В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему: «О внесении изменений в Технический регламент Таможенного Союза». Мероприятие открыла и вела председатель подкомитета по моторным топливам Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Наталья Шуляр.
В заседании приняли участие вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, советник Аппарата Правительства РФ Андрей Егоркин, заместитель директора департамента энергетики Евразийской комиссии Сергей Колобанов. В «круглом столе» также участвовали представители Минэкономразвития РФ, Минтранса РФ, Министерства обороны РФ, Российской ассоциации автомобильных дилеров, нефтяных компаний «Роснефть», «Лукойл», «Башнефть», «Транснефтепродукт», «Сургутнефтегаз», «Белнефтехим», «ПетроКазахстан».
В своем вступительном слове Дмитрий Курочкин определил основную задачу «круглого стола» – объединить усилия власти и бизнес-сообщества стран Таможенного союза в сфере технического регулирования нефтяной промышленности и обеспечить рынки наших стран нефтепродуктами европейского качества. Вице-президент ТПП РФ отметил, что нефтяная отрасль России, также как и аналогичные отрасли Белоруссии и Казахстана, развивается в очень непростых условиях, сказываются проблемы, накопившиеся за постсоветский период в экономиках трех стран. Мировой рынок углеводородов по-прежнему остается волатильным, в то же время, Россия не имеет возможности влиять на мировые цены на нефть.
Дмитрий Курочкин выделил такие проблемы, как изношенность инфраструктуры, недостаточную техническую оснащенность, особенно в сфере нефтепереработки. По словам вице-президента ТПП РФ, из 37 миллионов легковых транспортных средств, представляющих автопарк России, половина старше 10 лет. При таком состоянии автопарка невозможно добиться должного экологического эффекта от использования современных видов топлива.
В октябре 2011 года в Санкт-Петербурге состоялось 32-е заседание Комиссии Таможенного союза, на котором был принят Техрегламент ТС «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, а также топливу для реактивных двигателей и мазуту». Документ вступил в силу 31 декабря 2012 года, и уже можно подвести некоторые промежуточные итоги, считает Дмитрий Курочкин. В частности, многие требования регламента являются избыточными даже для европейских директив, содержащих весьма высокие экологические требования.
Наталья Шуляр информировала участников заседания о том, что в прошлом году в ТПП РФ был проведен международный форум «Перспективы технического регламента по моторным топливам». На нем присутствовали представители Китая, США и Европейской комиссии, поделившиеся опытом с российскими коллегами. Все мировые эксперты сходятся во мнении, что одинаково строгие стандарты для всех регионов и видов транспорта необязательны, поскольку в сельской местности затраты на переоборудование техники превысят выгоду от экологического эффекта. В то же время, российский автопарк все же нуждается в серьезной модернизации. По данным, приведенным Натальей Шуляр, на 45 миллионах транспортных средств российского автопарка, по большей части установлены двигатели, соответствующие стандартам Евро 0/1. Такими двигателями оснащены 47 процентов легковых автомобилей и 75,7 процентов грузовых.
Главный технолог ОАО «ВНИИ НП» Владимир Булатников рассказал об особенностях определения качества авиационного топлива. Он обратил внимание на то, что минимальный показатель октанового числа для бензина в Таможенном союзе сейчас составляет 76, тогда как в Евросоюзе – не меньше 95. При этом, считает Владимир Булатников, если Россия сможет повысить стандарт по данному показателю, то партнеры по Таможенному союзу, в частности, Казахстан не смогут повысить показатель октанового числа для бензина. Эксперт привел статистику по использованию различных видов моторного топлива в России, в соответствии с которой 64 процента транспортных средств используют бензин АИ-92, 19 процентов – АИ-95, 5 процентов – АИ-80 и лишь 1 процент – АИ-98.
Координатор секретариата Межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе России Галина Кашлева рассказала о деятельности рабочей группы 6 по вопросам нормирования требований к нефтепродуктам (РГ6) по подготовке изменений в ТР ТС. Эксперт РГ6, генеральный директор «Интехэнергоресурс» Владимир Котеленец представил для обсуждения замечания и предложения рабочей группы к проекту изменений в Технический регламент Таможенного союза.
Далее состоялась дискуссия по предлагаемым изменениям в ТР ТС.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А. Казимирко-Кириллова