«Введение новых сборов приведет к закрытию многих предприятий малого бизнеса»
image description «Введение новых сборов приведет к закрытию многих предприятий малого бизнеса»
11 ноября 2014г.
На прошлой неделе на рассмотрение Госдумы поступил законопроект о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, дающий право муниципалитетам вводить дополнительные сборы с предпринимателей. О том, чем это может обернуться в нынешней сложной финансовой ситуации для среднего и малого бизнеса, как повлияет на настроения в предпринимательской среде и отразится на ценах, «Новым Известиям» рассказал президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин.

Внесенный в Госдуму законопроект предусматривает наделение муниципалитетов правом вводить дополнительные сборы с предпринимателей, занятых более чем в двадцати сферах. Как вы относитесь к этой новации?

– Как к этому можно относиться? Подобное, причем совсем недавно, мы уже проходили. В 2011 году были резко повышены страховые сборы, в результате чего мы потеряли 600 тыс. предпринимателей. Если будет реализовано нынешнее предложение, то последствия могут быть не меньшими, а то и большими. Смотрите, что получается. Предлагается ввести дополнительные сборы, а это от 6 тыс. до 600 тыс. руб. ежеквартально, в отношении предпринимателей, занимающихся торговлей, общественным питанием, транспортными перевозками и большей частью бытовых услуг. Это означает, что повышение фискальной нагрузки затронет до 70% всех российских предпринимателей, причем подавляющее большинство из них относится к малому бизнесу. Это плательщики «вмененки» и «патента», для которых государство вводило специальные налоговые режимы, понимая уязвимость этого сектора и его зависимость от государственной экономической политики. Понятно, что это приведет к закрытию или уходу в «тень» многих фирм и существенному росту потребительских цен. Но и это не все. Ведение дополнительных сборов неизбежно приведет к повышению коррупционной составляющей в отношениях между бизнесом и местной властью, поскольку последней предлагается предоставить право по собственному усмотрению повышать ставки до десяти раз. Это ли не раздолье для мздоимства?

Возможные негативные последствия от такого шага очевидны. Неужели это не видят те, кто вносил подобные предложения?

– Трудно сказать. Наверное, это следствие нынешней непростой финансовой ситуации, в которой мы находимся. Поэтому изыскиваются разные варианты и схемы наполнения бюджетов дополнительными ресурсами.

Но ведь речь идет о предприятиях, которые даже в кризис, в отличие от крупных компаний, привыкли рассчитывать только на себя. Они платят налоги, создают рабочие места, выполняя тем самым социальную функцию...

– Нельзя этим не согласиться. Немаловажно здесь и другое. Что такое типичный муниципалитет, особенно в средней полосе России? Как правило, это сельский регион с невысоким платежеспособным спросом, а в районном центре и, может, еще в нескольких крупных селах работают порядка десятка-двух маленьких фирм, предоставляющих торговые и сервисные услуги. Если их зажать, придавить, они уйдут, скудный муниципальный бюджет потеряет средства, а люди лишатся работы. Похоже, никто не просчитывал подобного развития, хотя это как раз тот случай, когда, прежде чем отрезать, нужно не раз и не два отмерить.

Создается впечатление, что малый бизнес – самый беззащитный и у него нет ни защитников, ни эффективных лоббистов.

– Лоббистов более чем достаточно. У представителей бизнеса есть возможность довести свое мнение до всех уровней и законодательной, и исполнительной власти. Но существующая система принятия решений такова, что далеко не всегда мнение бизнеса, включая и малый, в реальности учитывается. В то же время нужно признать, что недавняя довольно острая дискуссия, в том числе с участием бизнеса, вокруг планируемого введения налога с продаж убедили и президента России, и правительство в нецелесообразности такого шага. К сожалению, мы не усваиваем прошлые уроки. Ведь во время кризиса 2008 года никто не заикался об увеличении налоговой нагрузки, наоборот, прорабатывались варианты, как поддержать бизнес, как не допустить его падения. К тому же последние годы все просьбы бизнеса к правительству сводились к одному: не меняйте условия работы, пусть они будут тяжелыми, но мы должны быть уверены, что в течение пяти–десяти лет, чтобы ни случилось, ухудшения не будет. В условиях же неопределенности, когда в любой момент может быть введен новый налог или сбор, бизнес не сделаешь – руки опускаются. Кстати, введение сборов, регулируемых местными властями, противоречит Основным направлениям налоговой политики до 2018 года, где закреплен тезис о неувеличении налоговой нагрузки на бизнес. Здесь присутствует еще один существенный момент, который почему-то вообще не учитывается: подобные действия подрывают доверие к власти как на законодательном, так и на исполнительном уровне.

Хорошо, тогда где и как найти дополнительные ресурсы, которые сейчас крайне необходимы?

– Нужно повышать эффективность использования государственных средств и сокращать расходы. Речь, разумеется, не идет о социальной сфере и обороне – это святое. Напомню, еще год назад, когда никаких санкций не было, основными темами, звучавшими на всех уровнях, как раз были эффективное использование бюджетных средств и сокращение расходов, прежде всего в государственных компаниях, в компаниях с участием государства и в целом в экономике. Началось какое-то движение. Но теперь об этом никто и не вспоминает. Любые шаги должны быть встроены в систему, а не быть кампанейщиной. Боюсь, как бы не случилось подобное с планами, которые сейчас реализуются в связи с санкциями, в частности по импортозамещению. Санкции закончились, деньги появились, технологии вернулись – зачем еще какие-то телодвижения?

В сентябре ТПП РФ и Центр международной торговли запустили проект «Экспортный потенциал России» с целью содействия малым и средним предприятиям в выходе на внешние рынки. Насколько востребованным оказался этот проект у предпринимателей?

– Повторюсь, бизнесу в нынешних условиях важна и полезна любая поддержка. И первые сигналы из предпринимательской среды говорят о том, что проект «Экспортный потенциал России» имеет спрос. В нашей стране есть много небольших предприятий, которые производят интересные, самобытные, а порой и уникальные товары и услуги, однако далеко не все потенциальные потребители за рубежом знают об этом. Причем проект нацелен прежде всего на те предприятия, которые еще не вышли на внешние рынки. В рамках проекта бизнес получил удобную и современную платформу для поиска партнеров за рубежом, возможность открыто заявить о заинтересованности в налаживании деловых отношений в конкретной стране, получить информацию о существующих в том или ином государстве ограничениях и особенностях. Для наибольшей эффективности Центр международной торговли планирует подключить к этому сеть ЦМТ, а это более 750 тыс. компаний более чем в 100 странах мира, входящих в Ассоциацию центров международной торговли. Это, безусловно, откроет для наших предпринимателей новые возможности выхода на зарубежные рынки.

Текст: Вячеслав Ширяев


Эксперт:  Катырин Сергей
Тематики:  Малый и средний бизнес /  Налоги /  Экономика и бизнес
Источник: Новые Известия

К списку