Противодействие коррупционным проявлениям - важное направление развития корпоративного управления для коммерческого сектора
image description Противодействие коррупционным проявлениям - важное направление развития корпоративного управления для коммерческого сектора
12 марта 2021г.

«Необходимо изучать и адаптировать лучший международный опыт в сфере антикоррупционного законодательства», - считает Эдуард Иванов, член Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики.

- В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030г., утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208, одной из основных внутренних угроз является коррупция. При этом ежегодный материальный ущерб от этого явления исчисляется сотнями миллиардов рублей. В большей степени от коррупционных проявлений страдают представители малого и среднего бизнеса. Данное обстоятельство снижает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики, что отражается на позициях России в различных международных рейтингах.

Противодействие коррупционным проявлениям становится важным направлением развития корпоративного управления для коммерческого сектора, который испытывает негативные эффекты недобросовестного поведения для конкурентной среды и связанные с этим риски. Коррупционные отношения негативно сказываются на условиях ведения бизнеса.

Более жестким и определенным становится и антикоррупционное законодательство: устанавливаются новые требования, запреты и ограничения не только для чиновников, но и для должностных лиц компаний с государственным участием; обязанности принятия соответствующих мер организациями всех форм собственности; усиливается роль прокурорского надзора в данной сфере.

С точки зрения совершенствования российского законодательства стоит отметить, что, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, за прошедший год во многих странах был принят ряд важных шагов по предупреждению коррупции в государственном секторе.

Так, в начале года во Франции были обновлены правила работы по совместительству и порядок регулирования «вращающейся двери»; документы, уточняющие применение подобных ограничений, были приняты и в Таиланде. В Абхазии введена обязанность декларирования доходов и активов, в Малайзии – необходимость публикации в открытом доступе деклараций членов Парламента. В Казахстане установлен полный запрет на получение подарков государственными служащими, в законодательстве Украины и Бразилии появились положения, касающиеся защиты заявителей, а в Мексике и Армении введена возможность конфискации незаконно нажитого имущества. Кроме того, в Ватикане был принят нормативный акт, устанавливающий меры по предупреждению коррупции в государственных закупках.

Заметно трансформировали свое антикоррупционное законодательство сразу несколько стран Балканского полуострова: в Сербии вступил в силу новый антикоррупционный закон, в Словении был уточнен порядок работы и полномочия Комиссии по предупреждению коррупции, особенности получения подарков и некоторые иные положения антикоррупционного законодательства, а в Хорватии – выпущено руководство по регулированию конфликта интересов.

В целом ряде стран были внесены изменения в порядок применения мер ответственности за коррупционные преступления: так, в Индонезии появился единый алгоритм определения надлежащего наказания в зависимости от объективных сторон преступления, в Колумбии осужденным к лишению свободы запретили отбывать половину срока наказания под домашним арестом, в Казахстане установили ответственность должностных лиц – вплоть до увольнения – за совершение коррупционных преступлений их подчиненными.

Отдельными странами также принимались меры, направленные на совершенствование проводимых расследований коррупционных преступлений: в Украине в тестовом режиме запущена электронная система, позволяющая следить за ходом расследований уголовных дел, в Южной Корее был создан специальный орган для расследования случаев коррупции среди высокопоставленных должностных лиц, в Узбекистане – Антикоррупционное агентство, наделенное, среди прочего, функциями проведения административных расследований по делам о коррупционных правонарушениях.

Кроме того, Европейское бюро по борьбе с мошенничеством заявило о планах по созданию независимой международной прокуратуры ЕС, которая будет заниматься расследованием, судебным преследованием и вынесением решений по делам об уголовных преступлениях, затрагивающих финансовые интересы ЕС.

С моей точки зрения, особый интерес для нас представляют изменения антикоррупционного законодательства Федеративной Республики Германия касательно порядка проведения расследований по факту коррупционных проявлений в бизнесе. Этот законопроект направлен на то, чтобы сделать возможным соразмерное наказание преступных действий хозяйствующих субъектов; в то же время он должен стимулировать деятельность компаний по соблюдению соответствующих нормативно-правовых требований и мотивировать компании на то, чтобы они посредством внутренних расследований способствовали установлению фактов преступных действий.

Уверен, что подобный подход можно адаптировать и к российскому законодательству – как раз этим и будет заниматься в ближайшее время наш Совет по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики.

Источник: https://video.tpprf.ru/novosti/news/6836/



Эксперт:  Иванов Эдуард
Тематики:  Законотворчество /  Малый и средний бизнес /  Противодействие коррупции
Источник: ТПП-Информ

К списку