Об изменениях закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
25 Мая 2020
Об изменениях закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Разработчиками выступили Минфин России и рабочая группа «Драгоценные металлы и камни». О законопроекте рассказывает председатель Комитета ТПП РФпо поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней , генеральный директор ОАО «Красцветмет» Михаил Дягилев.

В ТПП РФ был проведен ряд публичных консультаций с представителями предпринимательского сообщества в целях оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта. В том числе, обсуждение состоялось на заседании Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней с участием представителей Минфина России, Гохрана России и Пробирной палаты России. Итогом совместной экспертной работы стал документ с целым рядом замечаний и предложений.

В частности, в измененной редакции законопроекта остается неурегулированным вопрос о процедуре покупки драгоценных металлов в приоритетном порядке для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, а именно, какие действия необходимо предпринять, если произведенный объем драгоценных металлов превысил объем в ранее направленном предложении. Ведь невозможно точно, заранее, до граммов, определить объемы добычи и производства драгоценных металлов на год вперед. При этом, отсутствие возможности направить дополнительное предложение для приоритетной покупки автоматически делает субъектов добычи и производства нарушителями закона со всеми вытекающими последствиями.

В новой редакции предлагается сохранить условия авансирования (задатка) за драгоценные металлы, существующие в текущей редакции Федерального закона от 26.03.1998 № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Эксперты считают, что исключение авансирования негативно отразится на бизнес-модели добывающих предприятий, поскольку в данный момент субъекты добычи вправе продавать драгоценные металлы на условиях предоплаты.

Дискуссию вызвал вопрос клеймения ювелирных изделий. Предлагается сохранить положение о добровольном клеймении ювелирных изделий для экспорта, исключенное в измененной редакции законопроекта. Соглашением об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза предусматривается, что ювелирные и другие изделия, произведенные на территории государств-членов, предназначенные для экспорта в государства, не являющиеся членами Союза, не подлежат опробованию, анализу и клеймению в случае, если это предусмотрено законодательством государства, на территории которого такие изделия изготовлены. Добровольное клеймение экспортируемых изделий будет способствовать не только повышению конкурентоспособности российских производителей ювелирных изделий, ведь ряд зарубежных покупателей признают российское клеймо дефектом продукции, но и расширению географии международных продаж и увеличению объемов экспорта.

Следует также затронуть вопрос установления законопроектом требований о разработке и утверждении норм расхода драгоценных металлов на изготовление продукции для аффинажных организаций. Ни нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет, ни налоговое законодательство не содержат обязательного требования установления норм расхода сырья. Рациональное использование ресурсов является внутрихозяйственным вопросом организаций. При этом содержание драгоценных металлов в продукции аффинажных организаций проверяется аналитическими лабораториями, аттестованными в национальной системе аккредитации Российской Федерации, подтверждается протоколами испытаний, сертификатами и другими документами. 

В результате, при создании новой системы регулирования не выдерживается установленный Методикой исполнения плана мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины» принцип борьбы только с внешними рисками, не допуская контроля за рисками внутрихозяйственной деятельности, коммерческими и управленческими, которые напрямую не оказывают влияния на охраняемые государством ценности. Не допускается контроль за качеством продукции сверх того, что необходимо для безопасности этой продукции. Излишняя детализация является вмешательством во внутрихозяйственную деятельность, приводит к избыточной нагрузке и не соответствует целям «регуляторной гильотины» по сокращению административной нагрузки на отрасль.

Эксперты Комитета ТПП РФ детально проработали законопроект и указали на риски, возникающие как для бизнеса, так и для охраняемых законом ценностей. В целом в проект закона предложено внести правки и уточнения более чем по 30 вопросам. ТПП РФ с учетом мнения экспертов и членов Комитета по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней направила письмо в Минэкономразвития для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия законопроекта.

Необходимо отметить, что для усиления контроля в отрасли было введено лицензирование скупки и лицензирование обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней. В ближайшее время будет внедрен контроль посредством «Государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них» (ГИИС ДМДК), которая обеспечит прослеживаемость драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах оборота, подтверждение их подлинности и легальности происхождения. Система позволит использовать высокотехнологический инструмент контроля при осуществлении федерального пробирного надзора, заблаговременно выявлять признаки нарушений обязательных требований, обеспечить оперативный мониторинг деятельности участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, изменения в области нормативного регулирования отрасли драгоценных металлов направлены как на повышение безопасности потребителей и государства, так и на снятие избыточной нагрузки на бизнес.

Источник: https://www.gosrf.ru/regionsnews/ob-izmeneniyah-zakona-o-dragoczennyh-metallah-i-dragoczennyh-kamnya...

https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/361216/