Еще раз о торговле
image description Еще раз о торговле
17 июня 2015г.

2-4 июня в Центре международной торговли состоялась Неделя Российского ритейла, собравшая огромную аудиторию участников рынка, представителей Правительства (А.В. Дворкович, Д.В. Мантуров, А.Б. Кашеваров), региональных властей, экспертов и представителей СМИ. Одной из важнейших тем дискуссий оставались отношения торговых сетей и поставщиков, тем более что Госдума недавно приняла в первом чтении пакет поправок в действующий ФЗ-381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", накладывающий дополнительные ограничения на сети.
Мы попросили председателя Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка А.И. Борисова прокомментировать ситуацию.

Принятие указанных поправок не способно кардинально изменить характер сложившихся рыночных отношений между розницей и поставщиками и вот почему. Потери дохода сетей в результате отказа от ретробонуса и маркетинговых услуг и перехода к нетто-цене товара, а также сокращения отсрочек так или иначе будут ими компенсироваться: отчасти за счет снижения цен поставки (что повлечет снижение качества и фальсификацию поставляемых товаров), отчасти путем поднятия розничных цен и вымывания из ассортимента более дешевых товаров. Предотвратить эти последствия невозможно без отказа от базовых принципов рыночной экономики, ведь отношения хозяйствующих субъектов административными мерами регулировать бесполезно.

Далее - предлагаемые поправки нацелены прежде всего на "выправление" отношений между федеральными сетями и региональными поставщиками. В то же время доля федеральных сетей в общем товарообороте продовольственных товаров составляет всего 21%, а основную часть товарооборота обеспечивают региональные сети – 24%, несетевая розница, рынки и ярмарки – 55% (данные infoline). В этих двух последних сегментах рынка так называемая рыночная сила находится скорее на стороне крупных федеральных и местных производителей и поставщиков, поэтому данные поправки на 4/5 игроков рынка продовольствия влияния не окажут. В то же время основные ценовые ориентиры по подавляющему большинству продовольственного ассортимента устанавливаются именно федеральными сетями, уровень инфляции в которых на 10-15%, а порой и 25-30% ниже общерыночного. В случае резкого изменения порядка ценообразования (после принятия поправок) ценовой потолок федеральных сетей будет расти вверх и воздействовать на общий рост цен продуктового рынка. Т.обр. эффект изменения законодательства будет прямо противоположен задуманному.

Но еще большее беспокойство вызывает несвоевременность принятия данных поправок. Впервые за последние 15 лет в стране отмечается падение реальных доходов населения и снижение внутреннего спроса, остававшегося в последние годы единственным реальным драйвером экономики. Принятие поправок в этих условиях помимо того, что нарушит сложившийся хрупкий баланс интересов ритейла и поставщиков, вызовет рост цен и сокращение ассортимента. В прошлый кризис 2008-2009 годы подобная ситуация привела к появлению с лагом примерно в год волны экономических протестов и требований. В одном только 2010 году МВД зарегистрировало почти 34 тысячи протестных акций с неполитическими требованиями. Повторение этого феномена в 2016 году было бы крайне нежелательно из-за предстоящих думских выборов.

В качестве заключения хотел бы напомнить нашим законодателям, что объективные экономические противоречия, существующие между торговлей и поставщиками не преодолены нигде в мире. Об этом свидетельствует практика США, Великобритании, Франции, ФРГ. В то же время в России всего 4 года назад был сформирован уникальный инструмент межотраслевого саморегулирования – Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС), объединяющий ведущие отраслевые союзы розничной торговли и поставщиков потребительских товаров Российской Федерации. Коллеги избрали меня его председателем и я могу со всей ответственностью заявить, что за короткий период его существования сторонам удалось на принципе консенсуса выработать Кодекс добросовестных практик и добиться его выполнения ведущими розничными федеральными и региональными сетями. МЭС видит свою задачу в том, чтобы добиваться максимально широкого и безусловного выполнения положений Кодекса всеми игроками рынка. С этой целью необходимо усилить поддержку процессов саморегулирования, в том числе и межотраслевого саморегулирования, через систему государственных стимулов и санкций. 

Если уж мы беремся сейчас за улучшение ФЗ-381, то надо делать это, не латая дыры несовершенного закона, а через радикальную его переработку. Ведь он принимался в конце 2009 года в таком же спешном порядке, как и сейчас пакет поправок. И вместо "основ регулирования торговой деятельности" он затрагивает лишь торговлю продовольственными товарами и то не всю, а лишь в отношении взаимодействия торговых сетей и поставщиков. За это время правительством РФ принята Стратегия развития отрасли, наработан опыт саморегулирования в рамках МЭС – все это могло бы стать основой для эффективного изменения действующего т.наз. Закона о торговле и превращения его в настоящий инструмент преобразования отрасли на уровень экономики XXI века. Вот где нам пригодилась бы добрая воля и опыт депутатов Госдумы и сенаторов Совета Федерации.

http://tribuna.ru/news/2015/06/17/68737/


Эксперт:  Борисов Александр
Тематики:  Торговля, ритейл
Источник: Трибуна

К списку