Дайджест ОРВ за 2018 год
23 Января 2019
Дайджест ОРВ за 2018 год

Лучшие практики: обзор деятельности системы ТПП России по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов федерального уровня и решений ЕЭК за 2018 год

ТПП России в 2018 году в порядке оценки регулирующего воздействия рассмотрено 1985 проектов актов федерального уровня, по 303 из которых в адрес разработчиков направлены замечания ТПП России.

 дайджест 2018


Отдельного внимания из числа подготовленных заключений ТПП РФ заслуживают заключения по следующим проектам нормативных правовых актов (НПА)
пробирный надзор
Цель разработки / суть НПА:
Сокращение теневого сектора рынка ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и повышение прозрачности оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Установление возможности проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов с периодичностью более одного раза в три года
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» - члена ТПП РФ
Проектируемые изменения представляется необоснованными и избыточными.
В настоящее время уровень государственного контроля является более чем достаточным:
- все сделки производятся только в безналичной форме с регулярной отчетностью по произведенным операциям и движению денежных средств;
- каждое ювелирное изделие, попадающее на рынок от производителя или импортера, учитывается Пробирной палатой после прохождения процедуры опробования и клеймения;
- Пробирная палата наделена правом проведения внезапных внеплановых проверок с последующим уведомлением прокуратуры (без согласования);
- розничная торговля производится через онлайн-кассы;
- ювелирные изделия являются единственной товарной позицией, которая подлежит контролю со стороны Росфинмониторинга.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
административная ответственность в сфере обращения драгоценных металлов и камней
Цель разработки / суть НПА:
Повышение размера штрафных санкций за нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных действующим законодательством в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» - члена ТПП РФ
Предлагаемое увеличение размера штрафов (в 5 раз) несоразмерно с уровнем доходов предприятий, осуществляющих деятельность в данной сфере, и нанесенному ущербу государству от действий, связанных с нарушением правил учета, хранения, отчетности.
Производственных предприятий отрасли около 5 тысяч, из них более 90 процентов относятся к предприятиям микро- и малого бизнеса. При рентабельности 6 – 8 процентов их чистый ежемесячный доход не превышает 200 тысяч рублей. Проектируемый размер штрафов может превышать уровень дохода предприятий.
Проектируемые нормы делают существенным разрыв между минимальным и максимальным размерами штрафа, что формирует коррупционную составляющую, поскольку конкретный размер штрафа определяется контролирующими органами субъективно.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
административная ответственность в сфере обращения с ТБО
Цель разработки / суть НПА:
Дифференциация составов административных правонарушений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в этой сфере.
Позиция ТПП РФ:
Председатель Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии
Проект федерального закона в представленной редакции не поддерживается: ответственность уже установлена действующей статьей 8.2 КоАП «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» и совпадает с проектируемой мерой ответственности, за исключением санкции в виде приостановки деятельности на срок до 90 суток. Проектируемые положения создают конкуренцию норм.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
обращение с отходами I-II класса опасности
Цель разработки / суть НПА:
Создание единой государственной системы, центральное место в которой должен занять федеральный оператор по обращению с отходами I-II класса опасности
Позиция ТПП РФ:
Председатель Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии
Не представляется возможным оценить реальную ситуацию и целесообразность создания единой системы: - отсутствует анализ существующей инфраструктуры по обращению с отходами I и II класса опасности, имеющегося оборудования, а также оценка потребностей в мощностях для обезвреживания и утилизации отходов; - федеральный оператор получает существенные преференции по сравнению с другими участниками рынка услуг в области обращения с отходами, что создает условия для недобросовестной конкуренции.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
выбросы промышленных предприятий
Цель разработки / суть НПА:
Выявление зон повышенного загрязнения атмосферного воздуха и основных источников загрязнения, усиление мер государственного регулирования за выбросами промышленных предприятий.
Позиция ТПП РФ:
Председатель Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии
Законопроект предусматривает дублирующую систему нормирования выбросов, что несет риск многократного роста административной и финансовой нагрузки на предприятия, а также несоблюдения требований законодательства в связи с заложенными в законопроекте противоречиями.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
проведение ярмарок
Цель разработки / суть НПА:
Уточнение действующих в настоящее время основ правового регулирования организации и функционирования ярмарок в Российской Федерации, правового статуса участников ярмарочной торговли и гарантий их деятельности с целью формирования единообразного подхода в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях при осуществлении ими нормотворческой деятельности и правоприменения.
Позиция ТПП РФ:

Законопроект в части, определяющей полномочия государственных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, содержит положения, способствующие ограничению конкуренции на рынке выставочно-ярмарочной деятельности и увеличению неналоговой нагрузки на участников и организаторов ярмарок.
Реализация проектируемых норм приведет к «двойному» налогообложению субъектов предпринимательства - организаторов и участников ярмарки.

Департамент выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ

Результат ОРВ:
Положение о взимании органами местного самоуправления с участников ярмарки платы за осуществление продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарках исключено из проекта разработчиком.
антимонопольное регулирование интернет-платформ
Цель разработки / суть НПА:
Введение в антимонопольное законодательство правил, определяющих регулирование с учетом современных вызовов: необходимости определения критериев отнесения к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ, закрепления требований, связанных с контролем сделок, связанных с приобретением технологий или иных нематериальных активов.
Позиция ТПП РФ:

Законопроект не поддерживается по следующим основаниям: - вводятся понятия, требующие дополнительного толкования, что может привести к противоречивой правоприменительной практике; - не регламентируется правовой статус цифровых платформ, зарегистрированных за пределами РФ, но обеспечивающих доставку товаров в Россию, что может полностью или частично закрыть доступ на такие платформы отечественным продавцам; - определяется новый субъект – доверенное лицо (физическое или юридическое лицо), которое наделяется функциями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в то время как законом установлен запрет по наделению хозяйствующих субъектов функциями государственных органов; - предполагается отмена антимонопольных «иммунитетов» для сферы осуществления интеллектуальных прав (нововведение ослабит стимулы к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и уровень ее защиты); - вводятся положения о праве антимонопольного органа продлевать с согласия Правительства Российской Федерации срок рассмотрения ходатайств до пяти лет (такой срок представляется чрезмерным и несет риск злоупотребления данным полномочием).

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ, 
Департамент цифрового развития ТПП РФ

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
государственное регулирование цен и тарифов
Цель разработки / суть НПА:
Разработка комплексного и ключевого нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Позиция ТПП РФ:

В представленной редакции проект не поддерживается:

- проект содержит положения, выходящие за рамки предмета предлагаемого регулирования;   - используемые термины и определения требуют дополнительной проработки;    - проектируемое ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому из осуществляемых видов деятельности потребует изменения бухгалтерской и управленческой отчетности, что приведет к необоснованным расходам субъектов предпринимательской деятельности;    - требуют детальной проработки положения проекта, регулирующие вопросы функционирования ЕИАС.

Новосибирская ТПП,
ТПП Саратовской области
Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта (член ТПП РФ),
Комитет ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию,
Совет ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проекты нормативных правовых актов.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)»
обеспечение полноты и своевременности выплаты заработной платы
Цель разработки / суть НПА:
Закрепление права государственных инспекторов труда принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.
Позиция ТПП РФ:

Законопроекты не поддерживаются по следующим основаниям:

- предлагаемый порядок на практике может увеличить срок выплаты заработной платы в несколько раз (до 1,5 месяцев), в то время как действующий ускоренный порядок взыскания заработной платы на основании судебного приказа  -8 дней;
- наделение инспекции труда новым полномочием, дублирующим полномочия суда, представляется нецелесообразным;
- предлагаемое бесспорное списание денежных средств по решению государственного инспектора труда с банковского счета работодателя является существенным ограничением прав участников экономического оборота;
- отсутствие в законопроекте конкретных специальных мероприятий по профилактике нарушений не соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и несет риск существенного расширения предмета проверки и злоупотребления правом со стороны лиц, ее осуществляющих.

Национальная ассоциация центров охраны труда - член ТПП РФ,
Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проекты нормативных правовых актов.
грузовые операции на ж/д транспорте
Позиция ТПП РФ:
Президент Национальной ассоциации транспортников, член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию
Проект федерального закона в представленной редакции не поддерживается:
- грузовые операции не включены в состав публичных правоотношений (такие правоотношения должны регулироваться самими заинтересованными лицами путем заключения договора);
- стороны по своей воле могут принимать рекомендательные сроки, действующие на подъездных путях, на фронтах погрузки-выгрузки, применительно к вагонам перевозчика (директивное установление сроков («24 часа сверх нормативных сроков», «36 часов на погрузку – выгрузку») нарушает принцип свободы договора);
- изменения могут привести к установлению более тяжелых форм ответственности по сравнению с установленной в статье 44 Устава;
- данный рынок в большинстве сегментов является сбалансированным, в случае превышения спроса над предложением баланс достигается временным повышением ставок со стороны операторов (для получателей услуг и для операторов такие механизмы более естественны и приемлемы, нежели введение для штрафных санкций).
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
саморегулирование в строительстве
Цель разработки / суть НПА:
Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций в строительной отрасли.
Позиция ТПП РФ:
Вице-президент Российской гильдии риелторов, Председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности
Проектом предусматривается возможность отчисления части дохода от размещения средств компенсационных фондов на нужды национальных объединений СРО. Проектируемая норма требует существенной доработки:
- не установлен объем подобных отчислений (предлагается установить конкретный размер отчислений от полученного дохода (например, в размере 50%);
- требует конкретизации порядок перечисления взносов (во избежание противоречий предлагается установить, что доход в размере 50% от размещения средств компенсационного фонда СРО по заявлению СРО может быть перечислен на расчетный счет СРО в целях выполнения уставных задач, и СРО вправе принять решение об уменьшении взносов в СРО).
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
административная ответственность в сфере обращения драгоценных металлов и камней
Цель разработки / суть НПА:
Соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных действующим законодательством в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК).
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов, член Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них
В представленной редакции проект не может быть поддержан, поскольку требует существенной доработки, в части:
 - конкретизации составов правонарушений в диспозициях статей по стадиям оборота ДМДК;
- дифференциации санкций за правонарушения, исходя из степени их общественной опасности;
- исключения возможности применения одновременно санкций в виде штрафа и конфискации предмета правонарушения.
Принятие поправок в проектируемой редакции приведет к увеличению рисков ведения бизнеса и, как следствие, - к снижению инвестиционной привлекательности данной сферы, включению возросших рисков в стоимость готовой продукции, созданию неконкурентных условий в сфере производства ДМДК и изделий из них по сравнению со странами ЕАЭС.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
инсайдерская информация
Цель разработки / суть НПА:
Приведение понятийного аппарата Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также ряда требований по противодействию противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований, в соответствие с требованиями Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями.
Позиция ТПП РФ:
Начальник управления Российского международного олимпийского университета, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта
Проектируемое понятие инсайдерской информации допускает расширительное толкование, что может привести к необоснованному закрытию информации о спортивных мероприятиях, организациях и участниках.
Определение инсайдерской информации должно трактоваться однозначно, а именно, как манипулирование результатами спортивного состязания с целью извлечения необоснованной выгоды и возможности нанесения ущерба другим лицам.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
безопасность движения на железнодорожном транспорте
Цель разработки / суть НПА:
Создание единого порядка управления безопасностью движения на ж/д транспорте и обеспечение его стабильной и устойчивой работы.
Позиция ТПП РФ:

Принятие законопроекта нецелесообразно, поскольку общественные отношения в данной сфере уже нормативно урегулированы, и установление требований по наличию и применению системы управления безопасностью движения (при отсутствии в проекте определений таких вводимых понятий как «участники перевозочного процесса» и «система управления безопасностью движения») в дополнение к уже закрепленным на уровне наднационального законодательства является избыточным.

 

Комитет ТПП РФ по транспорту и экспедированию

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
таможенное регулирование
Цель разработки / суть НПА:
Регулирование правоотношений в сфере таможенного дела и внешнеэкономической деятельности.
Позиция ТПП РФ:
Председатель Совета ТПП РФ по таможенной политике, советник Президента ТПП РФ

Законопроект требует доработки в части:

- сокращения сроков принятия решений о классификации товаров (длительные сроки способствуют стагнации внешнеэкономических отношений субъектов ВЭД);
 - исключения положений, необоснованно вводящих таможенные сборы (введение новых сборов приведет не только к увеличению финансовой нагрузки на бизнес, но и в ряде случаев к увеличению сроков принятия решений о выпуске товаров);
 - приведения проектируемых норм в соответствие с Таможенной конвенцией о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров.

Результат ОРВ:
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Позиция ТПП РФ учтена.
транспортное обслуживание населения
Цель разработки / суть НПА:

Формирование системы комплексного транспортного обслуживания населения на всей территории Российской Федерации транспортом общего пользования. Внедрение единых государственных подходов к регулированию и обеспечению гарантированной транспортной доступности территории Российской Федерации для населения
Позиция ТПП РФ:

Законопроект не поддерживается по причинам, которые имеют как отраслевой, так и общий характер, в том числе:

- противоречия нормам ГК РФ в части обеспечения прав на транспортное обслуживание транспортом общего пользования как населения, так и юридических лиц, причем, как в части перевозок багажа, так и в части перевозок грузов (проектируемые нормы ограничивают предмет регулирования перевозками транспортом общего пользования исключительно населения (то есть граждан, но не юридических лиц) и багажа (но не грузов);
 - несоответствия принципу свободы договора (согласно проекту договор транспортного обслуживания заключается на срок не менее устанавливаемого законодательством РФ, в то время как все условия договора, определяются по усмотрению заинтересованных сторон);
 - необходимости снятия вопросов по вопросам организации транспортного заказа, доступа к ряду объектов транспортной инфраструктуры, в том числе субъектами естественной монополии.

 

Комитет ТПП РФ по транспорту и экспедированию

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проекты нормативных правовых актов.
безопасность информации
Цель разработки / суть НПА:

Определение порядка осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Позиция ТПП РФ:

 

Необходимо привести положения о сроках проведения проверок в соответствие действующему законодательству. В частности, закрепить норму о том, что срок проведения проверки в отношении субъекта КИИ, который осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению субъекта, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

 

 

Департамент цифрового развития ТПП РФ

Результат ОРВ:

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 г. № 162 «Об утверждении порядка осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры». Позиция ТПП РФ учтена.

отпускные цены на лекарственные препараты
Цель разработки / суть НПА:

Совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и сдерживание бюджетных расходов на лекарственные препараты, закупаемые для нужд здравоохранения.

Позиция ТПП РФ:
Научный руководитель ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр физико-химической медицины Федерального медико-биологического агентства», Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

Проект не может быть поддержан, поскольку несет риски:

- увеличения документальной нагрузки  на  бизнес;
- введения дополнительных расходов  для компаний-производителей;
- существенного ограничения локального производителя, что может сказаться как на решении переноса производства в Россию, так и на решении о локальных разработках инновационных препаратов;
- недобросовестного поведения компаний-производителей воспроизведенных препаратов (демпинга цен на рынке).
Исходя из предложенного регулирования, процесс перерегистрации займет более одного календарного года. Нет гарантии, что при соблюдении сроков цены будут перерегистрированы до 1 января 2019 года

Результат ОРВ:

Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

туристическо-рекреационные особые экономические зоны
Цель разработки / суть НПА:

Обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) туристско-рекреационных особых экономических зон Северо-Кавказского федерального округа (определение порядка категорирования объектов (территорий), информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта, контроля за выполнением требований, формирования паспорта безопасности объекта (территории).

Позиция ТПП РФ:

Проект содержит положения, способствующие возникновению дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности. Возложенные на предпринимателей обязательства по проведению мероприятий по обеспечению безопасности объектов, предусмотренные проектом,  носят избыточный характер.


ТПП Кабардино-Балкарской Республики
ТПП Республики Дагестан

Результат ОРВ:

Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

рынок цифровых токенов
Цель разработки / суть НПА:

Определение порядка аккредитации организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов в Российской Федерации.

Позиция ТПП РФ:
Проектируемые нормы несут риск монополизации рынка. Установление для организаций, выпускающих цифровые токены, требования к уставному капиталу в размере не менее 100 млн рублей приведет к тому, что на рынок размещения токенов выйдут крупнейшие биржевые игроки, рассматривающие данную сферу как новое направление.
Целесообразно установить пропорцию количества выпускаемых токенов к величине уставного капитала, что позволит обеспечить выход на рынок профессионалов IT-отрасли, не ограничиваясь представителями биржевого и банковского сектора. Например, минимальная величина уставного капитала, равная 5 млн рублей, обеспечит возможность выпуска не более 2,5 млн токенов.

Департамент развития торгово-промышленных палат ТПП РФ

Результат ОРВ:

Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть предложение ТПП РФ о снижении минимального размера уставного капитала до 5 млн рублей.

инвестиционный портовый сбор
Цель разработки / суть НПА:

Установление порядка определения размера инвестиционного портового сбора, его взимания и применения в морских портах Российской Федерации.

Позиция ТПП РФ:
Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов, член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию

Проект требует существенной доработки. Необходимо, в том числе:

- определить понятие «объект инфраструктуры морского порта, на строительство и реконструкцию которого вводится инвестиционный портовый сбор»;

- изменить период действия установленной ставки размера сбора: с очередного календарного года на очередной период регулирования - три года (в целях более долгосрочного, стабильного действия ставки);

- уточнить порядок определения размера сбора (инвестиционный портовый сбор по своему размеру может приближаться к общей сумме всех иных уплачиваемых портовых сборов, а в случае дальнейшего роста курса доллара США, может увеличить общую нагрузку по уплате сборов на судовладельцев в разы, что в конечном итоге повысит стоимость фрахта и увеличит расходы российских грузоотправителей);

- предусмотреть механизм использования инвестиционного сбора для компенсации капитальных вложений стивидорных компаний, направленных на развитие объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности.

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
антитеррористическая защищенность многоквартирных домов
Цель разработки / суть НПА:

Установление обязательных требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов (МДК), в том числе к их инженерно-технической укрепленности, категорированию, разработке паспорта безопасности, а также регламентация контроля за выполнением указанных требований.

Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор ООО «Промгазэнергосервис», председатель Подкомитета по газовому хозяйству Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства

Проект требует дополнительного научно-технического анализа и значительной доработки:

- возложение функции обеспечения антитеррористической защищенности на лиц, осуществляющих управление МКД, не решает комплексную задачу безопасности МКД и граждан (такие мероприятия должны организовывать лица, прошедшие специальное обучение, имеющие соответствующие допуски и навыки поведения в условиях ЧС);

- необходимо определить конкретные меры противодействия и профилактики как в отношении новостроящихся МКД, так и находящихся в эксплуатации с учетом уровня их износа;

- требуется исключить необоснованное дополнительное взимание платы у собственников, нанимателей помещений за мероприятия антитеррористической направленности (обеспечение антитеррористической защищенности населения находится в компетенции государства и должно выполняться за его счет).

Результат ОРВ:

Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

отпускные цены на лекарственные препараты
Цель разработки / суть НПА:

Повышение доступности безопасных, эффективных и качественных медицинских изделий для населения государств-членов ЕАЭС, повышение конкурентоспособности производства медицинских изделий государств-членов на мировом рынке.

Позиция ТПП РФ:
Научный руководительФГБУ «Федеральный научно-клинический центр физико-химической медицины Федерального медико-биологического агентства», Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

Проект регулирует обращение медицинских изделий, зарегистрированных после вступления в силу Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках ЕАЭС (при этом значительно бо́льшая часть локально зарегистрированных медицинских изделий была зарегистрирована до вступления в силу Соглашения, условия обращения которых в рамках проекта остаются нерешенными).

На документы, выданные после вступления Соглашения в силу, проект не распространяется (при этом к данной категории документов целесообразно отнести не только регистрационные удостоверения на новые медицинские изделия, но и на все медицинские изделия, в регистрационные удостоверения которых вносились изменения).

Требуется внесение изменений и в само Соглашение.

Результат ОРВ:

Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

требования к автоматическим средствам измерения загрязняющих веществ
Цель разработки / суть НПА:

Установление требований к автоматическим средствам измерения (АСИ) и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам их фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду .

Позиция ТПП РФ:

Проект не поддерживается по следующим основаниям:

- действующим законодательством не предусмотрено измерение и учет предусмотренных в проекте дополнительных «показателей отходящих газов, необходимых для расчета массы и (или) объема выбросов загрязняющих веществ»;

- проектируемые положения об обязательных требованиях кАСИ, обеспечивающих измерение показателей сбросов, требуют синхронизации с нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

- в законодательстве отсутствует вводимое проектом постановления понятие «достоверность и надежность измерений», а также проектом не установлены критерии и порядок обеспечения достоверности и надежности измерений, что создает угрозу расширительного толкования проектируемых норм на практике.

ПАО «Газпром»,
Ассоциация  морских торговых портов (члены ТПП РФ)

Результат ОРВ:

Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

транспортировка нефти и нефтепродуктов
Цель разработки / суть НПА:

Утверждение норм естественной убыли, применяемых для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов (взамен приказа Минэнерго России №527, Минтранса России № 236 от 01.11.2010).

Позиция ТПП РФ:
Президент Союза «Российская палата судоходства», член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию

Оценить в полной мере правомерность содержащихся в проекте приказа значений убыли нефти и нефтепродуктов не представляется возможным,поскольку материалы, содержащие расчетно-экспериментальные обоснования снижения норм естественной убыли для водного транспорта в среднем на 30%, а также информация о проведении каких-либо исследованийучастием судоходных компаний, позволяющих делать выводы об избыточности действующих норм и необходимости их снижения, отсутствуют.

Принятие приказа в предложенной редакции приведет к возникновению споров по убыли груза в процессе доставки между грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком и, как следствие, станет причиной срыва доставки нефтепродуктов, в том числе по программе Северный завоз в населенные пункты на малых реках, где период навигации составляет 15-20 дней.

Результат ОРВ:

Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

пожарная безопасность
Цель разработки / суть НПА:

Утверждение порядка обучения работников организаций мерам пожарной безопасности.

Позиция ТПП РФ:

Проект требует существенной доработки.

Представляются избыточными, например, следующие требования:

- проведение инструктажа на рабочем месте в виде практического занятия (с использованием натуральных предметов и оборудования);

- обязательное повышение квалификации (по программам дополнительного профессионального образования) в отношении работников, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- обязательное обучение неограниченного числа работников (список работников, подлежащих обучению, носит открытый характер). 

 

Управление делами ТПП РФ 

Результат ОРВ:

Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

безопасность производственного объекта
Цель разработки / суть НПА:

Уточнение требований к обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Позиция ТПП РФ:

В целях исключения возможности разработки для одного опасного производственного объекта нескольких обоснований безопасности, а также недопущения ограничения применение на опасных производственных объектах новых методов и подходов к оценке критических параметров и контролю безопасности, необходимо внести изменения в п. 2.1 и п. 18 проектируемого приказа.

 

Департамент методического обеспечения проведения сертификации,
экспертной деятельности и подтверждения производства
промышленной продукции ТПП РФ

Результат ОРВ:

Приказ Ростехнадзора от 12 июля 2018 г. № 298 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Позиция ТПП РФ учтена.

инфраструктура морских портов
Цель разработки / суть НПА:

Установление прозрачности процедуры выдачи Росморречфлотом заключений о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта со смежным объектом инфраструктуры морского порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Позиция ТПП РФ:

Проектируемые нормы несут риск затруднения правоприменения. Например, пункт 3 проекта допускает толкование, предполагающее, что для установления неразрывной связи требуется полное расположение смежного объекта инфраструктуры только на одном земельном участке.


Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (член ТПП РФ)

Результат ОРВ:

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.10.2017 г. № 454 «Об утверждении критериев неразрывной связи находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта со смежным объектом инфраструктуры морского порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления» (зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2018). 

Позиция ТПП РФ учтена.

выбросы вредных веществ
Цель разработки / суть НПА:

Обеспечение сбора, документирования, хранения и корректировки систематизированных сведений о распределении источников выбросов и о выбросах хозяйствующего субъекта.

Позиция ТПП РФ:

Проектируемые правила инвентаризации определены недостаточно, что является коррупциогенным фактором.

 

 

ПАО «Газпром», ПАО «Мечел»,
Союз производителей электроэнергии,
Марийский НПЗ  (члены ТПП РФ)

Результат ОРВ:

Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей ТПП России
Коваленко Н.Ю. 8 495 620 01 05; kny@tpprf.ru
Савенкова И.В. 8 495 620 04 89; savenkova@tpprf.ru