более чем на треть. Группа рассчитывает расширить географию присутствия, организовать сборочные производства в Тунисе и Азербайджане. Впрочем, на внутреннем рынке рост АПК, а значит, и обслуживающих его секторов, будет сдерживаться мерами по ограничению экспорта зерна, считает президент промышленного союза "Новое содружество", совладелец "Ростсельмаша" [ председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, ред. ТПП РФКонстантин Бабкин. Подробнее о развитии группы и о ситуации в российском сельхозмашиностроении в целом Бабкин рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг".

- Константин Анатольевич, с 15 февраля в России начала действовать тарифная квота на экспорт зерна и пошлины на вывоз пшеницы. Вы выступали против этого и даже направляли письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина с просьбой отменить повышение экспортных пошлин. Получен ли на него ответ? Планируете предпринимать еще какие-то шаги в преддверии нового этапа, который ожидается с марта?

- Решение принято, экспорт зерна уже ограничен. Это не очень хороший фактор для развития сельского хозяйства и, соответственно, для сельхозмашиностроения. Но таких факторов мы уже видели множество, переживем и этот.

Повышение экспортных пошлин не приведет к катаклизмам, но и аграрная отрасль не будет развиваться так быстрыми темпами, как могла бы. С одной стороны, правительство и все мы гордимся, что собираем рекордные урожаи, что Россия стала крупнейшим экспортером пшеницы. Надо бы поддерживать этот успех. Мы могли бы вдвое нарастить объем производства зерна в стране, для этого есть и земли, и технологии, открыт мировой рынок. Однако правительство считает, что такую динамику надо притормозить. Несмотря на это, и мы, и сельхозпроизводители продолжим инвестиции в свои производства, хозяйства, но не так смело и не так масштабно.

- Прогнозируете ли в текущем году рост цен на сельхозтехнику? Если да, то в каком диапазоне?

- С одной стороны, есть предпосылки роста цен на сельхозтехнику. В частности, с осени прошлого года подорожал металл. В среднем на 70%, а по некоторым позициям на все 90%. Его цена составляет около 30% в стоимости производства сельхозтехники. Таким образом, себестоимость производства техники вырастет примерно на 10%. Кроме того, глава Центробанка Эльвира Набиуллина сообщала о планах по ужесточению денежно-кредитной политики. Это означает, что кредиты станут более дорогими для заемщиков. При этом о снижении налоговой нагрузки речь пока не идет.

С другой стороны, в соответствии с условиями предоставления субсидий производителям сельхозтехники, ежегодное повышение цен не должно превышать 5%. Думаю, некоторые предприятия будут отказываться от субсидий, что повлечет за собой рост цен на технику для потребителей. Некоторые - будут сдерживать повышение в пределах 5%. Однако при этом значительно снизится рентабельность, возможность инвестирования в развитие. Непростая ситуация, но "Ростсельмаш" будет стараться сохранить условие для получения субсидии, несмотря на значительный рост себестоимости.

- Считаете ли вы существующие меры господдержки сельхозмашиностроителей эффективными? Какие меры необходимы в существующих реалиях?

- Сейчас основная мера поддержки – программа "1432", при которой предприятиям сельхозмашиностроения субсидируется 10% стоимости техники, производимой в России. Данную субсидию машиностроители должны транслировать сельхозпроизводителям в виде продажи им техники на льготных условиях. Это очень эффективная мера, которая сглаживает многие негативные факторы. Программа появилась шесть лет назад, и все это время сельхозмашиностроение развивается хорошими темпами. Есть и другие меры: поддержка НИОКР, субсидии на реализацию проектов по модернизации предприятий, меры поддержки экспорта.

Однако развитие могло бы быть более динамичным. И речь не только о сельхозмашиностроителях, но и о производителях комплектующих, научных организациях, институтах, занимающихся подготовкой кадров. Для этого необходима последовательная и всеобъемлющая система мер поддержки. Не хватает, по сути, трех вещей: снижения налогов, мягкой кредитно-денежной политики и протекционизма. У нас есть меры, направленные на защиту рынка сельхозмашин, но эти меры можно было бы распространить на участников и других сфер деятельности. Необходимо защитить всех, кто хочет производить в России товары. Пока нет четкой стратегии и четкого образа действий. Но это могло бы создать условия и хорошие перспективы развития. Радует, что меры поддержки появляются, но они не так системны и масштабны, как хотелось бы.

- Бизнес жалуется, что кратное увеличение утильсбора на сельскохозяйственную и спецтехнику может создать в РФ дефицит по многим видам продукции, дать нагрузку на бюджеты крупных компаний. Вы согласны?

- Есть мнение, что утильсбор может ограничить доступ покупателей к тем или иным видам товаров. Но эти разговоры ведутся уже на протяжении многих лет. Когда состоялось вступление в ВТО, шла речь об открытости российского рынка, доступности зарубежных товаров. Оборотная сторона заключается в том, что при таких условиях сократилось число желающих инвестировать в развитие производств. И до сих пор промышленность и сельское хозяйство находятся в подавленном состоянии. Помимо улучшения экологической обстановки, введение утильсбора направлено на защиту рынка, выравнивание условий конкуренции между российскими и западными производителями. Утильсбор, наряду с программой "1432", это меры, направленные на развитие сельхозмашиностроения.

Когда вводился утильсбор на автомобильные прицепы, звучало много пессимистичных прогнозов. Но практика показала, что с помощью утильсбора сократился объем поставок на рынок нашей страны иностранных прицепов. А в России производство этой продукции увеличилось вдвое за 3-4 года. При этом российские прицепы не уступают в качестве иностранным, стоят дешевле на 30%, работает сервис. Более того, увеличился объем грузоперевозок, поскольку производство машин в целом приводит к оживлению экономики. В результате выиграли не только производители машин, но и перевозчики. Думаю, что этап утильсбора, который обсуждается сейчас, тоже приведет к росту покупательной способности, а продукция и услуги станут более доступными для наших граждан.

Самое главное, что коэффициенты повышаются на те продукты, которые в России уже производятся. Таким образом, рост утильсбора не отразится на стоимости машин и техники, поскольку не оказывает влияния на себестоимость производства. Возможно, подорожает импортная, в первую очередь, дорожно-строительная техника, но это создаст условия для развития производства этих машин в нашей стране.

Подробнее на источнике: https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/exclusives/prezident-promyshlennogo-soyuza-n... 



Эксперт:  Бабкин Константин
Тематики:  Агропромышленный комплекс /  Машиностроение /  Промышленность /  Экономика и бизнес /  Экономика и финансы
Источник: Интерфакс

К списку